Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К вопросу о соотношении религии, культуры и науки.



К вопросу о соотношении религии, культуры и науки.

                                                                                                       Пак Л.И. , Абенов К.К.

Казахстанский инженерно-педагогический университет дружбы народов,

                                                          г. Шымкент

Данная научная статья раскрывает роль религии в системе духовной культуры и соотношение религии с ее важной частью - наукой.

В Послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050. Новый политический курс состоявшегося государства» указывается на 10 глобальных вызовов 21 века, имеющих важное значение для Казахстана. В числе их - кризис ценностей нашей цивилизации, угроза дестабилизации. Обращается внимание на необходимость жить в сосуществовании культур и религий, приверженности к диалогу культур и цивилизаций. [1] В свете сказанного важно сегодня осмыслить роль и место религии в системе духовной культуры; соотношение религии, культуры и науки.

 

Религия представляет одну из областей духовной культуры, наряду с искусством, философией, моралью. В совокупности они составляют универсум культуры, области которого образуют единство и целостность, взаимно влияя друг на друга. Существует мнение, согласно которому «вся мировая культура берет свое начало от культа, являющегося, в свою очередь, составной частью религии».[2] При таком понимании религия и культура не отрываются друг от друга, первая не выносится за пределы последней, не «лишается» тех качеств, которые присущи ей как феномену культуры. С другой стороны, универсум культуры не остается без религии, не «теряет ее», сохраняет ее в себе, его содержание и пространство не суживаются. Культура понималась и понимается по-разному. Этим термином обозначались продукты духовной деятельности людей - произведения искусства, литературы, философские сочинения, нравы, верования и т.д.                         

Культура интерпретируется и как способ вскрытия и утверждения смысла человеческой жизни в соотнесении его со смыслом сущего. Т.е. культура созидает человека через деятельность, продукты, результаты этой деятельности, механизмы регулирования человеческой активности, включающие нормы, правила, требования, эталоны, образцы поведения и общение. Качеством культуры наделены учреждения и институты - образования, воспитания, управления, власти и т.д. Культура «пронизывает» человеческое существование, придает личности смысл и значение. Смысл и значение соотносятся с потребностями, интересами, целями, сокровенными состояниями и переживаниями человека.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.