|
|||
Особенности системного изложения грамматики китайского языкаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Особенности системного изложения грамматики китайского языка УДК: 378.937+378.14+44англ.+15.019 Харлов Г.А. Иншакова Э.В. Проблема системного обучения иностранным языкам является очень актуальной. Несмотря на ряд успехов, достигнутых в разработке данной проблемы, ее теоретическое и практическое обоснование нуждается в дальнейших исследованиях. Установлено, что широко распространенный в языкознании термин «система» употребляется в лингвистических исследованиях по меньшей мере в трех значениях /Уфимцева А.А., 1962/. При этом под системой прежде всего подразумевают совокупность тех или иных средств языка, например, звуков в фонетике, морфологических и синтаксических средств в грамматике, слов и выражений в лексике. Под системой во втором значении этого термина понимают явление внутреннее, представляющее собой систему отношений и связей, существующих между ее элементами. Третье понятие: система как средство той или иной языковой сферы, когда система рассматривается как диалектическое единство двух сторон одного и того же явления, как единство закономерно расположенных и действующих во взаимной связи частей. Именно такое понимание системы (системности, системного характера) позволяет, считали Л.В. Щерба и В.В. Виноградов, приблизиться к выявлению тех сложных и многообразных связей и отношений, в которых находятся слова любого языка, составляя целостную, ему одному присущую лексико-семантическую систему /Виноградов В.В., 1953; Щерба Л.В., 1940/. В педагогических науках система обучения рассматривается как соответствующий метод. Система определяется, в частности, как совокупность средств и способов организации учебной деятельности обучаемых в соответствии с закономерностями процесса усвоения обучаемыми заданного содержания образования /Лернер И.Я., 1976, 1986/. В результате активного внедрения системных методов и принципов в теорию и практику изучения иностранного языка образовалось особое направление, называемое системной лингвистикой, которая рассматривает систему как «упорядоченную и организованную совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих элементов (подсистем) и их признаков и свойств, воплощенных в определенную субстанцию и функционирующих в некоторой среде как целостное структурное образование» /Арапов М.В., 1981; Кантер Л.А., 1988; Каспранский Р.Р., 1980; Мельников П.П., 1972; Щедровицкий Г.П., 1975 и другие ученые/. Мы считаем необходимостью создания дидактически ориентированных моделей описания языка на фоне достижений современной психолингвистики и педагогической психологии и в связи с возникновением новой межпредметной отрасли знаний – дидактической (педагогической) лингвистики, задача которой, заключается в интегративном подходе к разработке теоретических основ преподавания иностранного языка /Витлин Ж.Л., 1978, 1987; Волкова Е.И., 1988; Еремин Ю.В., 1985; Шатилов С.Ф., 1985; Шевяков В.Н., 1985/. Мы понимаем под системой:
|
|||
|