|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 - Показатели оценки обеспеченности основными фондами ООО «Дмитровский хлебозавод» ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Таблица 2 - Показатели оценки обеспеченности основными фондами ООО «Дмитровский хлебозавод»
Проведем анализ полученных результатов. Фондоемкость в 2017 году увеличивается на 12,86%, однако в 2018 году имеет тенденцию к снижению на 3,75%. Фондовооруженность предприятия растет на протяжении всего периода. Таким образом, можно сделать вывод о достаточном обеспечении ООО «Дмитровский Хлебозавод» основными фондами.
Таблица 3 - Показатели оценки состояния основных фондов ООО «Дмитровский хлебозавод»
Также в 2018 году наблюдаем снижение коэффициентов износа, обновления и прироста основных фондов. Растут коэффициент годности и выбытия. Как следствие, можно утверждать, что состояние основных фондов предприятия несколько ухудшилось в 2018 году по сравнению с предыдущим.
Таблица 4 - Показатели оценки использования основных фондов ООО «Дмитровский Хлебозавод»
Положительно об эффективности использования основных фондов свидетельствует рост фондоотдачи в 2018 году на 3,9%, но рентабельность имеет постоянную тенденцию к снижению. Как следствие, наблюдаем снижение интегрального показателя экономической эффективности использования основных фондов ООО «Дмитровский Хлебозавод». Проведем расчет эффективности использования оборотных средств в ООО «Дмитровский Хлебозавод». Рассчитанные показатели эффективности использования оборотных активов приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ эффективности использования оборотных активов ООО «Дмитровский хлебозавод» за 2016-2018 годы
Проанализируем полученные данные. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов предприятия имеет постоянную тенденцию к росту. Эту же тенденцию наблюдаем и для коэффициентов оборачиваемости текущих обязательств, ТМЗ, производственных запасов, готовой продукции и денежных средств. Снижается коэффициент оборачиваемости товаров. Об уменьшении доли дебиторской задолженности в составе оборотных активов предприятия свидетельствует снижение коэффициента отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность. Также положительным является рост оборачиваемости дебиторской задолженности и снижения периода ее погашения в отчетном году. Растет оборачиваемость кредиторской задолженности. Однако тенденцию к снижению наблюдаем для рентабельности. В целом можно говорить об эффективном использовании оборотных средств ООО «Дмитровский Хлебозавод», о чем свидетельствует рост интегрального показателя их эффективности. Обобщающим показателем финансовой деятельности предприятия является его прибыль, формируется как финансовый результат по всем видам деятельности предприятия: операционной, инвестиционной, финансовой. [7] Операции формирования и распределения прибыли предприятия отражается в Отчете о финансовых результатах предприятия. Отразим процесс формирования и распределения прибыли предприятия в таблице.
Таблица 6 - Анализ формирования и распределения прибыли ООО «Дмитровский хлебозавод»за 2016-2018 гг., тыс. руб
При анализе финансовых результатов деятельности предприятия целесообразно анализ формирования его операционных расходов, которые включают материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация, прочие операционные расходы. Из этих расходов формируется себестоимость произведенной продукции, поэтому их изменение влияет на получаемый предприятием валовая прибыль. [9] Анализ формирования и распределения прибыли ООО «Дмитровский хлебозавод»за 2016-2018гг показал, что в течение всего анализируемого периода предприятие имеет тенденцию к снижению чистой прибыли от своей деятельности. Так, в 2017 темп чистая прибыль снизилась на 3243 тыс. руб., а в 2018 - 1967. Это связано с преобладанием темпов роста себестоимости реализации над темпами роста чистого дохода от реализации. Также имеет место рост прочих операционных доходов на 2280 тыс. руб. Суммарные операционные доходы в целом выросли в 2017 году на 2412 тыс. руб., в 2018 году - на 16 780 тыс. руб., а суммарные операционные расходы - на 6311 тыс. руб. и 18895 тыс. руб. соответственно. В течение всего исследуемого периода происходит рост операционных расходов предприятия. Так в 2017 году операционные расходы увеличились на 7508 тыс. руб. что составило 66040 тыс. руб. на конец года. В 2018 году сумма операционных расходов увеличилась на 206 тыс. руб. Конечно, наибольшую долю в операционных расходах занимают материальные затраты и именно за счет их роста на 6866 тыс. руб. произошел рост общего объема операционных расходов предприятия в 2017 году. Также значительную долю занимают расходы на оплату труда и прочие операционные расходы, однако их сумма изменилась меньше. В 2018 году наблюдаем снижение расходов на социальные нужды и прочих операционных расходов, однако имеет место рост амортизации на 450 тыс. руб.
