Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 1



 

Тема 4. Выделение критериев оценки

 

4.1. Технологии выделения критериев оценки

Для выделения необходимых критериев оценки чаще всего исполь­зуются следующие методы:

1)Изучение нормативных документов, разработанных как в са­мой организации (внутренних), так и за ее пределами (внешних). К первым можно отнести должностные инструкции, положения о персонале, различные распоряжения и т.д. Вторые представлены тарифно-квалификационными справочниками, стандартами клас­сификации профессий и т.п.

Документы дают возможность выявить ряд критериев, однако их набор чаще всего оказывается недостаточно полным, особенно труд­но извлечь из нормативных документов информацию о профессио­нально важных качествах. Кроме того нормативные документы, осо­бенно внутренние, нередко сами являются чрезмерно формальными, могут не соответствовать динамично меняющейся трудовой ситуации и несут лишь небольшое количество полезной нагрузки. Внешние нормативные документы также могут быть, с одной стороны, слиш­ком формальными, а с другой, устаревшими и неадекватными совре­менному состоянию отрасли. Поэтому анализа нормативных доку­ментов недостаточно для полноценной выработки критериев оценки.

2) Описание профессий в специальной литературе. В настоящее время можно встретить статьи и книги, в которых описываются различные профессии и требования, предъявляемые ими к профес­сионалам. Этот источник критериев оценки полезен, поскольку он позволяет сэкономить финансовые и временные ресурсы, однако у него есть и серьезные недостатки.

Во-первых, в большинстве случаев остается неясным, каким спо­собом были получены эти критерии, поэтому есть риск того, что приведенная в литературе информация неадекватна, не имеет под собой серьезного обоснования. Во-вторых, в подобной литературе чаще всего рассматриваются лишь наиболее известные, распространенные профессии. В-третьих, критерии, описанные в таких книгах, не учитывают особенностей конкретной организации, из-за чего нуждаются в доработке, которая по объему может быть сопоставима с полноценным исследованием. Например, если сравнить должность продавца-кассира в парфюмерном магазине и сельском «продмаге», то требования к первому профессионалу связаны с внешностью, коммуникативной гибкостью, профессиональными знаниями, а ко второму — с физической силой, коммуникативной устойчивостью, хотя можно при этом выделить и несколько общих ПВК.

Несмотря на указанные недостатки, описание профессий в кни­гах можно оценить как действительно информативное на начальном этапе изучения специалистов. Однако для полноценного исследо­вания профессиональной деятельности необходимо использование иных технологий.

3) Опрос руководителей. В некоторых организациях с целью получе­ния критериев оценки производится опрос руководителей на предмет того, какие качества, знания, умения необходимы для успешного вы­полнения специалистами своих профессиональных обязанностей. Этим способом иногда можно получить и достаточно адекватную инфор­мацию, в первую очередь относительно профессиональных функций. Однако следует учитывать то, что основная обязанность большинства руководителей заключается в управлении другими людьми. Чаще все­го руководители анализируют скорее свои требования, предъявляемые к данному профессионалу, чем психологическое содержание деятель­ности. Кроме того без предварительного, тщательно спланированного анализа профессии руководитель не всегда способен дать исчерпываю­щий отчет о качествах, знаниях, умениях, способностях, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

4) Психологическое исследование успешных и неуспешных специалистов позволяет получить профиль работников эффективных в сво­ей профессиональной деятельности и выявить их отличия от неэф­фективных. Для этого необходимо использовать обширную батарею психодиагностических методов, направленных на выявление разно­образных качеств, которые, по предварительным предположениям, могут быть важны для профессиональной деятельности. После ис­следования успешных и неуспешных сотрудников проводится сопо­ставление их результатов и выявляются значимые различия между двумя группами. Те качества, по которым обнаружены статистиче­ски достоверные различия, становятся критериями оценки.

Достоинствами подобного исследования являются его эконо­мичность и достаточно высокая степень объективности получен­ных данных. Вместе с тем, данный метод позволяет анализировать не саму профессию, а лишь те качества, которые связаны с успеш­ностью реализации профессиональных функций. При этом нельзя утверждать то, что выявленные характеристики являются причиной высокой успешности, но можно говорить лишь о корреляции, т.е. совместном изменении успешности и определенных психологиче­ских характеристик, причем и сама успешность, и данные качества могут совместно зависеть от какого-то третьего фактора.

