Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Этапы урока (название, время, цель)



Ход урока

Этапы урока (название, время, цель)

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные УУД
1.Организационный момент (1 мин) Цель – включение учащихся в учебную деятельность. Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверяет отсутствующих. Раздача скелета «Фишбоун» Проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя, подготовка рабочего места. - Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: осуществление самоконтроля.
2. Постановка целей и задач, а также мотивация детей на активную работу (4 мин) Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения учебных задач и актуализация ранее изученного материала. Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается урок со стихотворения: Русь могучая и бескрайняя, Люди были тогда всесильными, В избах деревянных жили, Занимались искусством знатным. Сами ткали, хлеба растили, Хоть и в лаптях ходили. (слайд 1) Прослушав строчки из стихотворения, задает вопрос. Вывод темы урока на экран (слайд 2) «Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с повседневной жизнью древних славян, жителей города и деревни, а также знати, выявим характерные черты русского быта, что такое быт и нравы?» Знакомство учеников с технологией «Фишбоун» (слайд 3) (Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения). После прочтения стихотворения учитель задает вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?» Ответ на вопрос о теме урока.   Предполагаемые ответы: о быте, нравах. Учащиеся называют пункты, из которых состоит повседневная жизнь. Учащиеся называют и записывают тему урока. Знакомятся с новой технологией «Фишбоун». Актуализация знаний, учащихся о быте и нравах Древней Руси Личностные:формирование мотивации к обучению. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, способность дать устный ответ на ответ на основе систематизации, аргументация своего мнения. Регулятивные: осознание уровня освоения материала.
3. Первичное усвоение и закрепление нового материала (30 мин) Цель: изучить и систематизировать материал по новой теме.     Озвучивание плана урока. Вывод на экран головы «Фишбоун» (слайд 4)   1) Нравы в Древней Руси (у сельских жителей, у городских жителей, у знати). Организует работу учащихся по рядам с учебником (стр. 63-65 «Повседневная жизнь населения и горожан).   Вывод учителем на экран первых трёх частей «Фишбоун» с понятиями для проверки учащихся (слайд 5,6,7). Визуальное представление ремесла с небольшим пояснением (слайд 8,9,10) «Еще раз хочется немного остановиться на ремеслах в Древней Руси, как вы уже правильно сказали, то наиболее распространенными были гончарное дело, кузнечное дело, кожевенное дело, плотничество».     2) Военное дело Рассказ учителя с визуальной поддержкой презентацией.  (слайд 11,12,13). «Друзья, как вы знаете, большое место в то время играла война. Профессиональными воинами в это время была княжеская дружина, вооруженная мечами, копьями и саблями. Защитными средствами или обмундированием, как бы мы сейчас сказали, были кольчуга – рубашка в виде металлических колец, броня и непосредственно щит. Голову защищали необычной формы изящный остроконечный шлем – шишак. Средствами передвижения войска по суше были – кони, конская упряжь, а по морю – ладьи или дубасы – парусно-вёсельное морское судно у славян. Кстати, именно от слова лодья и произошла современное слово лодка. Помимо профессиональной обученной княжеской дружины было, конечно, народное ополчение, вои – представители полка, выставляемые от города вечевым собранием. Вои были вооружены луками, ножами, копьями или боевыми топорами, броню и кольчугу заменял лишь щит». Учитель дает задание заполнить ученикам свой раздаточный материал в соответствующем месте. Демонстрация учителем четвертой и пятой части с заполненными словами-маркерами. (слайд 14, 15). Учитель спрашивает про тактику выступления русского войска в поход (можно подсматривать ученикам в учебнике стр. 67)     3) Жилище Рассказ учителя с визуальной поддержкой презентацией (слайд 16, 17, 18). «Далее поговорим немного о жилище наших древних предков. Не для кого не будет каким-то новым открытием тот факт, что образ жизни верхушки населения (князей, бояр и купцов) отличался от образа жизни сельских людей. Так же ситуация обстоит и с жилищем. Если говорить о жилище князей и бояр, то в истории оно получило название хоромы. Хоромы состояли из нескольких соединенных между собой