|
|||
Ачинтья Кришна ПрабхуСтр 1 из 2Следующая ⇒
Е.С. Ниранджана Свами Сейчас у нас следующая ситуация. В октябре прошлого года Бхакти Вигьяне Махараджу разрешили уйти в отпуск от своих обязанностей Джи-би-си. Потому что человек не может просто по своей прихоти взять и уйти. Необходимо на это получить благословение или, как в моем случае, приказ. Я даже не просил о том, чтобы уйти в отпуск, меня отправили (до этого Махарадж описывал, как он находился в аналогичной ситуации, что и Гуру Махарадж. — Прим. ред.). И этот приказ был подписан всеми членами исполнительного комитета Джи-би-си. Бхакти Вигьяне Махараджу разрешили уйти в отпуск. У него также были проблемы со здоровьем, он очень много путешествовал и испытывал очень большое давление административных обязанностей. И понимая гнет этих обязанностей, под которым он находился в то время, ему дали разрешение и благословения уйти. Но Махарадж не ушел в отпуск, потому что в то время он считал, что крайне важно довести до конца работу по поиску нового храма, и считал, что на то время она еще не была закончена. Иногда он звонил мне, прося совета, и спрашивал, как поступить в этой ситуации и в этой ситуации. И я ему отвечал: «Махарадж, я думал, Вы уже в отпуске». И он отвечал: «Да, вот-вот, скоро уйду», но не уходил и продолжал исполнять свои обязанности, пока не почувствовал, что приобретение нового храма уже было практически свершившимся фактом. И, тем не менее, он по-прежнему находился под большим гнетом ответственности. Я могу сказать, что то давление, которое он испытывал, — гнет необходимости принятия серьезного решения. И при принятии этого решения ему приходилось брать во внимание мнение всех остальных. И он также пытался передать полномочия, наделить ими местное руководство, чтобы они могли принимать такие решения самостоятельно (до этого Ниранджана Свами говорил о преемственности. — Прим. ред.) Но при этом чувствовалось, что эта ответственность за принятие решения снова и снова возвращалась к нему самому, поэтому он остался исполнять свои обязанности, пока этот вопрос не был разрешен успешно. И затем он уехал в тот отпуск, на который ему дали благословения. Насколько я помню, ему дали разрешение на год, чтобы за это время Махарадж смог восстановить свое здоровье и заняться тем, что естественным образом присуще его природе — изучать. Я также знаю, что он был вдохновлен тем же самым, что вдохновляло в свое время в такой же ситуации и меня – повторять больше кругов. И в последний раз, когда мы виделись, также я помню, у него еще было тело человека, которое подвержено болезням. Это человеческое тело естественным образом имеет свои пределы выносливости. Когда мы пытаемся выжать из него больше, чем позволяют его пределы, это тело начинает скулить. И вот этим сейчас занимается Бхакти Вигьяна Махарадж, он пребывает в отпуске. И когда мы общаемся с ним на эту тему, то именно так мы и воспринимаем его нынешнее состояние, или статус. Это не означает отставку, ничего не поменялось в его служении, просто отпуск и ничего больше. Я сказал Махараджу, что «пока Вы будете в нем, я буду пытаться продолжать помогать Вам». И я продолжу сотрудничать с группой преданных, которых наделили полномочиями управлять московской ятрой, чтобы эти преданные чувствовали делегированность и что ими не пытаются управлять в ручном режиме. И я сказал Махараджу, что «буду добровольно помогать Вам в этом качестве, пока Вы находитесь в отпуске, а когда Вы решите снова выйти и вернуться к своим обязанностям, мы вернемся также к прежнему положению дел в наших взаимоотношениях со-Джи-би-си».
