|
|||
Цели, фазы, уровни и формы территориального туристско-рекреационного проектирования. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 3. Цели, фазы, уровни и формы территориального туристско-рекреационного проектирования.
Итогом туристско-рекреационного проектирования является территория с комплексом взаимосвязанных элементов. Комплексное взаимодействие на терртории различных элементов позволяет при рациональном использовании ресурсов организациям получать прибыль. Таким образом, можно выявить основные цели туристско-рекреационного проектирования: 1. Создание условий и инфраструктуры для бизнеса с целью получения им прибыли. 2. Создание новых рабочих мест, стимулирование занятости экономически свободного населения в сфере туризма. 3. Устойчивое развитие территории.
При достижении всех этих целей вся территория проходит следующие фазы своего развития: 1) начальная фаза, когда территория только открывается для туристов, открываются 1-е туристсике организации, местное население только начинает оценивать выгоды от туризма. 2) промежуточная фаза, когда пространство активно осваивается бизнесом, формируются связи в процессе оказания услуг, увеличивается осведеомленность туристов. 3) зрелая фаза, когда туритская инфраструктуа достигает запланированного уровня развития (транспортная доступность, представлены все виды предприятий туризма, туристские ресурсы используются в плановой на них нагрузке.
Территориальное туристско-рекреационное планирование проявляется на самых разных уровнях по масштабу: - Мировой. На этом уровне планирование развитием туризма занимаются межправительственные организации, такие как ВТО и ЮНЕСКО при ООН. На данном уровне происходит оценка развития туризма в отдельных туристских макрорегионах и районах, проекты направлены на создание благоприятных условий для взаимодействия в сфере туризма: установление государтсвами льготных условий для организаций сферы туризма.
- Национальный. На этом уровне планированием занимается государство. А проекты направлены на создание общих условий развития туризма в стране (например ФЦП).
- Региональный. На этом уровне планированием могут заниматься как государственные органы, так и частные организации. Проект касается определенной территории, четко обозначает приоритетный вид туризма на ней и организации, которые здесь должны работать.
- Локальный. Самый небольшой в масштабе уровень, касаемый разработки или развития 1 организации.
Формы ТРП: 1. Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — это вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. В России развиваются с 2006 года. ТРЗ не обязательно создаются в рамках границ муниципальных образований, могут охватывать территории в собственности граждан и юридических лиц (а не только государственные), а также ООПТ. Организации-резиденту ТРЗ предоставляются налоговые льготы: снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды, возможность к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, а также (не повсеместно) пониженная ставка налога на прибыль, транспортного налога, налога на землю. Примеры в РФ: Байкальская гавань (Иркутская обл.), Ворота Байкала (Бурятия), КМВ (Ставропольский край), Алтайская долина (Республика Алтай), о. Русский (Приморский край), Чечня и др.
2. Туристско-рекреационный кластер — сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Применяет в себе основы проектного подхода и имеет, как правило, меньший территориальный масштаб, чем ТРЗ, за счет чего демонстрирует большую экономическую эфеективность вложений, чем ТРЗ. На сегодняшний день в РФ кластерный подход — основной инстремент территориального туристского планирования в системе регионального развития туризма, закрепленный в Федеральной целевой программе. Цель создания туристического кластера – повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта. Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона. Кластерный подход развился прежде всего для произведственного сектора экономики, обоснован в США Майклом Портером в Гарварде. Для производственной сферы аналогичный подход был изложен и применен в советской районной экономико-географической школе (Баранского и Саушкина) Николаем Колосовским при определении территориально-производственных комплексов. Отличие ТПК от кластера заключается в отсутствии конкуренции между отраслями и предприятиями на данной территории как формы их взаимодействия по причине определения ТПК в плановой экономике. При проектировании кластера основой выступает оценка имеющихся туристских ресурсов территории, видов туризма, которые в будущем могут развиваться на их основе, а также выявление приоритетных видов туризма на территории. То есть тех, которые наиболее обеспечены ресурсами в туристской емкости территории, что позволяет в долгосрочном планировании получать прибыль. В сегодняшней России проектирование туристско-рекреационных кластеров происходит на разных уровнях, то есть кластеры могут быть разного масштаба (квартал города, 1 сельское поселение или площадь в несколько сотен квадратных километров), проекты кластеров могут создаваться как частными организациями и их объединениями, так и государственными органами власти (Правительством регионов или Министерством культуры и туризма). Однако, поддержкой со стороны государственного бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы» пользуются только те проекты кластеров, которые прошли подробный анализ и предоставили наиболее обоснованную стратегию развития и бизнес-план. Например, «Плес», «Ярославское взморье», «Золотое кольцо», «Южная Карелия», «Беломорские петроглифы», «Можжевеловая роща», «Эко-курорт Кавминводы», «Соленые озера», «Полеморье», «Байкальский», «Рязанский». Всего в рамках ФЦП предусмотрено строительство 154 объектов обеспечивающей инфраструктуры на территории 26 регионов России. На данный момент 55 объектов уже построено и введено в эксплуатацию, 21 объект построен и ожидает ввода в эксплуатацию, еще 78 находятся в стадии строительства. В российском территориальном проектировании финансиорование кластеров в рамках ФЦП основано на принципах государственно-частного партнёрства. То есть проекты кластеров — это не только государственное вложение из бюджета, а инветиционно привлекательный проект. На каждый рубль, выделенный из федерального бюджета, в среднем, приходится 3,6 рублей внебюджетных инвестиционных вложений. Выражается это, как правило, в том, что из государственного бюджета происходит финансирование частей проекта с наибольшим сроком окупаемости — инфраструтктуры (водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, подъездные пути и т.п.). А частные инвестиции касаются зданий и сооружений, капитала организаций.
|
|||
|