Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общие черты с НПА 3 страница



3. Крайняя необходимость — это устранение опасности, угрожающей государственным, общественным интересам либо собственным интересам и правам либо интересам иного лица, если такая опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Для института крайней необходимости также существуют ограничительные рамки —наличие опасности, причинение вреда либо создание реальных правоопасных условий. 4. Малозначительность правонарушения, которое не представляет общественной опасности. Правонарушение признается малозначительным на основе совокупности обстоятельств и только в том случае, когда правонарушитель не только не причинил существенного вреда общественным отношениям, но и не собирался его причинять. 5. Казус — некоторые общественные отношения не подпадают под действие правовых норм, хотя реально существуют. При нарушении таких правовых отношений юридическая ответственность исключается.  
99. Понятие и структура правовой системы Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, ооусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации. При изучении данной темы целесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный. 100. Правосознание — это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Структура правосознания
  • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
  • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
  • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
  • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
  • Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.
Виды правосознания
  • Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
  • Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
  • Массовое — правосознание обширных масс людей.
  • Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).
Функции правосознания
  • Познавательная функция есть определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
  • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
  • Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
  • Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.
 
101. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (англ. juridical practice) - деятельность по изданию (толкованию, реализации и т.п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. Ю.п. как одной из основных разновидностей социально-исторической практики свойственны черты, присущие любой практике. Однако вовлеченная в правовую систему общества, в процесс правового регулирования социальная практика получает некоторые новые, в т.ч. юридические, качества, позволяющие рассматривать ее как относительно самостоятельный тип практики. Действия и субъектов, и участников Ю.п., использование ими определенных средств и методов, способы оформления вынесенных решений и закрепление накопленного опыта урегулированы, упорядочены правовыми нормами и иными юридическими предписаниями. Тем самым ограничивается субъективизм и волюнтаризм участников, обеспечивается ее стабильность. Ю.п. образует существенную часть культуры общества. Изучение, напр., материалов Ю.п. Др. Рима (законов, судебных решений и т.д.) дает представление не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике этой страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении населения, гос-ном и общественном устройстве. Без Ю.п. немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы общества. Она играет существенную интегрирующую роль в этой системе, связывая в единое целое нормативно-правовые и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения. Ю.п. способствует целенаправленному юридическому изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих нормативно-правовых предписаний, их толкования и конкретизации, использования и применения. Большинство практических действий и вынесенных решений требуют закрепления в строго определенных официальных актах-документах. Элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий. Объекты Ю.п. - это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть материальные и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные действия или бездействие людей, др. предметы и явления, включенные в соответствующий юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных потребностей и интересов. Юридические действия представляют собой внешневыраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые последствия акты субъектов и участников (напр., подписание документа). Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий, объединенных локальной целью, составляют операцию (напр., осмотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия). В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение цели и необходимый результат. Они составляют как бы инструментальную часть практической деятельности и используются для установления и фиксации фактов, анализа юридической «материи», вынесения и оформления решений, организации контроля за их исполнением.   102. Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей. В структуре правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно выделяют следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень: - право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; - правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; - правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; - правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; - правовое поведение, деятельность1. Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка. В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы или области культуры. Быть мастером своего дела в сфере правопорядка - значит обладать высоким уровнем профессиональной культуры.   103. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П.в. определяется характером и политикой государства. П.в. тесно связано с гражданским воспитанием. Эти направления воспитания имеют мн. общего, но П.в. в большей степени ориентировано на осознание восприятия юридических законов и правовых норм и обязанностей. Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона, его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и Международной Конвенции о правах ребёнка (1989) (см. также Дети и раздел Приложения). Взаимодействие права и ребёнка осуществляется, гл.о., опосредованно, через родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок усваивает привычки правопослушного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности. Термин "П.в." появился в 20 в., но всегда право считалось важным элементом воспитания. Роль закона в воспитании подчёркивал ещё Аристотель. В России проблема преподавания и изучения государственных законов возникла с утверждением просвещённого абсолютизма. В 19 в. П.в. уделялось большое внимание в демократических кругах (от А.Н. Радищева до земской интеллигенции). Традиции преподавания права в России основывались на официальном подходе "государственной" школы (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв и др.). В то же время значительное влияние на П.в. оказала школа "естественного права" (С.И. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.). В начале 20 в. во мн. гимназиях и школах России преподавался курс социологии Г.А. Энгеля, который имел различные названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию государства и права. После 1917 именно Энгель стал автором первого советского учебника для школ по социологии, где проводилась мысль о большом значении П.в. П.Ф. Каптерев, К.Н. Корнилов, Н.Н. Иорданский считали необходимым воспитание у детей чувства законности. С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и А.С. Макаренко в своей практической деятельности знакомили учащихся с вопросами правосознания. Однако длительный период П.в. сводилось фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР. Психолого-педагогические исследования, проводимые с 70-х гг. в области П.в. (Д.С. Яковлева и др.), показали, что достичь в школьном возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что осн. задачи П.в. - давать представление о правовых нормах и стимулировать деятельность учащихся в этом направлении, способствуя накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами особенно важно для профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и правонарушений, совершённых детьми и подростками. П.в. должно воспитывать в детях интерес к праву, уважение к закону, формировать привычки выполнять правовые предписания. В педагогической практике 90-х гг. наиболее перспективной является идея интегративного подхода к формированию правового сознания как через создание специальных курсов ("Граждановедение", "Человекознание" и др.), так и в процессе изучения общеобразовательных курсов истории, литературы, экономики и других дисциплин.  