Ачинтья Кришна Прабху
Харе Кришна! Дорогие братья и сестры, пожалуйста, примите мои поклоны. Меня попросили сказать несколько слов о том, как я воспринимаю тот урок, который мы сейчас с вами проходим в связи с состоянием нашего Шрилы Гуру Махараджа. Это моя медитация, не знаю, насколько она поможет кому-то еще, но, по просьбе моих старших духовных братьев, я постараюсь что-то сказать. Первое, о чем хочется сказать, это о том, что нам сейчас важно не додумывать лишнего, или наоборот, не пытаться на что-то закрыть глаза. Ситуация более чем реальна и, конечно, является очень важным уроком для всех нас. И самый достоверный источник информации о ней — письмо Шрилы Гуру Махараджа, где он рассказывает о своем состоянии, о стрессе, который годами копился, об усталости от служения, связанного с менеджментом, финансами и разрешением конфликтов между вайшнавами. Это письмо поразило меня степенью откровенности, очевидно, он мог бы обойтись и более формальными словами. Первое письмо и последовавшее за ним письмо о жизни у Говардхана — это высокое доверие ко всем нам. Я часто перечитываю их, стараясь почувствовать настроение духовного учителя и снова что-то для себя открывая. Вы знаете, что Шрила Гурудев давно пытался сложить с себя противоречащие его природе менеджерские обязанности, все эти финансовые вопросы и тому подобное. Он уже несколько раз серьезно заболевал, на пике болезни принимал решения об ограничении своей активности, но каждый раз все постепенно возвращалось на круги своя, более того, нагрузка на него даже возрастала. Поэтому этот урок — это последствия других невыученных нами уроков, когда мы не дали возможность духовному учителю отойти в сторону от тех проблем, от которых он постоянно пытался отойти, прося нас о помощи. Когда духовный учитель находился рядом и к тому же являлся представителем Джи-би-си, любая сложная ситуация обычно заканчивалась решением «идти к Госвами Махараджу». Любой проект хотел личного участия Госвами Махараджа или хотя бы ресурсов, которые он может предоставить. Любая новая книга отправлялась к нему на рецензию, любая семейная или финансовая ситуация доводилась до него с надеждой, что «уж он-то поможет». Только секретари знают, сколько совершенно нелепейших запросов им удавалось отклонить на подступах. И только Гуру Махарадж знает, какое количество доходило до него. Даже сейчас, когда он попросил избавить его от всех подобных беспокойств, вайшнавы обращаются к нему с просьбами и даже требованиями внимания, разбирательства в каких-то неприятных ситуациях и так далее. Конечно же, это удручает и, похоже, это повод для наших размышлений о том, кто такой духовный учитель и для чего он пришел в нашу жизнь. Из этого вытекает другая медитация, о том, что мы можем сделать для того, чтобы не только самим не обращаться по таким вопросам, но и помогать другим. Ведь все эти темы невозможно просто запретить, спрятать… Это значит, что нам надо расти самим, надо быть внимательнее, стараться приходить на помощь друг другу. И это огромная работа, которая нам всем предстоит. Я очень благодарен Варшане Прабху, Дина Чайтанье Прабху, Ананта Нитаю Прабху, Вамши Бихари Прабху и всем тем, кто сейчас пытается организовывать системы заботы. И все вайшнавы, которые в сфере заботы о преданных могут сделать чуть больше, чем делают сейчас, могут быть уверены, что это замечательное служение духовному учителю. Шрилы Гурудев очень хочет заботиться об учениках, но при этом он сетует на то, что количество подопечных такое, что физически невозможно дать каждому личную заботу. Поэтому он пишет книги, статьи, дает лекции, готовит семинары… И нам нужно очень хорошо понять, что это и есть его общение с нами. Не просто информация, а именно