Таблица 7 - Анализ динамики показателей исследования доходов и расходов предприятия
Как показывает проведенный анализ динамики показателей исследования доходов и расходов предприятия, в 2017 году наблюдаем снижение всех показателей рентабельности и доходов на 1 руб. активов и расходов. Однако положительной тенденция к росту всех показателей в 2018 году.
2.3 Оценка уровня организации обслуживающего производства
Транспортно-экспедиторская деятельность на предприятии включает в себя комплексную систему работ и услуг по доставке груза или товара от складов предприятия в розничные или оптовые магазины, то есть потребителем с помощью магистрального транспорта. На ООО «Дмитровский Хлебозавод» вся транспортно-экспедиторская деятельность делится на 2 составляющие: 1) транспортная логистика, или транспортное обслуживание, включающее в себя обеспечение доставки товара, предоставления автопарка и полное обслуживание груза и транспортных средств. 2) оформление соответствующей документации, ордеров, страхование и торговых деклараций, а также контроль за выполнением поставок, за загрузкой и отгрузкой товара, оформление заказов и обеспечения сохранности груза, то есть экспедиторское обслуживание. Такое простое разделение дает возможность легко контролировать и отслеживать эффективность транспортно-экспедиторской деятельности предприятия. Введение учета и эффективного контроля за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить развитый товарооборот на предприятии. Это позволяет компании ООО «Дмитровский Хлебозавод»максимально использовать склады и обеспечивать необходимые условия хранения, посредством сокращения сроков хранения запасов возможно обеспечить увеличение оборота состава. На этапе разгрузки и приемки груза, важно правильно оборудовать помещение, где происходит процесс разгрузки и загрузки, подстроить его для различного вида транспорта. Это позволит принимать груз за минимальное количество времени и тем самым не повреждая товар. Таким образом, разгрузочно-загрузочная операция позволяет сократить простои транспортных средств. Можно выделить ряд таких операций, проводимых на этом этапе: - разгрузка и загрузка транспортных средств готовой продукцией; - контроль за поставкой и документальный оборот снабжения; - подача заявок на оформление груза через информационную систему; - формирование складской грузовой единицы. Следующим этапом идет складская транспортировка товара. Она предусматривает перемещение и распределение товара между различными зонами склада. Сюда входят операции, позволяющие перенести груз с разгрузочной рампы в зону приемки, далее в зону хранения, комплектации и на разгрузочную рампу. На этом этапе транспортировки товара осуществляется напрямую, то есть во избежание наворотов кругов по составу, склады построены таким образом, что товар только один раз проходит каждую зону, тем самым не задерживая процесс отгрузки или загрузки транспортных средств перевозки и выполняя все операции максимально эффективно. На складе возникает еще один этап - этап складирования. Его основной функцией является обеспечение рационального размещения и укладки груза для дальнейшего хранения и удобного отгрузки. Такое размещение должно максимально эффективно использовать зоны хранения. Для этого специалисты проводят анализы складского помещения и распределяют товар по мере его продвижения. Бесспорно, что все имеющееся оборудование на складе для хранения товара должно идеально соответствовать специфическим особенностям груза и обеспечивать рациональное использование высоты и площади склада. Простые, отводимое для рабочей зоны должен быть минимальным, но максимально комфортным для продвижения по ним рабочих и груза. Этот процесс в основном включает следующие составляющие: - закладка груза на хранение; - хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий; - контроль за наличием запасов на складе, осуществляемый через специальную информационную систему. Следующий процесс - это процесс комплектации заказов. Он осуществляется за счет подготовки товара по заказу потребителей. Сюда входят следующие операции: - обработка заказа клиента, проверка наличия всех товаров; - отбор количества нужного товара по заказу клиента; - комплектацию отобранного товара для конкретного клиента или для групп клиентов по их заказу; - подготовку товара к отправке; - документальное оформление заказа и их контроль; - объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных; - отгрузка грузов в транспортное средство. На ООО «Дмитровский Хлебозавод» большое внимание при подготовке и при отправлены товара уделяют документации, ведь это является основным документом при расчетах с покупателями, его еще называют товарно-транспортной накладной. Обычно в документах содержится следующая информация: о количестве товара, цене и объемах поставки. Также существуют еще немало важные документы, удостоверяющие качество товара и его комплектацию: - подтверждение того, что товар поставлен по номенклатуре и в