Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Богоявление на Востоке



Богоявление на Востоке

Исторический смысл праздника выясняется при изучении древних восточнохристианских Месяцесловов. Оказывается, в них праздник Рождества Христова, 25 декабря, отсутствует вообще, а под 6 января (по юлианскому календарю) значится праздник с греческим названием Тэофания («Богоявление») или Эпифания («Явление [Божества]»).

Этот древний праздник, вероятно, имеет египетское происхож­дение и впервые упоминается Климентом Александрийским († ок. 215 г.). В трансформированном виде он стал первым большим христианским торжеством неподвижного цикла, с фиксированной датой. До V–VI в. включительно Теофания замещала для восточных христиан римский по происхождению праздник Рождества Христова (25 декабря). При этом праздник имел «синтетический» характер, включая в себя гораздо больше смысловых обертонов, чем в настоящее время. Явление в мир Бога – это и воплощение Иисуса Христа от Духа Святого и Марии Девы, и Его рождение в Вифлееме, и Его крещение от Иоанна в Иордане, когда Он впервые явил Себя Мессией (Христом) и Сыном Божиим израильскому народу, и совершенное Им первое чудо в Кане Галилейской, явившее Его божественную силу, и умножение пяти хлебов (у африканских христиан). После принятия Востоком римского праздника Рождества Христова[1], смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане[2]. При этом "Богоявление" стало пониматься как раскрытие тайны Триединого Бога: звучащий с небес глас Бога Отца, выходящий из воды Сын Божий и, нисходящий в виде голубя (горлицы), Святой Дух. Тем не менее, доминировавшая в древности тема праздника сохраняется и в современных богослужебных текстах, в первую очередь – в тропаре и кондаке, своего рода «формульных» определениях празднуемого события (их тексты смотрите выше). Так, хотя в тропаре и звучит тема откровения миру Святой Троицы, но подчеркивается, что «виновником» этого события стал Господь Иисус Христос, «явившийся и просветивший мир». А в кондаке праздника прославляется только Явление всей Вселенной Сына Божия!

Поскольку в день Богоявления древние христиане совершали массовое крещение заранее подготовленных к этому людей (их называли «просвещаемыми»), то образное название этого таинства – "свет", "просвещение" – часто употреблялось в качестве названия и самого праздника: «Просвещение», «День светов».

Особенностью богоявленской службы является обряд освящения воды, которым египетские христиане заменили древний культ священных вод Нила. В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник, и в самый день праздника, после Литургии. Хотелось бы напомнить, что вода, освященная в сочельник, и вода, освященная в самый день праздника, имеет абсолютно одинаковую благодатную силу. С грустью приходится наблюдать, как торжество, посвящен­ное воспоминанию великой тайны Богоявления, превращается для многих в ритуальный поход за водой; а поведение людей с бидонами и бутылями напоминает ажиотаж у магазина, в котором – как говорили раньше – «выбросили дефицит». При этом святую воду проливают на землю и топчутся по ней грязными ногами. Будем благоразумны – воды хватит на всех, и если Вы не смогли набрать ее в Сочельник, то сможете спокойно сделать это после праздничной Литургии.

Время праздника Крещения Господня в России ассоциируется с моро­зами, называемыми поэтому «крещенскими» (правда, в последние годы мы всё чаще говорим о «крещенских дождях»). Завершая собой святочный период, он является в народном сознании веселым «зимним» праздником, окруженным колоритными языческими ритуалами и приметами (видимо, неистребимыми): «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали: / За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали...» (В. А. Жуковский. «Светлана»). В старину день Крещения Господня именовался в народе «Водокрещи» или просто «Иордань», по названию проруби на реке. Порицаемый Церковью обычай купаться в ледяной иорданской воде после ее освящения широко распространен на Руси и у восточных славян.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.