Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формирование читательской грамотности дошкольников средствами художественной выразительности в иллюстрациях к детской книге»



«Формирование читательской грамотности дошкольников средствами художественной выразительности в иллюстрациях к детской книге»

1 слайд. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой».

2 слайд. Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Ребенок перестал держать в руках книгу, листать страницы, вглядываться в картинку. И это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку - интересующую книгу несложно найти в Интернете. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.

 Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Аксиома в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс. Как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.

3 слайд. Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Как помочь малышу полюбить книгу? Конечно, этим должны заниматься и родители, и мы воспитатели.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предугадывает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Ведь именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира.

 4 слайд. Поэтому первоочередная задача для  воспитателей это - создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников.

Цель: формирование у детей интереса к чтению, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

Задачи:

ü Создать единое книжное окружение для развития интересов детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя, читательских и речевых умений.

ü Обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;

ü Познакомить с художниками - иллюстраторами, средствами художественной выразительности к иллюстрациям книг.

ü Воспитывать любовь к книге и чтению.

5 слайд. Главным этапом является - создание предметно-развивающей среды. Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. (Оформление книжных уголков, с внесением в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярных книг для детей, классической литературы, книг о природе, сборников произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии).

6 слайд. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей и учет возраста.

Оформление различных книжных выставок: Книжкина неделя; Книжки-самоделки; Умные книжки; Моя любимая книга»; Добро рассыпанное по страницам книг; Волшебные сказки, со старшей группы оформление тематических выставок посвященных творчеству писателя и приуроченных юбилею писателей, отдельным жанрам и т.д.

К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми. А в детском саду этому уделяется много времени, перед дневным сном каждый день традиция читать книжки детям.  Тем не менее, эту работу невозможно качественно решить только силами ДОУ. Родители тоже участвуют в различных книжных выставках и стараются следовать рекомендациям воспитателей. Проводятся творческие встречи, литературные гостиные, литературные викторины.

7 слайд. Важная задача стоит перед педагогом -сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем.  В этом возрасте речь не идёт о чтении в полном смысле этого слова – ребёнка заинтересует в первую очередь наглядность, а не содержание текстов. А как можно заинтересовать ребенка?И этому способствуют картинки,  иллюстрации из книг - средства художественной выразительности в иллюстрациях к детской книге.

8 слайд.  Евгения Александровна Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего дошкольного возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

9 слайд. Детей с пяти лет подводят к тому, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, героев и дает оценку их поступков. Взрослый помогает им внимательно рассматривать иллюстрацию, видеть и узнавать изображенные образы, обращает внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему.

10 слайд.Уже со старшего возраста воспитатель знакомит детей с художниками –иллюстраторами, рассказывает, как художники иллюстраторы Рачев, Васнецов, Чарушин, Сутеев, Лебедев работали над картинкой и его выразительностью.

11 слайд  Е. И. Чарушин сочетал в одном лице художника и писателя. Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу, всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал. Его иллюстрации украшали и книги В. Бианки. Художник изображал животных, тонко передавая их характер.
12 слайд.  Ю.А. Васнецов иллюстратор фольклора – народных песенок, потешек, сказок. Он иллюстрировал и оформлял книги В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского, русские народные сказки и др.
Книги, оформленные Ю. А. Васнецовым, легко узнаются. Иллюстрации в них имеют первостепенное значение. Книжки-картинки Ю. Васнецова знакомят ребенка с жизнью через искусство ( Л.Толстой "Три медведя", П. Ершов "Конек-горбунок", С. Маршак "Теремок" и др.)

13 слайд. Е. М. Рачев - художник-сказочник.Главными, а иногда единственными героями выступают животные. Стремясь к психологической выразительности и социальной заострённости образов, художник использовал тонко подмеченные им природные качества, повадки и привычки животных, вводил в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода. Как бы очеловечивал.

14 слайд. Поэтому взяв эту тему на вооружение, я изготовила ряд дидактических игр, с помощью, которых можно пополнить запас не только своих знаний, но и знаний детей, сформировать читательский интерес и любовь к книге.

Предлагаемые  игры позволят расширить и систематизировать представления детей о книжной графике, а именно познакомят детей с творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецова, Е Чарушина, В. Е. Рачёва. Игры рассчитаны для детей возраста 5-7 лет



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.