количестве, предусмотренных контрактом; - сертификат качества; - упаковочный лист, удостоверяющий в которых упаковках содержится определенный вид товара и в каких количествах; - транспортный документ, подтверждающий принятие товара к перевозке; - комплектующие сведения; - счет на оплату отгруженных товаров. Счет выписывается поставщиком на определенное поставленную партию товара вместе с товарно-транспортной накладной и содержит такие следующие данные: - номер и дата его выписки поставщиком; - наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и плательщика; - наименование товара, его количество, цена и сумма, на которую отгружен товар, с выделением НДС; - номер контракта. Подготовка заказов и их оформления как документации осуществляется через информационную систему. Такая система позволяет указывать в отборочном листе место отбора товара, что значительно сокращает время отбора и помогает отслеживать отпуск товара со склада. Благодаря использованию предприятие специальной информационной системы при комплектации товара значительно повышается эффективность формирования поставок и максимально минимизируется время на их сбор. Но, к сожалению, эта система не в состоянии формировать поставки индивидуально для каждой небольшой товарной точки, поэтому возникают определенные трудности на этапе отгрузки товара от транспортного средства до торговой точки. Состав входят два помещения: 1. Теплое помещение, с отоплением - его площадь составляет 2241,40, объем 11655, это помещение построено с температурным режимом для хранения запасных частей и других запасов, для которых необходима контролируемая температура, чтобы не происходило порчи товарно-материальных ценностей. 2. Холодное помещение, без отопления - его площадь составляет 501,6, объем 2508, это помещение построено без температурного режима, для хранения принадлежностей которая не требует контролируемой температуры и может сохраняться определенный период времени, без его порчи при любой температуре воздуха . В двух помещениях используется стеллажный способ хранения товарно-материальных ценностей. Проходы между стеллажами и аварийные проходы, входы и выходы не используются под складирование, они биты свободными, чтобы в случае аварийной ситуации, рабочие могли свободно покинуть помещение. Итак, проведя исследование эффективности работы склада мы можем отметить, что показатели достаточно высоки, состав работает достаточно эффективно, у него высокий уровень механизации - 84%, грузооборот и оборачиваемость состав также показали высокий результат. Но хотелось бы отметить, что на складе недостаточно большая полезная площадь под складирование, всего 48%, большое количество территории занимают проходы между стеллажами.
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА В ООО «Дмитровский хлебозавод»
3.1 Механизмы совершенствования производственной деятельности по повышению эффективности обслуживающего хозяйства на исследуемом предприятии
Проведя анализ системы работы одного из складов ООО «Дмитровский Хлебозавод», можем отметить, что склад работает достаточно эффективно, но есть и свои недостатки. Поэтому стоит внести корректировки и совершенствования в механизм работы склада для повышения его рентабельности и снижение затрат на содержание склада. Важной является проблема разработки системы складирования. Эта задача особенно актуальна в условиях эксплуатации собственного склада предприятия, поскольку правильный выбор системы складирования позволяет добиться максимального использования складских мощностей, а значит, сделать функционирования склада рентабельным. Совершенствование процессов на складе включает: 1. Максимизировать и оптимизировать все доступное пространство. Вместо того, чтобы расширить состав, лучше рассмотреть использование вертикального пространства. Добавление более высоких блоков хранения и правильного оборудования для выбора и хранения материала поможет сохранить больше в одном квадрате кадра, а не добавлять затраты на расширение. Кроме того, подумать нужно о типе и разнообразии используемых стеллажей. Хранение небольших предметов на стойках для поддонов освобождает пространство, и это облегчает потерю предметов. Вместо использования тех же стоек на складе, может потребоваться различные типы стеллажей для различных материалов. 2. Принятие тщательного инвентаря для склада является столь же важным, как и в производстве. Возможно снизить запасы безопасности, и постараться, чтобы поставщики поставляли в меньших количествах чаще. 3. Принять технологию внедрения. Использование системы автоматизации управления склада (WMS) вместе с ручными сроками дает максимальный эффект с точки зрения качества и сроков подбора, комплектации. Данная технология позволяет с наименьшими затратами и наиболее рационально использовать складской персонал и технику, повышая качественные показатели и минимизировать расходы. 4. Организовать рабочие станции. Организация рабочих станций улучшает производительность, поскольку работникам не нужно искать инструменты или оборудование. 