104. Понятие и основные принципы законности. Гарантии законности: понятие и виды. Для начала следует отметить, что законность — это политико-правовое явление, которое характеризует процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений. В юридической науке принципы и законность соотносятся как содержание и форма их выражения. Можно рассматривать категорию законности по-разному. Законность как конституционный принцип — это совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. Законность как метод государственного руководства обществом, режим — подразумевает под собой строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами правовых отношений действующего законодательства, юридических норм. Таким образом, правовую категорию «законность» можно рассматривать через два главных аспекта: 1. Внутренний аспект — выражает функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности (законность как принцип, метод государственного руководства, режим, состояние). 2. Внешний аспект — определяет место и роль законности в системе ценностей, которые составляют окружающую действительность (социально-экономическая, политико-идеологическая, духовная, логико-семантическая, юридическая). История становления и реализации идеи законности выражается по следующим последовательным этапам: по справедливости, по закону, законность. К предпосылкам зарождения идеи законности можно отнести следующие явления: • наличие государственных органов, которые выполняют правотворческие и правоохранительные функции, • наличие действующей системы правовых предписаний, • достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правового сознания. Сущность законности составляет требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений. Признаками законности являются: 1) причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, которые происходят в обществе и государстве; 2) высокая степень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории «законность»; 3) всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения; 4) объективный характер законности — нормативно-правовая основа; 5) пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания на противоправные деяния; 6) обеспечение государственной защиты законности. Субъектами законности можно назвать всех участников общерегулятивных правовых отношений. Нарушением законности является совокупность фактов нарушения юридической нормы. Принципы законности — это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законом. Данные принципы законности обусловлены закономерностями общественного развития. К принципам законности можно отнести следующие принципы: • единство законности, • гарантированность основных прав и свобод граждан, • неотвратимость наказания за совершенное правонарушение, • недопустимость противопоставления законности и целесообразности, • взаимосвязь законности и культурности. Гарантии законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, которая обеспечивает процесс реализации законности и формирует такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократическому строю. Гарантии законности выражают все многообразие связей, существующих в обществе. В юридической литературе их подразделяют на два вида: 1. Общие гарантии законности — это экономические, политико-идеологические и нравственно-духовные гарантии. 2. Специальные гарантии законности — собственно юридические принципы. Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Специальные гарантии должны быть закреплены в нормативно-правовых актах. В рамках специально-юридических гарантий законности выделяют два их вида: а) правовые гарантии — такие гарантии законности прямо предусмотрены действующим законодательством и носят всеобщий характер; б) договорные гарантии — это такие гарантии законности, которые обусловлены нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу договорных отношений. Данные гарантии распространяют свое действие только на участников, которые заключили договор либо присоединились к нему. В состав юридических гарантий законности входят следующие принципы: • полнота и эффективность правовых норм, • высокий уровень надзора за реализацией требований законности, • эффективность мер юридической ответственности и защиты, • профессиональная работа государственных органов по обеспечению законности и правового порядка, • постоянное совершенствование юридической деятельности, • высокий уровень правового сознания и культуры. 105. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии. Правовой порядок — это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений. При анализе правового порядка необходимо учитывать социальную сущность государственной власти и действующие конституционные принципы. Правовой порядок — это целостное и комплексное образование. В правопорядке довольно много общесоциальных тенденций, которые, однако, не имеют юридического содержания, но одновременно с этим без них правовой порядок невозможен. К таким социальным тенденциям можно отнести: справедливость, нравственность, демократизм и др. Все эти явления неразрывно связаны с юридическими явлениями правового порядка. Правовой порядок отражает коренной вопрос политики — государственную власть, форму ее организации, структуру и полномочия государственных органов. При исследовании правового порядка важно учитывать идеи, взгляды людей на правовой порядок и их реальное воплощение. В правовом порядке сочетаются два исходных начала: 1) объективные законы и тенденции развития общества - социальная нормативность; 2) функционирование государства, деятельность людей - правовая нормативность. Правовой порядок тесно взаимосвязан с правовой идеологией, правотворчеством, правоприменением, правосудием и законностью. Правопорядок есть по сути область наиболее значимых и весомых социальных отношений, которые подвергаются регулированию нормами права. Ядром правового порядка является человек, его интересы, гуманистические и демократические принципы. Вообще, в целостном понятии «правопорядок» можно выделить несколько следующих видов содержания: а) материальное содержание — это закономерности возникновения, функционирования и развития правового порядка, объективные потребности в упорядочении общественных процессов; б) государственно-волевое содержание — это результат взаимодействия государственной воли и интересов всех участников правового порядка; в) юридическое содержание — это реализация прав и законности, система правовых отношений, субъективных прав и юридических обязанностей. Под формой