общение, его персональная забота о каждом из нас. Ватсала Прабху, цитируя своего Гуру Махараджа, обычно говорит: «Шрила Гурудев сказал мне в лекции». Это очень правильная, на мой взгляд, настройка. На меня очень сильное впечатление произвело видео-обращение Шрилы Гурудева к вайшнавам, проходящим обучение по системе подготовки к инициации. Наставники рассказали Шриле Гурудеву о том, что некоторые студенты списывают домашние задания или присылают эссе, скопированные из интернета. И Шрила Гуру Махараджа с большой любовью, но очень строго сказал: «Если вы не готовы сейчас принять мою помощь в виде этих домашних заданий и занятий, которые подготовили по моей просьбе ваши духовные братья и сестры, то, пожалуйста, подумайте, как вы сможете принять мою помощь на более серьезных этапах вашей духовной жизни?» Когда я думаю об этом, мне хочется научиться ценить не только служение в тесном контакте с Шрилой Гурудевом или какое-то еще «почетное» служение, хочется научиться видеть во всем, что со мной происходит, личную заботу духовного учителя. Надеюсь, это поможет мне не пытаться сбегать от какого-то служения и не стремиться занять какое-то особенное положение. Что же касается состояния Гуру Махараджа и его планов, то нужно четко давать себе отчет в том, что его здоровье сейчас действительно очень хрупкое и поэтому он взял этот отпуск до, как минимум, конца декабря. Это дает нам возможность проявить свою любовь к нему, продолжая его служение, показав ему, что мы уже выросли и готовы брать ответственность, что мы продолжаем вместе с ним служить миссии Шрилы Прабхупады. Шрила Гурудев сейчас практически не читает писем, скайп он передал секретарю. Но, тем не менее, благодаря вайшнавам, находящимся с ним в контакте, все хорошие новости гарантированно до него доходят и приносят ему большую радость. Я понимаю, что написал какие-то самоочевидные вещи и мне немного неловко отправлять их старшим вайшнавам, но, как недавно написал мне Шрила Гурудев, когда мы говорили о «прописных истинах»: «Если для кого-то это звучит особым образом, то это уже не прописная истина, а откровение». Молюсь о том, чтобы для кого-то мои слова стали важными. Ваш слуга, Ачинтья Кришна дас
Враджарену Прабху Для нас с вами несколько уроков из этой ситуации: Первое. Каждый из нас должен понимать, где рамки наших сил. Каждый должен соизмерять свои силы. Да, иногда мы выходим за эти рамки, когда нам говорят старшие, но мы при этом должны понимать, что последствия будут все равно. Если я иду против своей природы, не сплю ночами, например, последствия будут, даже если намерения благие. Это не ошибка. Духовный учитель на своем примере показывает, что надо понимать, что у всякого человека есть своя природа, и, в конце концов, человек должен занимать ее служением Кришне. И теперь важен второй урок. Где эта грань, когда пора, а когда еще можно не по природе? Когда можно действовать не по природе, аскезу, сверхаскезу совершать, а когда уже не надо этого делать? Как это понять? Советоваться со старшими. Я знаю, что Гуру Махарадж советуется прежде всего с Ниранджаной Махараджем и с другими преданными. Вот это меня вдохновляет в этой ситуации. Это тот урок, который я для себя извлекаю в сложной жизненной ситуации, а они будут у всех, это не зависит от того, насколько вы чистый преданный, просто это жизнь. Она преподносит тяжелые ситуации, и вот как мы к ним отнесемся, вот здесь урок, который Махарадж показывает. В сложной жизненной ситуации он обращается к старшим вайшнавам и друзьям, обращается за советом, за руководством. Другая, похожая трудная ситуация была в 2008 году, она произошла в октябре-ноябре на Джи-би-си в Бомбее, когда у Джаяпатаки Махараджа был удар. И там у Гуру Махараджа тоже