Дополнительной трудностью является подбор необходимого и достаточного количества тестов. Для устранения влияния индиви­дуального стиля деятельности необходимо исследование достаточно большого количества успешных специалистов, что трудно реализо­вать в малой компании. Кроме того результаты этого исследования необходимо сопоставлять с другими данными, полученными, на­пример, в процессе экспертной оценки.

5) Технология оценки рабочих компетенций МакКлелланда. Данная технология выявления критериев оценки персонала основана на методе критических инцидентов Д. Фланагана и наиболее подробно изложена на русском языке в книге Л.М. и С.М. Спенсеров (2005), последователей Д.К.МакКлелланда и Р. Бояциса. Одним из основных понятий данного метода является компетенция, которое авторы определяют как «базовое (устойчивое) качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях».

Исследование компетенций включает 6 этапов:

• определение критериев эффективности исполнения,

• создание критериальной выборки, разделенной на наилучших и средних исполнителей,

• сбор данных (преимущественно с помощью интервью пове­денческих примеров, а также с использованием методов груп­повой экспертной оценки, опросников, компьютерных экс­пертных систем, наблюдения),

• разработка модели компетенций (характеристик эффектив­ных профессионалов),

• валидизация модели компетенций (проверка действенности модели: подбор второй критериальной выборки, разделение профессионалов на группы по компетенциям, анализ эффек­тивности работы профессионалов в выделенных подгруппах),

• практическое использование полученной модели компетен­ций (оценка персонала, профессиональное обучение и т.п.).

Особой техникой, используемой в данной технологии, является интервью поведенческих примеров, которое накладывает серьезные ограничения на задаваемые вопросы. К недопустимым относят та­кие вопросы, как гипотетические, выявляющие переживания; наво­дящие, направленные на получение конкретных числовых фактов; вопросы о ценностях и представлениях. Основная цель интервью — получить информацию о самых успешных и неудачных случаях. Впоследствии эта информация систематизируется на предмет выяв­ления компетенций и подвергается статистическому анализу.

Несомненно, что для профессиональных психологов особо при­влекательны сами поведенческие примеры: с одной стороны — как рабочий материал, который может быть легко использован для описания критериев поведения (при привлечении экспертов-профессионалов) в методе СПТ, или в учебных целях, а с другой стороны — как феноменологически насыщенная характеристика профессии.

Подтверждая последнее, приведем аналогичный поведенческий пример: лучшие программисты в ходе интервью говорят о потребно­стях клиента (ориентация на пользователя): «Он сказал, что ему не­обходима исправленная программа через 2 дня», а средние — о ма­шинах, обеспечении: «Я посидел еще недельку и эта операция стала выполняться на 0,5 с быстрее».

К преимуществам данного метода можно отнести следующее:

а) выявление компетенций исходя из поведения, что требует ме­нее глубокого анализа, чем изучение профессиональной дея­тельности;

б) сравнение лучших и средних специалистов в ходе интервью (а не лучших и худших, как в предыдущей технологии), что обе­спечивает специалистов по оценке персонала критериями, по­зволяющими отбирать самых эффективных профессионалов;

в) снижение «субъективности» метода беседы, т.к. респондентов спрашивают не о переживаниях или оценках, а о конкретном поведении, и они вынуждены описывать объективные обстоя­тельства и условия.

Тем не менее, необходимо отметить и некоторые недостатки ме­тода по оценке рабочих компетенций. В качестве наиболее значи­тельного выступает трудоемкость метода — полное исследование компетенций требует 30 человеко-дней. В целом учитывая немалые процедурные трудности (отбор двух критериальных выборок) и зна­чительные затраты, данный метод может быть эффективно исполь­зован в отношении руководителей и высококвалифицированных специалистов и только при значительном количестве исследуемых профессионалов (30-40 человек).

Второй недостаток относится, скорее, к методологическим — в обосновании метода не учтена личностная сфера, например, в поня­тие компетенции не входят личностные характеристики и особен­ности темперамента, кроме того в анализе поведенческих приме­ров данные понятия также не применяются.

6) Организационная диагностика представляет собой исследо­вание особенностей функционирования конкретной организации (или ее отдельных подразделений), позволяющее уточнить крите­рии оценки персонала в соответствии с выявленными характери­стиками.