правового порядка в свою очередь понимается присущая ему организация содержания. В структуру правового порядка входят следующие элементы: • закрепленная в законодательстве правовая структура общества, • правовые отношения и правовые связи, • атрибутивные элементы — упорядоченность, регламентация. Вообще, в правовой системе общества существуют три категории, которые тесно взаимосвязаны между собой: право, законность и правовой порядок. У данных институтов единое государственно-волевое содержание и интересы, формальная нормативная определенность. Однако между данными категориями существуют также следующие принципиальные различия: 1. По содержанию и характеру. Право — это установленная законом государственная воля и интересы, объективированная форма, которая имеет нормативную определенность. Законность — это качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения, свойство метода, принципа, правового режима. Правовой порядок — это состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений. 2. По времени реализации воли и интересов государственной власти и народа. Право — это начальный этап оформления воли и интересов в общеобязательные правила. Законность — это реализующее право качество нормативных и правоприменительных актов. Правовой порядок — это претворение в жизнь права, реализованные воля и интересы. Иными словами, право — это начальный момент, законность — это движение, а правовой порядок — конечный результат. 3. По правовой функциональной нагрузке. Право — это законы, юридическая основа правового порядка. Законность — это средства установления правового порядка. А правовой порядок — это результат осуществления права и законности. 4. Законность и правовой порядок соотносятся как причина и следствие. При анализе законности важны количественная и качественная характеристики, а при анализе правового порядка — правовые состояния и их качество. И наконец, следует отметить, что в принципах демократии, законности и справедливости формируется сам правовой порядок.   107. Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:
  • соотношение и использование источников права,
  • роль суда в создании прецедентов,
  • происхождение и развитие системы права.
Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.Наиболее известной является классификация французского учёного Р. Давида, в соответствии с которой выделяются:
  • романо-германская правовая семья,
  • англосаксонская правовая семья,
  • религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),
  • социалистическая правовая семья,
  • некоторые другие правовые семьи.
Романо-германская правовая семья Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции. В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:
  • группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);
  • группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);
  • группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).
 [Англо-саксонская правовая семья Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права. В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным. Семья социалистического права Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд. Религиозная правовая семья Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания. Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства — закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться. В современном Израиле, хотя формально Галаха остаётся доминирующей правовой нормой, законы государства всё более теснят сферу её применения. В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей; в современных исламских странах шариат является лишь основой законодательства, а также источником его толкования в спорных случаях.  
108. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий "человек", личность", "гражданин". Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием. Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.) В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин. Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс. Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию "отраслевой правовой статус личности". Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы. В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве. В обществах, где господствуют тоталитарные принципы, где государство считает себя, а не человека, высшей ценностью, правовой статус личности, как правило, устанавливается по принципу "запрещено все, кроме того, что разрешено". Пределы свободы исчерпывающим образом определены государством. В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа "разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено". Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель - граница запретов. Правовой статус личности рассматривают как родовое понятие, которое выступает как: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранца; 3) правовой статус лица без гражданства (апатрида). Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности. Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д. В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется предоставлением "национального режима". Правовой статус личности останется декларацией, если в государстве и в обществе не будет создан соответствующий механизм гарантий его реализации. Выделяют общие и специальные (юридические) гарантии прав человека и гражданина. К общим гарантиям, как правило, относят: экономические - материальные условия жизни общества, которые позволяют фактически воспользоваться правами и свободами (отдыхать, учиться, получать доступ к здравоохранению и т.д.); политические - установление системы демократии, обеспечивающей доступ каждого к управлению обществом и государством; идеологические - поддержание в обществе атмосферы свободы, уважения достоинства личности и т.д. К юридическим гарантиям относят совокупность правовых норм, позволяющим человеку с помощью юридических средств эффективно пресекать нарушения своих прав и свобод, восстанавливать свое нарушенное право ( это, например, нормы, гарантирующие право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье, имущество от различного рода посягательств и обязывающие все государственные органы, должностные лица уважать личность, охранять ее права и свободы).. В целом проблема полноты прав и свобод человека, их гарантированности приобрела сегодня общемировое значение, критерием реальности национального и международного права как основы внутренней международной политики.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.