5. Оптимизировать эффективность труда. Проанализировать шаблоны использования запасов и сохранять объекты большого объема в передней части состава, чтобы избежать времени проезда. Также хранить предметы, которые часто уходят в производство вместе друг к другу. В основном, будут оптимизированы операции, если пытаться сохранять чаще выбранные элементы в наиболее доступных местах, чтобы избежать задержек сбора. Основная задача этапа поставки запасов заключается в обеспечении состава товарами или материалами, которые нужны на данный период и могут разместиться на складе. При этом необходимо согласовывать осуществления поставок со службой продаж и действительной мощностью состава. Контроль за поставками позволяет максимально эффективно использовать складские мощности, сократить сроки хранения запасов и увеличить оборот склада. Оптимизация процессов разгрузки и приемки грузов, контроль документального оформления груза обеспечивает сокращение простоев транспортных средств и снижения издержек обращения. При организации внутрискладской транспортировки груза внутри склада следует обращать внимание на выбор внутрискладского транспортного оборудования, а также осуществлять перемещение груза между различными зонами состава кратчайшему маршруту по быстрое время. Комплектация заказов и отгрузки сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей, документального оформления подготовленного заказа и отгрузки грузов в транспортное средство. Транспортировка и экспедиция заказов осуществляться составом. Этап сбора и доставки пустых товароносителей играет существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозок чаще всего бывают многооборотными, а потому требуют возврата отправителю. Контроль за выполнением заказов направлен на обеспечение координации операций выполнения заказов и повышения уровня обслуживания. Таким образом, для эффективности обслуживающих хозяйств на ООО « Дмитровский Хлебозавод». Предлагается разработать мероприятия по совершенствованию работы предприятия (табл. 8).
Таблица 8 – Мероприятия по повышению эффективности обслуживающего хозяйства
Продолжение таблицы 8
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
Анализ и оценка общих логистических затрат ООО «Дмитровский Хлебозавод» позволил выделить структуру логистических затрат (табл. 9) и сгруппировать расходы по функциональным видам логистических работ.
Таблица 9 - Структура логистических затрат ООО «Дмитровский Хлебозавод»
Продолжение таблицы 9
Проанализировав логистические расходы за 2017-2018 годы, можно увидеть, что они выросли на 45% процентов, это означает, что предприятие вынуждено тратить больше материальных ресурсов на сбыт продукции с каждым годом.Такие показатели являются негативными для экономического состояния предприятия, ведь есть вероятность потерять контроль над логистическими затратами и нерационально использовать ресурсы (люди, время, деньги и прочее). Наибольшие расходы приходятся на транспортировку готовой продукции, они составляют 17,8% от всех логистических расходов, такие расходы связаны с большими ценами на топливо, а также с высокими затратами на обслуживание транспортных средств и незапланированными расходами связанными с недопоставкой продукции согласно плана снабжения, затрачиваемое на доплату труда водителям и экспедиторам за сверхурочную работу. Также значительную долю, а именно 12,8% составляют затраты на хранение производственных запасов, это связано с особыми требованиями хранения продукции, для того, чтобы она была надлежащего качества. Сюда входят расходы на специальное обслуживание на принадлежности, помогающие сохранять постоянный приятный тепловой режим для соков и специальные приборы, измеряющие допустимые условия хранения товара. Расходы на хранение запасов готовой продукции также занимают значительную долю (11,8%), так как, готовая продукция требует особых условий хранения и температурного режима, а также большой площади для складирования. Из-за экономического кризиса в России затраты на хранение товара, как и на другие статьи могут расти, поэтому очень важно оптимизировать их.Поскольку на предприятии существует проблема с несвоевременными поставками товара в торговые точки, рассмотрим более подробно логистические расходы, связанные с процессом поставки товара (табл. 10). Сюда будут входить: - расходы на реализацию товара по плану, и фактическая сумма, буле реализована в год; - транспортные расходы, включающие расходы на топливо, которые будут также иметь два критерия, это основные, которые были запланированными, и дополнительные, которые предприятию нужно было выделить через дополнительное транспортировки по торговым точкам; - оплата труда подразумевается персонала, напрямую имеют отношение к доставке товара, это водители и экспедиторы, дополнительные расходы, это те, которые были потрачены за дополнительную работу (сверхнормативный рабочий график) сотрудников; и расходы на техническое обслуживание транспортных средств.