Несмотря на то, что организационная диагностика в силу сво­ей трудоемкости сравнительно редко используется только с целью выявления критериев оценки персонала, необходимо отметить несомненные преимущества, которыми характеризуется данная технология. Профессиография позволяет выявить критерии, обе­спечивающие соответствие сотрудника и профессиональной дея­тельности, но при этом остается проблема адаптации профессиона­ла к организации.

Например, организация может отличаться небольшим количеством уровней иерархии и, как следствие, малыми возможностями профессио­нального роста, поэтому при наборе сотрудников особый акцент необ­ходимо делать на отсутствие выраженной карьерной мотивации. В про­тивном случае, быстро достигнув доступных для них высших ступенек административной лестницы, карьерно-ориентированные профессиона­лы будут покидать компанию. Аналогичная ситуация может произойти в компании с проектной структурой и культурой, тяготеющей к командно­му типу взаимодействия: сотрудники с выраженной конкурентной моти­вацией в подобной организации могут внести определенный диссонанс.

Поэтому, несмотря на высокие затраты, связанные с организа­ционной диагностикой, проведение данной процедуры значительно повышает адекватность выбора критериев оценки и, как следствие, эффективность оценки персонала в целом.

Итак, профессиография необходима для выработки критериев, которые описываются профессиональными стандартами, а организа­ционная диагностика дает возможность выделения критериев иного рода, которые определяются стандартами корпоративными. Первые более или менее универсальны для всех профессионалов, занимаю­щихся данной деятельностью, независимо от места их работы. Вто­рые же, напротив, специфичны, они относятся только к конкретной организации, поскольку в их основе лежат ценности, нормы поведе­ния, традиции, т.е. особенности организационной культуры, которые могут значительно различаться в разных компаниях. Сочетание кри­териев, связанных как с профессиональными, так и с корпоративны­ми стандартами, дает возможность выстраивать уникальную и макси­мально адаптированную к конкретным условиям систему оценки.

7) Профессиография. Данное понятие включает в себя комплекс методов и технологий всестороннего систематического анализа про­фессиональной деятельности. Описанные выше технологии получе­ния критериев для оценки работников оказываются недостаточными для того, чтобы действительно детально проанализировать конкрет­ную профессию. Поэтому в настоящее время для изучения профессий кадровыми и консалтинговыми службами используется преимуще­ственно профессиография.

Итак, мы выделили несколько способов, при помощи которых можно получить критерии оценки персонала. Проведем сравни­тельный анализ и выделим их достоинства и недостатки.

 

Таблица 4.1. Достоинства и недостатки источников критериев оценки персонала

Источники Достоинства Недостатки
1. Нормативные до­кументы минимальные экономиче­ские затраты для получе­ния критериев отсутствие учета специ­фики организации, данные могут быть не­правильными либо устаревшими, выявле­ние только малой части критериев  
2. Литература минимальные экономиче­ские затраты для получе­ния критериев отсутствие учета специ­фики организации, данные могут быть не­правильными либо устаревшими  
3. Опрос руководи­телей выявление требований не­посредственных руково­дителей, незначительные затраты на проведение трудности адекватной формулировки поня­тий, связанных с пси­хологической сферой, отсутствие комплекс­ного подхода  
4. Исследование успешных и неу­спешных специали­стов незначительные требова­ния к профессионализму специалистов по оценке персонала   трудность подбора ме­тодик, возможность выявления не основных ПВК, а качеств, корре­лирующих с ними  
5. Метод по оценке рабочих компетен­ций выявление критериев от­бора «звезд», а не просто эффективных профессио­налов, незначительные требования к профессио­нализму специалистов по оценке персонала   существенные затраты на проведение, необходимость прове­дения исследования на значительной выборке
6. Организационная диагностика учет всех особенностей ор­ганизации, условий рабо­ты сотрудников   существенные затраты на проведение, трудности практиче­ской реализации  
7. Профессиография учет специфики профес­сиональной деятельности существенные затраты на проведение, превалирование каче­ственных методов ана­лиза  

 

Необходимость детального, планомерного изучения профессио­нальной деятельности и характеристик организации с помощью двух последних методов связана с тем, что более легкие способы получе­ния информации о специфике работы профессионала оказываются и более поверхностными и не позволяют подобрать критерии оцен­ки с высокой прогностической ценностью. Например, вряд ли ру­ководитель или нормативные документы сумеют ответить на вопрос о том, какая характеристика внимания имеет наибольшее значение для профессионала, работающего в условиях одновременного кон­троля нескольких процессов: способность произвольного сосредото­чения внимания, распределения внимания или переключения вни­мания? От этого «небольшого» акцента зависит критерий оценки и, соответственно, необходимая психодиагностическая методика.

