|
|||
Задания для практического занятияЗадания для практического занятия Задание 1 (устно).Познакомьтесь с планом и примером лингвостилистического анализа текста. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (По М.Булгакову) План лингвостилистического анализа текста: 1. Определите тему текста. 2. Определите основную мысль текста. 3. Выделите микротемы. 4. Определите тип текста. 5. Определите стиль текста. 6. Укажите используемые стилистические средства. 7. Какова особенность употребления глаголов в данном тексте? Пример лингвостилистического анализа текста: Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись. Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему. Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал. Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями – роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования. Задание 2. Выполните лингвостилистический анализ текста по предложенному плану: 1. Определите тему текста. 2.Определите основную мысль текста. 3. Выделите микротемы. 4. Определите тип текста. 5. Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст. 6. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость / официальность, точность / расплывчатость названия, эмоциональность / бесстрастность, конкретность / абстрактность, субъективность / объективность, образность / отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи). 7. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты. 8. Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.
|
|||
|