произошла очень серьезная переоценка. Это все происходило на наших глазах. Джаяпатака Махарадж за несколько дней до инсульта, есть даже фотографии, и там видно, что человек очень уставший, он просто был на грани. Там было тогда огромное давление на Джаяпатаку Махараджа. И когда это случилось, я помню, как Гуру Махарадж отреагировал, он плакал, он просто плакал, потому что на грани жизни и смерти был вопрос, причем несколько недель. И в той ситуации на Гуру Махараджа тоже было определенное давление обстоятельств в России, и я помню, что тогда он пошел советоваться со Шрилой Радханатхой Махараджем. Я не присутствовал при этой встрече, естественно, но видел со стороны, наблюдал эти вещи. И тогда меня это очень вдохновило, что Гуру Махарадж фактически принимает руководство. Не просто номинально, «мой гуру», а реально. И здесь похожая ситуация. Для нас этот урок важный: когда нам трудно, нужно идти к старшим, говорить: «Мне трудно, что мне делать?» Иногда говорят — терпи, а иногда — хорош. Вот это вот решение нам должны помочь принять старшие. Третий урок, который я для себя извлекаю, и мне кажется, это самый важный урок: «Когда нам будет трудно, где мы будем искать прибежище?» Где? Вот сейчас у нас есть ноги, у нас есть руки, язык, у нас переваривается пища, мы видим, у нас работают уши, мы живем. Но когда что-то перестанет работать, где мы будем принимать прибежище? И Гуру Махарадж нам показывает, где он принимает прибежище. Во-первых, он поехал на Говардхан, это неспроста. У Гуру Махараджа есть какие-то глубокие отношения с Гирираджем. Я упоминал про излечение в 2013 году, оно произошло по милости Гирираджа. Знаете, да, эту историю? Я не знаю подробностей, знаю, как он рассказывал мне. Болезнь — опоясывающий лишай — на нервной почве и она не вылечивается. Эта болезнь становится хронической. Болевой эффект, синдром, снимается очень долго. Месяца два, наверное, Гуру Махарадж болел. Помню, это было вообще жутко, он не спал ночами. И Гуру Махарадж уехал на Говардхан из Москвы. И он рассказывает: «Я подошел к Гирираджу и сказал: „Гирирадж, я не знаю, что Ты от меня хочешь, я так не могу, Ты сделай что-то, пожалуйста, если я Тебе нужен, что-то сделай“». И на утро он выздоровел, все прошло. И вот уже 9 лет как прошло, и с тех пор у него это больше никак не проявлялось. И так Гуру Махарадж показывает нам такой урок важный, что когда ему тяжело — он идет к Кришне. К Кришне в форме Гирираджа, к Кришне в форме святого имени, к Кришне в форме преданных и жителей Вриндавана. Как Дина Чайтанья Прабху в письме пишет, что Гуру Махарадж проводит время в молитве, поклонении Говардхану и служении жителям Враджа. И вот здесь для меня становятся объемными, или обретают краски и цвет, слова Гуру Махараджа, которые он произносил сотню раз для нас в своих лекциях, цитируя стих Рагхунатхи даса Госвами: гурау гоштхе гоштхалайишу Где Рагхунатха дас Госвами говорит: «Отбрось гордыню и предайся». Кому? Святому имени — шри‑намни, гурау — духовному учителю, гоштхе — Шри Вриндавану, гоштхалайишу — жителям Вриндавана, бхусура-гане — брахманам, вайшнавам, сва-мантре шри-намни — мантре, которую дал гуру, святому имени, нава-йува-двандва-шаране — и Божественной Чете, в конце концов. И это те вещи, в которых мы должны принять прибежище. Прибежище нужно принимать не в семье и даже не в общине, даже не в ашраме своем, не в служении, которое я выполняю, не в вещах, не в делах нужно принимать прибежище. В конце концов, прибежище нужно принять в Божественной Чете. Конечно, это практически невозможно для нас с вами, этому нужно учиться, это не сентиментальная вещь. И вот Гуру Махарадж показывает своим примером, что да, трудный период, но он предается Кришне. Он рассказывал