При неправильном выборе одной методики эффективность си­стемы оценки снизится не столь значительно, однако если «специ­алисты» по кадрам все тесты из батареи методик выбирают «впри­глядку», то возникают парадоксальные ситуации, когда успешный профессионал проходит психологическое тестирование плохо, а неуспешный, напротив, отлично. После того как руководители организаций столкнулись с подобными казусами, многие консал­тинговые агентства в настоящее время стали получать заказы на разработку систем оценки, включающих предварительное профессиографическое исследование.

Однако, учитывая влияние уровня зрелости организации, необ­ходимо признать, что систематическая процедура оценки в органи­зации эффективна только в случае предварительной разработки и упорядочивания функциональных обязанностей сотрудников, при их достаточно жестком закреплении за конкретной должностью. Напро­тив, в условиях «свободного» режима работы сотрудников, когда их функции связаны скорее с их личными качествами или желаниями, произвольными требованиями руководителя, текущей ситуацией в организации, аккуратный подбор критериев и методов оценки будет фактически малополезной процедурой. Тем не менее, в последнем случае необходимость профессиографического исследования остает­ся высокой, поскольку оно позволяет изучить основные обязанности сотрудников и закрепить их в виде нормативных документов, долж­ностных инструкций и т.п. В результате этого вместе с процедурой оценки персонала обеспечивается необходимый фундамент для до­стижения всех последующих этапов зрелости организации, включая контроль качества, непрерывный процесс изменений и т.п.

Вместе с тем нельзя не отметить трудоемкость профессиогра­фического анализа, поэтому при нацеленности на достижение бы­стрых результатов и снижение затрат многие специалисты свер­тывают данный этап разработки системы оценки персонала, что нередко происходит как в зарубежных компаниях, так и в отечественной практике.

 

4.2. Профессиография

 

4.2.1. Особенности проведения и основные принципы профессиографии

Профессиографическое исследование направлено на комплексное и систематичное изучение профессиональной деятельности. Суть про­фессиографии отражена в ее названии — «описание профессии». Ее можно охарактеризовать как технологию исследования, во-первых, функциональных обязанностей, особенностей и условий выполнения профессиональной деятельности, во-вторых, качеств, которыми дол­жен обладать профессионал, и различных противопоказаний (физио­логических и психологических характеристик), препятствующих эф­фективному выполнению профессиональных функций. Профессиогра­фия является особенно актуальной в современной профессиональ­ной жизни, где функции и обязанности специалистов одной профес­сии могут достаточно сильно различаться в разное время, различных регионах и организациях, работающих в неблизких сферах.

Наиболее важными специфическими характеристиками про­фессиографии являются преимущественно практическая направ­ленность, комплексный подбор методов исследования, соблюдение ряда принципов подбора и реализации этих методов. Все это позво­ляет рассматривать профессиографию как наиболее адекватный ис­точник информации о различных профессиях, а также требованиях, предъявляемых ими к индивидуально-психологическим особенно­стям работников.

Результаты профессиографии оформляются в профессиограмме, ко­торая является описанием объективной стороны профессиональной деятельности и обычно включает следующие блоки:

а) функциональ­ные обязанности профессионала;

б) условия труда и режим деятельно­сти;

в) средства и результаты труда, требования к качеству последнего;

г) экстремальные ситуации, ошибки, ответственность работника;

д) требования, которые предъявляются к профессионалам.

Последний из указанных пунктов носит название психограммы (это описание психо­логического портрета профессионала высокого уровня) и является наиболее важным при проведении оценки персонала. Развернутая психо­грамма обычно включает в себя все типы критериев, характеризующих работника: формальные требования к профессионалу, профессиональ­ные качества, профессионально важные качества. Фактически психо­грамма сводится к модели успешного специалиста.