постройках. В центре находился терем – высокое деревянное здание башня, где располагалось отапливаемое помещение – изба. Помимо этого, там находились и два неотапливаемых помещения – горницы-повалуши – так называли холодные кладовые, и спальни-клети – так именовали летнее жилище без отопления. Всех их с главной частью хором – избой соединяли сени – попросту говоря – прихожая. Вы спросите, а где же князь принимал гостей, устраивал пиры? Делал это он в гриднице. Конечно, хоромы не были единственной постройкой на территории княжеского или боярского двора. На территории двора располагались конюшни, поварня, кузница, амбары, медуши, где хранили мёд, ледники – так называемые холодильники. Зажиточные горожане, речь идет прежде всего о купцах, жили в богатых деревянных срубах – то есть, из обтесанных бревен. Первый этаж, как правило, был хозяйственным, а вот второй уже – жилым. Внутреннее убранство таких домов было довольно завидным: медвежьи шкуры на полу, на стенах дорогие восточные ковры, лари с одеждой, освещались такие помещения свечами. Что касается бедной части населения, а также ремесленного люда, то они обитали в так называемых слободах – городских окраинах. Дома представляли собой либо полуземлянки, у которых крыша и стены выпирали из-под земли, либо небольшие приземленные срубы. Топили такие помещения по-черному, вместо окон – бычий пузырь, вместо свеч – лучина». Учитель дает задание заполнить ученикам свой раздаточный материал в соответствующем месте. Демонстрация учителем шестой, седьмой и восьмой части «Фишбоуна» с заполненными словами-маркерами. (слайд 19, 20, 21). Уточняет, что такое слобода и хоромы и сруб. Задает уточняющие вопросы.   4) Одежда Организует работу учащихся (девушки и юноши) с учебником (стр. 72-73 «Одежда») «Теперь давайте рассмотрим, а во что же тогда одевались наши далекие предки?». Чтобы удобнее и быстрее было решить это задание, давайте поступим так: юноши ищут в учебнике и выписывают с определениями части мужской одежды, а девушки то же самое, только женской одежды». После того, как ученики выпишут все необходимое, учитель спрашивает у нескольких учеником названия одежды с пояснением (эта часть одежды высвечивается на экране) (слайд 22 и 23 соответственно). Проверка «Фишбоун» части девятой и десятой (слайд 24 и 25). 5) Развлечения Рассказ учителя с визуализацией при помощи презентации (слайд 1, 2, 3, 4, 5) «Мы с вами уже поговорили о нравах, о военном искусстве, о жилище и об одежде. Но, конечно, было бы не правильным забыть про то, что мы любим больше всего на свете – развлечения. Конечно, на Руси они были весьма специфическими. В качестве примеров можно привести несколько наиболее распространенных». Учитель рассказывает кратко про различные развлечения (бабки, лапта, кулачные бои и проч.). Дает задание доделать до конца основную часть скелета «Фишбоун». То есть, 11 часть.   Прим. для учителя: в течение всей работы учащиеся пишут на обратной стороне листа «Фишбоун» слова с определениями или краткими пометками. В сам «Фишбоун» вносят только краткие слова-маркеры.   Запись плана урока в голову «Фишбоун»   Задание: прочитать каждому ряду свой отрывок текста о нравах. Назвать необходимые слова-маркеры с уточнениями для заполнения трех частей «Фишбоун» в своем раздаточном материале. Просмотр слайдов по видам ремесла.   Задание: посмотреть на презентацию, послушать рассказ учителя и вставить в четвертую и пятую часть своего «Фишбоуна» нужные слова-маркеры. Назвать, каким образом русское войско выступало в поход.   Задание: посмотреть на презентацию, послушать рассказ учителя и вставить в шестую и седьмую часть своего «Фишбоуна» нужные слова-маркеры. Ответ на уточняющие вопросы. Ответить на вопрос: «Что такое слобода и хоромы».   Задание: найти в учебнике на обозначенных учителем страницах необходимую информацию и записать ее в «Фишбоун».   Задание:послушать рассказ учителя, просмотреть презентацию, а затем доделать основную часть скелета рыбы.   Ученики слушают и записывают план урока в соответствующую часть «Фишбоун»: 1. Нравы в Древней Руси (у сельских жителей, у городских жителей, у знати) 2. Военное дело 3. Жилище 4. Одежда 5. Развлечения   Учащиеся читают текст из учебника, затем выделяют слова-маркеры и пишут их в своем раздаточном материале в соответствующем месте. Предполагаемые ответы: Первый ряд: большая часть населения, большие семьи (семья, в которой старший мужчина является главой семьи, и в которой он живет и ведет хозяйство вместе с сыновьями и их женами и детьми), трудовое воспитание, раннее вступление в брак, женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки. Второй ряд:селился князь и его дружина, торговые и ремесленные центры (гончарное дело, ювелирное дело, плотничество, кузнечное дело, кожевенное дело), городское вече, купцы и иноземные гости. Третий ряд: дети на попечении кормилицы и нянек, рано учили грамоте, охота и богатые пиры, богатая пища и напитки (мед, вино, мясо), скоморохи и гусляры, имена христианских святых. Ученики смотрят на слайды.     