Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура бизнес-плана.



Структура бизнес-плана.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. В отличие от тех-промфинплана (плана производственно-хозяйственной деятельности предприятия) бизнес-план может иметь 6, 7, 12, 18 и другое число разделов. Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности.

 

Рис. Цели и задачи предпринимательской сделки

 

Бизнес-план – план, программа действий предприятия, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций, включающая оценку ожидаемых расходов и доходов и используемая для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов.

Бизнес-планирование – важнейший фактор успеха в бизнесе. Планировать свой бизнес необходимо по многим причинам. Ведь часто бывает, что технологически бизнес просчитан безупречно. Однако экономические аспекты яв­ляются причинами сбоев в технологии бизнеса. Необходи­мо заранее продумать и спланировать все экономические аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Важно спланировать закупки сырья, материалов, топлива, комп­лектующих изделий и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавлен­ную стоимость (НДС), оборачиваемость оборотных средств. Очень часто непродуманная политика закупок приводит к переплате НДС, неэффективному использованию оборот­ных средств.

Часто неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к появлению явлений неплатежеспособности хозяйствующих субъектов.

Сегодня можно сказать, что неустойчивость нашей эко­номики часто приводит к невозможности осуществлять нор­мальное планирование. К сожалению, это заблуждение ча­сто используется руководителями для оправдания отсут­ствия четкой системы планирования. Да, внешняя среда очень подвижна, множество факторов (инфляция, спад производства, налоги и т. д.) делают ситуацию неопреде­ленной. Это, действительно, значительно усложняет сис­тему планирования, но никак не отрицает ее необходимость.

Современные средства позволяют преодолеть трудно­сти и повысить эффективность планирования.

В мировой практике различают различные подходы в бизнес-планировании, выделяют несколько бизнес-планов.

Практика планирования выделяет несколько типов бизнес-планов. Каждый тип бизнес-плана имеет свои особен­ности. В России выделяют 4 типа бизнес-планов:

1. Внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования.

2. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополне­ния оборотных средств.

3. Инвестиционный бизнес-план.

4. Бизнес-план финансового оздоровления (санации).

Внутренний бизнес-план не имеет особых внешних тре­бований. Напротив, внутренний бизнес-план должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе учета и планирования.

Система внутреннего планирования должна быть опти­мальной. В состав плановых показателей должны вклю­чаться только показатели, которыми можно и нужно управлять. Громоздкость системы планирования снижает ее эффективность.

Системность планирования предусматривает охват все­го цикла заготовки материальных ресурсов, производства, реализации продукции.

Структуру внутреннего бизнес-плана необходимо адап­тировать к системе контроллинга.

Следует также отметить, что при расчете бизнес-плана необходимо использовать бухгалтерские полные издерж­ки. Структура, объем внутреннего бизнес-плана регламен­тируется внутренними требованиями руководства и служ­бы контроллинга.

Для подготовки внутреннего бизнес-плана следует ис­пользовать современные программные средства:

– "план";

– "аналитик";

– "project expert" и др.

По данному типу бизнес-планов существуют определен­ные международные стандарты. Объем бизнес-плана не должен превышать 25 страниц текста. Это объективное тре­бование принято во многих странах мира.

Бизнес-план нужен для получения кредитов с целью по­полнения оборотных средств.

Несмотря на возможное наличие особых требований к структуре и содержанию бизнес-плана, существует целый ряд общих рекомендаций.

Подготавливая бизнес-план, необходимо максимально сократить использование информации, составляющей ком­мерческую тайну субъекта хозяйствования, проекта. Прак­тика показывает, что отсутствие осторожности иногда при­водит к краже коммерческих тайн, технологических секре­тов, коммерческих сделок. В то же время следует заме­тить, что информация должна быть сбалансированной. По мере «продвижения» бизнес-плана к реальному кредитору необходимо расширить диапазон представления иной ин­формации, при этом все же соблюдая принцип коммерческой тайны.

Стратегически важно в бизнес-плане учесть интересы конкретных инвесторов. Однако необходимо иметь в виду, что главные интересы кредитора – обеспечить возвратность кредита и своевременную уплату процентов за пользова­ние кредитом. Необходимо помнить, что любой кредитор руководствуется, прежде всего, не гуманными соображени­ями, а принципами коммерческой выгоды. Очень часто субъекты хозяйствования, чтобы убедить кредитора в биз­нес-плане, показывают сверхрентабельность проекта. Та­кой подход может привести к изменению условий предос­тавления кредита не в пользу субъекта хозяйствования, поэтому не стоит показывать сверхрентабельность (очень высокую прибыль). Лучше сосредоточиться на обеспече­нии выполнения условий кредитного договора.

Необходимо помнить, что субъект хозяйствования обес­печивает возврат кредита за счет получения выручки (не из прибыли). Особое внимание необходимо уделить порядку уплаты процентов по кредиту.

Во-первых, проценты уплачиваются в соответствии с ус­ловием кредитного договора (ежемесячно, ежеквартально и др.). Оплата должна производиться в определенный день месяца. В случае задержки платежа кредитор в соответствии с условиями договора имеет право изменить условия кре­дитования (чаще всего процентная ставка удваивается).

В отличие от возвратности самого кредита, проценты за пользование кредитом могут быть выплачены частично за счет выручки и частично за счет прибыли.

Бизнес-план также имеет свои стандарты. Главным кри­терием является его объем. По международным стандар­там он не должен превышать 75 страниц. Ряд международ­ных организаций (Unido, ОБСЕ и др.) используют опреде­ленную структуру. Безусловно, она носит лишь рекомен­дательный характер. Главное, чтобы содержание бизнес-плана полностью раскрывало все важнейшие аспекты, ха­рактеризующие высокую эффективность, надежность про­екта.

В настоящее время в России инвестиционная деятель­ность недостаточно активна. Но уже сегодня инвесторы принципиально отвергают рассмотрение громоздких, пре­вышающих нормативы бизнес-планов.

Важно помнить об экономическом механизме возврата кредита. Инвестиционный кредит предусматривает совер­шенствование и изменение технологии, либо ввод новых основных фондов. Все это связано с такой экономической категорией, как капитальные вложения. Сегодня пробле­мы учета капитальных вложений отошли на второй план, но это временное явление, связанное со спадом в освоении капитальных вложений на производстве. В связи с тем, что инвестиционный кредит используется для освоения капи­тальных вложений, возврат кредита осуществляется за счет полученной чистой прибыли.

Инвестиционный бизнес-план должен предусматривать: строительство (освоение капитальных вложений), произ­водство, реализацию продукции. Объем реализованной про­дукции должен дать такую массу чистой прибыли, которая обеспечивает возврат кредита.

Бизнес-план финансового оздоровления (санации). Данный тип бизнес-плана имеет особый статус. Данный бизнес-план заполняется предприятием, находящимся в состо­янии неплатежеспособности. Данный план предполагает финансовое оздоровление предприятия, его санацию. План должен пройти достаточно сложный период согласования и утверждения. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления утверждены Федераль­ным управлением по делам о несостоятельности (банкрот­стве) предприятий. Разрабатывается сроком на 18 месяцев, вводится внешнее управление.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.