Профессиография позволяет получить информацию о разноо­бразных особенностях профессиональной деятельности. Являясь диагностической процедурой, профессиография редко выступает в качестве самостоятельного исследования, в большинстве случаев она проводится в качестве вспомогательного этапа перед кадровыми ме­роприятиями для обеспечения их целесообразности. Информацию, собранную в процессе профессиографического анализа деятельно­сти, можно использовать для повышения эффективности следую­щих практических задач в сфере психологии труда и организацион­ной психологии:

· оценка персонала,

· профессиональное обучение (в том числе адаптация новых сотрудников, работа с кадровым резервом),

· профориентация (выбор профессии),

· перепроектирование/оптимизация режима труда, средств де­ятельности или условий трудовой ситуации,

· нормирование труда,

· выявление причин аварий, низкой эффективности труда, те­кучести кадров,

· разработка или систематизация должностных инструкций.

При этом именно практически ориентированная цель исследова­ния определяет основное направление и методы профессиографии, структуру профессиограммы, объем ее отдельных частей. Например, профессиография, направленная на оптимизацию обучения, должна включать, во-первых, анализ наиболее трудоемких или сложных мо­ментов профессиональной деятельности и способов конструктивного разрешения проблемных ситуаций, во-вторых, изучение тех качеств, которые поддаются значительному развитию в процессе профессио­нального совершенствования. При использовании профессиографии в целях рационализации режима труда особый акцент в ней должен быть сделан на

а) специфике и колебаниях нагрузки в течение рабо­чей смены,

б) временных характеристиках процесса деятельности и нормах труда,

в) наиболее динамичных индивидуальных характери­стиках, изменение которых выступает в роли индикатора состояния профессионала.

Профессиографическое исследование, направленное на подбор и обоснование методов оценки персонала, ориентировано на выяв­ление достаточно устойчивых, стабильных профессионально важ­ных качеств, позволяющих дифференцировать людей по эффектив­ности труда. Подобная профессиограмма определяет не несколько изолированных качеств, важных для той или иной специальности, а их совокупность, образующую фундамент для выполнения про­фессиональной деятельности на высоком уровне. Особое значение в данном случае имеет не просто выявление профессионально важ­ных качеств, но выделение среди них некомпенсируемых и жела­тельных.

Профессиография позволяет получить наиболее релевантную информацию об изучаемой деятельности при соблюдении ряда принципов. В качестве ведущих принципов реализации практического профессиографического исследования можно указывать следующие:

· Принцип надежности — необходимо изучать не только нор­мальные условия труда, но неблагоприятные ситуации.

· Принцип перспективности — желательно учитывать не только актуальное состояние изучаемой профессиональной сферы, но и тенденции эволюции профессии, рассматривать про­фессии в перспективе развития их технологии, а при анали­зе должностных обязанностей учитывать стратегию развития компании, планы руководителя в целом и в отношении кон­кретных подразделений в частности.

· Принцип конкретности — детальность анализа, что подраз­умевает выявление значимости трудовых задач, их частоту, сложность выполнения и т.п.

· Принцип допусков — при проведении профессиографии с це­лью оценки персонала психограмма по возможности должна включать минимально или максимально допустимые значе­ния ПВК. Этот принцип полностью можно соблюсти в том случае, если есть возможность психодиагностического иссле­дования достаточно большого количества уже работающих специалистов.

· Принцип целостности — после изучения отдельных компо­нентов профессиональной деятельности следует выявить основные, приоритетные характеристики профессии, это подразумевает проведение качественного анализа получен­ных результатов.

 

4.2.2. Методы профессиографического исследования

Поскольку профессиография является комплексной процедурой, нацеленной на всеохватывающее изучение конкретной профес­сиональной деятельности, для ее проведения недостаточно одного метода, необходимо использование целостного комплекса компли­ментарных и взаимоверифицируемых методов. Среди наиболее ча­сто применяющихся при изучении профессий можно выделить сле­дующие методы.

1)Анализ нормативной документации. Изучение документа­ции по профессиональной деятельности в целом и по конкретной должностной позиции чаще всего выступает в качестве исходного этапа для последующего профессиографического исследования. В качестве нормативной документации используются должностные инструкции (описания функциональных обязанностей работни­ка), нормативные положения (о персонале, технике безопасности), технологическая и техническая литература (технологические карты, спецификации, чертежи, руководства по эксплуатации и т.д.), юри­дическая документация, информация по аварийным ситуациям и ряд других документов.

В нормативной документации можно получить сведения о целях, задачах, результатах труда, технологическом содержании деятель­ности профессионала, требованиях к образованию, опыту работы, квалификации сотрудников. Благодаря подобному анализу опреде­ляются такие критерии оценки персонала как результаты деятель­ности, а также формальные характеристики и профессиональные качества. В то же время значительно сложнее извлечь из норматив­ной документации сведения о профессионально важных качествах.