Ученики смотрят на слайды, слушают учителя и отвечают на вопросы (записывают в нужное место своего «Фишбоуна»): 1) На чем передвигались по суше, а на чем по морю (ответ – кони, ладьи) 2) Основные виды оружия (ответ – мечи, копья и сабли) 3) Основные виды защитного снаряжения (щит, броня, кольчуга) 4) Чем было вооружено народное ополчение (лук, колчан со стрелами, нож, копье или боевой топор, щит) Дополнительно: Каким образом войско выступало в поход? (по сигналу трубы, впереди князь, за ним дружина и вои (уточняют), следом тянулся обоз, нередко сражения начинались поединками богатырей).     Ученики смотрят на слайды, слушают учителя и отвечают на вопросы (записывают в нужное место своего «Фишбоуна»): Предполагаемые результаты: Жилище князей и бояр:Хоромы – жилище князей и бояр, в центре терем (что это?) Ответ– высокое деревянное здание-башня, где находилось отапливаемое помещение - изба, изба, горницы-повалуши (что это?) Ответ –башнеобразное помещение или холодная кладовая, спальни-клети (что это?) Ответ – летнее жилище, спальня, сени (что это?) Ответ – входная часть русского дома или прихожая, гридница (что это?) Ответ – парадная горница для пиров, поварня, конюшня, кладовые, амбары, медуши – кладовая для мёда. Жилище зажиточных:в срубах – деревянных домах из обработанных бревен, первый этаж – хозяйственный, а второй – жилой, украшались восточными коврами и тканями, медвежьими или рысьими шкурами, освещение свечами. Жилище крестьян:слобода (что это?) Ответ – городские окраины, полуземлянки (чем отличается от землянки?) Ответ – стены и крыша полуземлянки выпирает, на юге страны, на севере наземные постройки с деревянными полами, печи по-черному, освещение лучиной.   Ученики работают самостоятельно с учебником, выписывают слова-маркеры в лист «Фишбоун». Затем в случайном порядке (поднятие руки – возможно) ученики называют части одежды и поясняют, что это. Например, на вопрос учителя «Какие штаны носили мужчины», ученик должен ответить «Порты», а затем добавить «Это сужающиеся вниз штаны». И фотография появится на слайде.     Учащиеся вносят до конца все сведения в «Фишбоун» кроме хвоста.   -     Систематизация знаний о предметах быта (предметы повседневного обихода), одежды, особенностей жилища. Систематизация знаний о ремёслах и военном деле (тактик, видов и типов вооружения и защиты), а также играх и развлечениях.     Регулятивные: планирования и осуществления учебной деятельности.     Регулятивные: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: структурирование знаний; Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле.
4. Рефлексия (3 мин.) Цель: самостоятельно определить уровень усвоения материала.   Учитель предлагает ученикам сами заполнить хвост рыбы – выводы, в соответствии с предложенными вопросами. В конце урока демонстрирует весь «Фишбоун» (слайд 6) Задание: ответить на вопросы 1) Сегодня я узнал, что… 2) Самым интересным для меня было то, что… 3) Мне непонятно… 4) Я ещё хотел бы узнать… Ученики отвечают на вопросы и записывают в хвост «Фишбоун». Тем самым окончательно выполнив задание. - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала; - осуществление самоконтроля; Познавательные:уметь использовать полученную информацию; установление причинно-следственных связей; проведение анализа учебного материала
5. Домашнее задание (2 мин.) Цель: обсудить и записать домашнее задание.   Комментирует домашнее задание. Открываем дневники, записываем домашнее задание. Домашнее задание: прочитать заполненный «Фишбоун». Запись домашнего задания. Систематизация знаний о быте и нравах жителей Древней Руси. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные: самооценка и прогнозирование результатов

 

Выполнил______________________________________________________________

Учитель истории_____________________________________________________________

Групповой методист_______________________________________________________________

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.