недавно, как общался на эту тему с Ачьюта-Прией Прабху, лидером всей украинской ятры. «Как ты выдерживаешь все это на Украине?» И Ачьюта-Прия Прабху ответил Махараджу: «Было очень тяжело, но потом я подошел к Гирираджу и сказал: „Гирирадж, я же Твой, делай со мной все, что хочешь“. И все. Проблем меньше не стало, а мне стало легче». И эту историю, этот диалог он пересказывал за последний месяц, что мы общались, раза три при мне разным преданным. Это его медитация утренняя. Гуру Махарадж постоянно повторяет святое имя, он живет на Говардхане сейчас, он служит жителям Вриндавана, он общается с преданными, то есть постоянно погружен в бхаджан, в служение Кришне. Я не знаю, что еще тогда надо нам? Это вещь, на которую мы должны медитировать. Вот там нужно найти конечное прибежище, в конце концов, там. Как будет дальше, мы не знаем. Бхактивинода Тхакур просто ушел в бхаджан на 12 лет и все. Но Гуру Махарадж, я так понимаю, не планирует. Я для себя три таких урока извлек, думаю о них несколько дней, о том, что нам всем нужно медитировать на эти вещи, и что Дина Чайтанья Прабху пишет, давайте сейчас более ответственными станем в своей жизни и подумаем, а что нам-то делать, как развиваться. Мы не лишены общения с Гуру Махараджем. Но эта ситуация позволяет нам научиться больше ценить. Потому что если бы Гуру Махарадж ушел из этого мира сейчас, не дай Бог, я иногда думаю об этом, всякое может быть, а что я буду делать, если он сейчас уйдет, как я буду жить дальше. И по милости Шрилы Прабхупады Гуру Махарадж не ушел от нас, но он вдруг поменял свою роль в нашей жизни, и это для нас с вами очень важный момент. А что, если бы он ушел сейчас, а что бы я делал? Мне задавали этот вопрос несколько раз: «Вот ты служишь под его руководством, а что будет, когда он уйдет, что ты будешь делать?» Это нормальный вопрос, Шриле Прабхупаде его задавали, каждый задается этим вопросом. И нам вот сейчас важно ответить на этот вопрос. И Гуру Махарадж помогает, он говорит: «Следуйте, сотрудничайте, заботьтесь, берите больше ответственности». И Дина Чайтанья Прабху замечательно сформулировал, что вот теперь мы видим истинную суть наставлений Гуру Махараджа: служите миссии Шрилы Прабхупады. Вот в этом суть наставлений духовного учителя. Духовный учитель никогда не стремится привязать ученика к себе, никогда. Более того, когда он видит, что ученик слишком привязался к нему, он может отдалить его от себя для того, чтобы этот ученик извлек урок: смысл не в вапу-севе, а в вани-севе. Это самое главное. Когда у нас есть возможность быть близко с гуру — это хорошо, но если в близости мы не совершаем вани-севу, служение наставлениям, то это бесполезно практически. Однажды один гуру шел с учениками по дороге, и там лежал удав, облепленный муравьями. И гуру говорит: «Стойте, что это такое?» И ученики посмотрели, а что это такое, удав в муравьях? И гуру говорит: «В прошлой жизни он был гуру, а они — учениками». Если мы такие ученики, которые просто вцепились в гуру, «это наш гуру, мы никому его не отдадим, Кришна, мы Тебе его не отдадим, мы не дадим ему совершать бхаджан, мы не дадим ему повторять святое имя, мы будем его учениками», то, пожалуйста. Если гуру позволяет это делать, если он позволяет садиться себе на шею, то его судьба такова. Если ученик позволяет себе вгрызаться в гуру, то его судьба такова. Поэтому нам повезло, что наш духовный учитель очень зрелый преданный, очень зрелый преданный. И он нам подсказывает: «Преданные, давайте, становитесь тоже зрелыми, начинайте больше времени уделять наставлениям гуру». Наставления сводятся к чему — служите миссии Шрилы Прабхупады. В этом смысл жизни, в этом смысл того, что мы делаем, — это служить миссии Шрилы Прабхупады.
|
|||
|