Кроме того, нормативные документы предоставляют первичную информацию о профессиональной деятельности и позволяют озна­комиться с профессиональной терминологией, что является очень важным в плане подготовки использования других методов, таких как интервью, анкетирование и т.п.

2)Интервью. Интервью, используемое в профессиографии, как правило, является структурированным. Интервью относят к экс­пертным методам, оно ориентировано на индивидуальную работу специалистов, проводящих оценку, с изучаемыми профессионала­ми (экспертами), предполагает совместное обсуждение профессио­нальной деятельности. Присутствие специалистов по оценке позво­ляет разрешить многие сложности, возникающие у экспертов при анализе своей профессии. В силу этого интервью при правильном его проведении позволяет получить значительно более полную и глубокую информацию, чем второй вариант экспертной оценки — анкетирование. В то же время интервью требует достаточно много времени на проведение, поэтому при необходимости осуществить именно массовое профессиографическое исследование возможно использование анкетирования.

В качестве экспертов, особенно при проведении интервью, могут выступать не все сотрудники изучаемого профиля. Ограничением является недостаточный опыт работы, поскольку молодой сотруд­ник еще не успел детально изучить свою профессию. Поэтому его анализ своей профессиональной деятельности окажется в лучшем случае просто неполным, а чаще неточным, насыщенным штам­пами, которые молодой специалист получил в процессе обучения или из литературных источников, но пока еще не сумел проверить в собственной деятельности.

Другим ограничением в ряде случаев является, напротив, очень большой стаж работы и, как следствие, высокий уровень професси­онализма работников. Связано данное ограничение с тем, что опыт­ные профессионалы чаше всего вырабатывают индивидуальный стиль деятельности, выполняют функции своими собственными способами, которые не всегда соответствуют нормативным требо­ваниям, но при этом оказываются вполне эффективными. Индиви­дуальный стиль деятельности не должен использоваться как эталон при оценке всех специалистов, равно как не может быть и передан его носителем (опытным профессионалом) молодым работникам, поскольку опирается, во-первых, на знание собственных характе­ристик, способностей, недостатков, а во-вторых, на очень хорошее понимание предмета своей деятельности, богатый профессиональ­ный опыт.

Таким образом, хорошими экспертами являются достаточно про­фессиональные специалисты, которые проработали на своей долж­ности как минимум несколько лет (2-3 года), но не более 15-20 лет (при наличии достаточной выборки исследуемых профессионалов), и показывают высокие или, по крайней мере, хорошие результаты в своей деятельности.

Интервью является ключевым методом при изучении более или менее сложных видов профессиональной деятельности, связанных с «внутренней» работой (мышлением, памятью, вниманием и т.д.), включающих множество разнообразных функций и действий, пре­терпевающих частые изменения, поскольку другие методы, опи­рающиеся на внешнее наблюдение, не позволяют получить полную информацию о процессе деятельности и о всем разнообразии си­туаций и профессиональных действий, с которыми связана данная профессия.

Кроме индивидуального интервью современными кадровыми службами может быть использована групповая форма беседы, кото­рая позволяет в течение малого времени опросить ряд специалистов и получить различные точки зрения на основные аспекты трудовой деятельности. В то же время данный метод имеет некоторые суще­ственные ограничения.

3) Опросники. Опросники, используемые в профессиографии, можно разделить на две основные группы:

а) перечни качеств, же­лательных для успешного выполнения профессиональной деятель­ности,

б) списки основных профессиональных задач.

 Последний вариант опросников иногда может быть более широким, и тогда он включает описание различных характеристик работы.

Что касается использования опросных методов (как опросников, так и интервью) для непосредственного выявления у экспертов кри­териев оценки персонала, то необходимо отметить следующие зна­чительные трудности.

· Опросник может содержать ограниченный и в тоже время недостаточный набор ПВК, при этом серьезное расширение данного набора приведет к значительному увеличению вре­мени работы с ним.

· При заполнении опросника, когда эксперты должны проана­лизировать выполняемые профессиональные задачи, в боль­шинстве случаев они не способны учесть все свои функции и обязанности. Так, исследование показало, что при работе с опросным листом О. Липмана врачи оперировали примерно двадцатью наиболее часто повторяющимися в работе задачами и операциями, в то время как в действительности их реальное количество превышает 300.

