Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания для практического занятия



Задания для практического занятия

Задание 1 (устно).Познакомьтесь с планом и примером лингвостилистического анализа текста.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

                                                                                        (По М.Булгакову)

План лингвостилистического анализа текста:

1. Определите тему текста.

2. Определите основную мысль текста.

3. Выделите микротемы.

4. Определите тип текста.

5. Определите стиль текста.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Какова особенность употребления глаголов в данном тексте?

Пример лингвостилистического анализа текста:

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

Задание 2. Выполните лингвостилистический анализ текста по предложенному плану:

1. Определите тему текста.

2.Определите основную мысль текста.

3. Выделите микротемы.

4. Определите тип текста.

5. Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.

6. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость / официальность, точность / расплывчатость названия, эмоциональность / бесстрастность, конкретность / абстрактность, субъективность / объективность, образность / отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).

7. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

8. Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.