|
|||
Формирование читательской грамотности дошкольников средствами художественной выразительности в иллюстрациях к детской книге»Стр 1 из 2Следующая ⇒ «Формирование читательской грамотности дошкольников средствами художественной выразительности в иллюстрациях к детской книге» 1 слайд. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой». 2 слайд. Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Ребенок перестал держать в руках книгу, листать страницы, вглядываться в картинку. И это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку - интересующую книгу несложно найти в Интернете. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Аксиома в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс. Как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. 3 слайд. Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Как помочь малышу полюбить книгу? Конечно, этим должны заниматься и родители, и мы воспитатели. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предугадывает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Ведь именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира. 4 слайд. Поэтому первоочередная задача для воспитателей это - создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников. Цель: формирование у детей интереса к чтению, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры. Задачи: ü Создать единое книжное окружение для развития интересов детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя, читательских и речевых умений. ü Обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей; ü Познакомить с художниками - иллюстраторами, средствами художественной выразительности к иллюстрациям книг. ü Воспитывать любовь к книге и чтению. 5 слайд. Главным этапом является - создание предметно-развивающей среды. Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. (Оформление книжных уголков, с внесением в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярных книг для детей, классической литературы, книг о природе, сборников произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии). 6 слайд. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей и учет возраста. Оформление различных книжных выставок: Книжкина неделя; Книжки-самоделки; Умные книжки; Моя любимая книга»; Добро рассыпанное по страницам книг; Волшебные сказки, со старшей группы оформление тематических выставок посвященных творчеству писателя и приуроченных юбилею писателей, отдельным жанрам и т.д. К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми. А в детском саду этому уделяется много времени, перед дневным сном каждый день традиция читать книжки детям. Тем не менее, эту работу невозможно качественно решить только силами ДОУ. Родители тоже участвуют в различных книжных выставках и стараются следовать рекомендациям воспитателей. Проводятся творческие встречи, литературные гостиные, литературные викторины. 7 слайд. Важная задача стоит перед педагогом -сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем. В этом возрасте речь не идёт о чтении в полном смысле этого слова – ребёнка заинтересует в первую очередь наглядность, а не содержание текстов. А как можно заинтересовать ребенка?И этому способствуют картинки, иллюстрации из книг - средства художественной выразительности в иллюстрациях к детской книге. 8 слайд. Евгения Александровна Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего дошкольного возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости. 9 слайд. Детей с пяти лет подводят к тому, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, героев и дает оценку их поступков. Взрослый помогает им внимательно рассматривать иллюстрацию, видеть и узнавать изображенные образы, обращает внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему. 10 слайд.Уже со старшего возраста воспитатель знакомит детей с художниками –иллюстраторами, рассказывает, как художники иллюстраторы Рачев, Васнецов, Чарушин, Сутеев, Лебедев работали над картинкой и его выразительностью. 11 слайд Е. И. Чарушин сочетал в одном лице художника и писателя. Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу, всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал. Его иллюстрации украшали и книги В. Бианки. Художник изображал животных, тонко передавая их характер. 13 слайд. Е. М. Рачев - художник-сказочник.Главными, а иногда единственными героями выступают животные. Стремясь к психологической выразительности и социальной заострённости образов, художник использовал тонко подмеченные им природные качества, повадки и привычки животных, вводил в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода. Как бы очеловечивал. 14 слайд. Поэтому взяв эту тему на вооружение, я изготовила ряд дидактических игр, с помощью, которых можно пополнить запас не только своих знаний, но и знаний детей, сформировать читательский интерес и любовь к книге. Предлагаемые игры позволят расширить и систематизировать представления детей о книжной графике, а именно познакомят детей с творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецова, Е Чарушина, В. Е. Рачёва. Игры рассчитаны для детей возраста 5-7 лет
|
|||
|