· Низкая надежность получаемых в процессе экспертных проце­дур критериев оценки персонала, например, в том же исследовании повторные опросы показали менее 50 % совпадений по требуемым качествам.

· Необходимость наличия у профессионалов высокой степени рефлексии и навыков анализа индивидуальных качеств, что требует по сути психологических знаний, явно недостаточных у большинства неспециалистов в данной области.

· Стереотипность, формальный характер ответов — выбор та­ких качеств, как ответственность, коммуникабельность, са­моконтроль и т.п.

В качестве наиболее часто описываемых в литературе опросных методик можно перечислить следующие:

а)    «Вопросник для профессиографического тестирования» О. Лип­мана содержит перечень 90 умений, подразделяемых автором по 11 группам психологических свойств.

б)   «Опросник позиционного анализа» («РАО») американского пси­холога Э. Мак-Кормика. Для создания опросника были привлече­ны сведения, собранные при анализе 3700 должностей. Опросник включает описание 182 элементов деятельности, подразделяемых на следующие группы: получение и переработка информации, рабо­чие действия, коммуникация, условия труда и т.п. Отдельно отме­чают возможность детального анализа профессии с помощью этой методики, что достигается за счет учета таких критериев при ответе на каждый вопрос как временные затраты, значимость для работы, вероятность возникновения опасных ситуаций, характерность, сте­пень использования, а также применения дополнительных шкал для некоторых вопросов.

в)   Опросник «Система краткого описания профессиональной дея­тельности» («WPS») — разработан в Великобритании. Опросник включает 800 различных характеристик профессий, однако при анкетировании используются только часть из них (не более 200 во­просов), сокращение происходит за счет предварительного анализа и отбора наиболее релевантных для изучаемой профессии частей опросника.

г)    Анкета «Перечень психологических модулей различных профессий» В. Е. Гаврилова. Данная методика осно­вана на модульном подходе к профессиографии и включает описа­ние 62 элементов профессиональной деятельности, разделенных по категориям: предмет, орудия, цели и условия труда, особенности от­дельных операций. Каждый элемент дополнен психологическими требованиями к профессионалу и типичными профессиями. Методика включает критерии, на основании которых эксперт должен принимать решение о выборе того или иного элемента (значимость, частота, соотнесение с перспективами развития профессии и др.).

д) В учебном пособии Е.А. Аксеновой («Стратегический ассесмент», 2008) представлена «Фор­ма письменного описания вакантной должности и требований к канди­датам», а в книге Т.С. Кабаченко («Психология управления», 1997) — «Матрица профессиографического исследования». Обе схемы включают описание основных компонентов деятельности (цели, функциональные обязанности, условия труда) и требования к профессионалу (образование, опыт, навыки, личностные характеристики). Также в первом пособии со­держится вариант профессиографической анкеты, заполняемой са­мими профессионалами.

Сравнивая два наиболее часто используемых в профессиографии метода —интервью и опросник — надо отметить, что иногда второй из них более предпочтителен, например, когда надо проанализиро­вать много должностей за короткое время.

4) Метод наблюдения за деятельностью специалистов. Данный метод включает в себя различные процедуры, известные под назва­нием «Фотография рабочего дня», «Хронометраж», «Включенное наблюдение», «Супервизорство» и т.д. Все упомянутые процедуры опираются на внешнее наблюдение за выполнением специалистами определенного профиля своих функциональных обязанностей, усло­виями, в которых осуществляется их деятельность, взаимодействия­ми с другими людьми (коллегами, клиентами и др.) и техническими средствами. Вариантом наблюдения является анализ предварительно записанного видео- и аудиоматериала. В процессе наблюдения фик­сируются типичные и необычные действия, совершаемые специали­стами, их эмоциональные и поведенческие реакции на различные события, нарушения деятельности.

Наблюдение может проводиться как на начальном этапе профессиографического исследования (для предварительной ори­ентировки в профессии), так и после других процедур, например экспертной оценки (для углубленного анализа профессиональной деятельности). Трудно переоценить значимость наблюдения в плане анализа условий работы, напряженности отдельных этапов трудо­вой деятельности, специфике коммуникаций с другими специали­стами или клиентами, соответствия должностных инструкций и ре­ального рабочего процесса.

Метод наблюдения, в отличие от экспертного опроса, позволя­ет в некоторых случаях получать более объективную информацию ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.