Таблица 10- Логистические расходы на поставку товара
Продолжение таблицы 10
Согласно данным в 2017 году было реализовано лишь 59% поставок, в 2018 году этот показатель стал еще хуже и составил 55%. Таким образом, видна тенденция к увеличению несвоевременных поставок товара. Транспортные расходы также возросли, дополнительная часть, которая содержит в себе незапланированные расходы увеличились в 2018 году на 46% по сравнению с 2017 годом, по оплате труда, то этот показатель также вырос на 6% такие изменения происходят из-за того что водители и экспедиторы вынуждены перерабатывать и предприятие несет затраты, в том числе увеличиваются расходы на обслуживание ТС, на оплату топлива и прочее. От правильно организованной логистики зависит многое, начиная от своевременного сырья на производство, отгрузку готового продукта, и заканчивая доведением до конечного потребителя товара в нужное время и с наименьшей себестоимостью. Для достижения максимального результата снижения логистических издержек следует начинать с оптимизации самого отдела логистики. Во-первых, на предприятии должна быть налажена система управления запасами. Это существенно сократит расходы. Так как, на ООО «Дмитровский Хлебозавод» существует определенная проблема недопоставок товара. Во-вторых, в связи с вышеназванной проблемой существует неэффективная работа транспортировки в торговые точки. Так что водители должны работать сверхурочно и каждый день имеет место более 40% недопоставленной продукции. Предприятие вынуждено тратить дополнительные средства на оплату труда водителю, экспедитору и на обеспечение транспортного средства топливом. Из-за этого возможно повышение текучести кадров и быстрый износ транспортных средств. Анализ структуры затрат показал, что большая часть денежного фонда расходуется на оплату персонала учитывая заработную плату, премии и доплаты за переработку. Таким образом, определим основные мероприятия по оптимизации логистических затрат: - упрощение обучения для использования программного обеспечения на предприятии. Например, внедрение стажировки и практики новом персонала, чтобы они бесплатно смогли научиться пользоваться логистическими информационными системами и не тратить на это дополнительные средства. - внедрение нового приложения на предприятие, которое поможет визуально показывать, как нужно загрузить транспортное средство, таким образом это поможет ускорить процесс разгрузки и сократить долю недопоставок; - упрощение работы экспедитора в процессе разгрузки, для обеспечения небольшой текучести кадров и как следствие уменьшение затрат на поиск новых кандидатов; - введение системы страхования. Остановимся подробнее на мероприятии, направленном уменьшить недопоставки, ведь именно это является самой главной причиной увеличения затрат на логистику. Как было отмечено ранее, предлагается внедрение приложения на существующую информационно-логистическую систему ООО «Дмитровский Хлебозавод». Для этого нужно установить приложение OPT CUBE, принадлежащий компании, которая обеспечивает предприятие полным программным комплексом. Это программное обеспечение, позволяющее смоделировать и организовать товар в автомобиле при загрузке его в транспортное средство, для оптимизации места и ускорения отгрузки товара. Проблемы и спрос обеспечивающий проект: - минимизация времени поставки товара; - разгрузка работы экспедитора; - организация заказов; - сортировка товара по заказу; - несвоевременная поставка товара, задержки; - нерациональное использование площади ТС. С внедрением на предприятии нового программного обеспечения происходит экономия не только времени, а и денег, затрачиваемых на доплаты за сверхурочную рабочую смену водителей и экспедиторов. Это значительно экономит расходы предприятия, учитывая то, что вместо 8-часового рабочего дня экспедиторы и водители работают 10-13 часов. Это также приводит к большой текучести кадров на ООО «Дмитровский Хлебозавод», что является экономически невыгодным
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|