Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ю. Рубан. БОГОЯВЛЕНИЕ ИЛИ КРЕЩЕНИЕ?



 

уже был посвящен особый праздник (Dies Natalis Domini, 25 декабря), то внимание акцентировалось на явлении Сына Божия языческому миру, представленному в евангельском повествовании персидскими магами (волхвами). Отсюда основные темы древних литургийных текстов – поклонение волхвов, вифлеемская звезда, просвещение язычников. Другие темы – избиение вифлеемских младенцев, крещение от Иоанна, чудо в Кане Галилейской – отступали на второй план. Согласно древнехристианскому преданию, волхвы были цари, отсюда – распространенное в старой традиции название – Festum (Trium) Regum, «Праздник (Трех) Царей».

В современном католическом обиходе праздник Богоявление Господа (Epiphania Domini), 6 января по григорианскому календарю, имеет статус «торжества» (solemnitas) и сохраняет древнюю тему «открытого явления» Господа и просвещения язычников, пришедших к Нему вслед за звездой. Существует традиция освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов своих прихожан буквы КМБ (аббревиатура апокрифических имен волхвов: Каспар, Мельхиор, Бальтазар). Кроме того, в XX столетии появился второй праздник (рангом ниже, festum), Крещение Господа (совершается в первое воскресенье после 6 января), с аналогичным православному содержанием. Существует, хотя не повсеместный, обычай освящения воды. Так между Востоком и Западом произошел обмен праздниками Богоявления и Рождества.

В качестве дополнения к теме «Вода святая» заметим, что в запад­ном литургическом обиходе святая вода (не обязательно богоявлен­ская) имеет, кроме привычных нам, еще одно специальное употреб­ление. При входе в каждый католический храм помещена чаша с освя­щенной водой, в которую верующие погружают пальцы перед совер­шением крестного знамения. То же происходит и при выходе из храма. Появление этих чаш, напоминающих формой "медное море" Храма Соломона (3 Цар 7:23–26), относится в западных храмах к IV веку.

Литература: Туркин И. Праздник Крещение Господне или Богояв­ление. СПб., 1905; Смирнов С. И. Водокрещи. Материалы для истории крещенских обрядов в Древней Руси. Серг. Посад, 1900; Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления на реке Иордане и в св. граде Иерусалиме. 2-е изд. М., 1994; Майкапар А. Е. Новый Завет в искусстве. М., 1998, с. 109–115; Maur, Hansjorg. Auf der. Feiern im Rhythmus der Zeit I. Regensburg, 1983. S. 154–165.

Ю. Рубан

БОГОЯВЛЕНИЕ ИЛИ КРЕЩЕНИЕ?

(К истории праздника)

Материалы к лекции 11 января 2009 года

Тропарь. Господи, когда Ты крестился во Иордане, открылось [миру] поклонение Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя (горлицы) подтверждал истину этих слов. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, – слава Тебе!

Кондак. Явился Ты сегодня Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно воспевающих Тебя: «Ты пришел, Ты явился, о Свет неприступный!»

Праздник Богоявления имеет в современном православном календаре два названия: «Святое Богоявление» и «Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». На бытовом уровне мы обычно называем его просто Крещением Господним, заимствуя название из одноименного события евангельской истории (Мф 3:13–17; Мк 1:9–11; Лк 3:21–22). При этом акцентируется тема явления миру Святой Троицы, о чём поется и в праздничном тропаре. Но знаменательно, что на первом месте всё же стоит термин «Богоявление», а в современном греческом Часослове праздник и вовсе имеет лишь одно название: «Святая Теофания (Святое Богоявление) Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»! Получается, что слово «явление» относится не к Святой Троице, а к Богочеловеку Иисусу Христу! Как объяснить это видимое противоречие?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.