Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свето- и цветотерапия картин Н.К. Рериха.



Свето- и цветотерапия картин Н.К. Рериха.

Е.А. Левинтова, ктн.

Все, кто видел когда-нибудь картины Н.К. Рериха, обращал внимание на необычно яркие краски его полотен. Случайно ли сочетание таких ярких красок? Например, картина Рериха «Ригден Джапо – Владыка Шамбалы», написанная в стиле тибетской танки и подаренная им правительству Монголии во время экспедиции.

 Слайд 1. Ригден Джапо – Владыка Шамбалы. (Великий Всадник), 1927

Е.И.Рерих, его супруга, другиня и часто соавтор мыслеобразов картин, так говорила о творчестве Николая Константиновича: «В искусстве его, прежде всего, отмечают чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний при необычной силе и глубине тонов. Каждая картина - прекрасная симфония красочных созвучий. Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя»[1], т.е. глубоко научное, но в соответствии с Высшей наукой законов Космоса. Из дневниковых записей Рерихов нам известно, что их Духовный Учитель ставил задачу Рериху, говоря: «Необходимо улучшить их качество. Нельзя ли посочнее? < > Не жалей красок. У изображения необходимо мудро показать силу света»[2]. Поэтому неслучайно Рерих изучал технику писания древнерусских икон, искал специальные составы красок и технику написания. Как он добивался такого эффекта светоносыщенности картин? В своем поиске красочных материалов Рерих пришел к темпере, и как объяснял его сын, Светослав Рерих, сам выдающийся художник, «это чистые пигменты и минимум связующего вещества. < > Чем ярче пигмент, тем больше его светонасыщеность.< > Вибрации цвета несут в себе жизнь»[3]. Как сейчас известно, лучше всего энергетическое воздействие наслаивается на структурированные вещества, как, например, кристаллы, что и представляют собой природные пигменты. Поэтому следует добавить, как упоминал Светослав Николаевич, что энергию, наслаиваемую художникоми вибрациями окружающего пространства (например, высокая энергия чистоты гор), на картинах лучше всего обеспечивают чистые пигменты, то есть картины написанные пастелью, но из-за отсутствия связующего вещества, картины этой техники исполнения недолговечны. Далее по сохранению наслоенных вибраций идут картины, написанные темперой, затем акварели и меньше всего это наблюдается на картинах, написанных масляными красками.

 Слайд 2. Ангел златые власы, 12 в.

С другой стороны, по мнению Л.В. Короткиной: «Переход к темпере был для Рериха не просто пробой возможностей другой живописной техники. Посредством обращения к темпере он осваивал на практике традиции иконописи. В древней русской живописи он видел не только эстетическую, но непреходящую этическую ценность. Хорошо знал Николай Константинович и применявшиеся в иконописи техники, написал много очерков о русской иконе, сам расписывал церкви. Все годы своего паломничества по святым местам Руси художник изучал старинные техники, не только выявлявшие неповторимую светосилу красок, но и извлекавшие максимальные возможности из самого звучания цветовой гаммы. Иконописцы стремились создать особое состояние, настроение молитвенного общения с иконой, с изображением[4].

 Слайд 3. Спас нерукотворный, 12 век.

Полагаем, что Рерих обращался к иконописи, также и из-за подхода к созданию духонаполненного произведения. А.Н. Овчинников в статье «Минеральные пигменты в иконописной традиции»[5] упоминает, что если сравнивать под микроскопом структуру и оптические свойства пигментов, применяемых в современной живописи с минеральными пигментами древних художников-иконописцев, разница становится очевидной. В состав пигментов, употребляемых древними художниками, входили кристаллические, киноварь, аурипигмент, лазурит и др., активно отражающие свет. Многие мастера относились к этим минералам так же, как и к остальным пигментам. Однако посвященные мастера видели в них олицетворение стихий, способных изобразить «подобие» Божественной гармонии, поскольку главной целью художников с древнейших времен было наглядно раскрыть идею Света как одной из субстанций Бога.В Евангелии Сам Христос говорит о Себе: «Аз есмь Свет». Эти слова и стали для иконописцев смыслом и целью их труда, чтобы сама икона «смотрела» на молящегося. Вот обратите внимание на икону 12 века «Спас нерукотворный» и картину Рериха «И мы видим», того же смысла.

 Слайд 4. И мы видим, 1922.

Из этого следует, что в религиозной живописи техника ифилософия не два различных понятия, а одно неделимое целое, что знал и применял Рерих. Помня наказ Учителя «мудро показать силу света», он одарил нас такими радужными переливами Света, как на картине «Святые Борис и Глеб».

 Слайд 5. Святые Борис и Глеб, 1942.

Об этом Рерих написал статью: «Через искусство имеете Свет», утверждая, что искусство питает сердце и обогащает сознание новым пониманием жизни, оно воистину поднимает человека «до небес». Степень воплощения этой высокой задачи в творчестве и определяет истинность искусства[6]. О том, как передать непосредственно свет в красках, читаем в очерке Святослава Рериха «Искусство и жизнь»: «Не существует красок, достаточно ярких или светящихся, чтобы передать яркость света. Однако светявляется наиважнейшей проблемой, требующей своего разрешения, - самой неуловимой, ровно, как и самой трудной. Почти что всякий оттенок может быть использован для изображения света и может рассматриваться как цвет света, но не все цвета обладают одинаковой ценностью с точки зрения передачи света. < > Желтый - самый светоносный цвет, но и самый чувствительный, так как легко может загрязниться и потерять свою чистоту. Желтый является самым ярким имеющимся у нас цветом для передачи света. Белый не обладает таким качеством светоносыщенности, хотя как цвет он светлее»[7].

Слайды 6 и 7. Свет Небесный

    Другой пример на картине Николая Константиновича «Свет Небесный» можем видеть, как обильное наслоение оттенков желтого цвета создает полное ощущение свечения ауры святого старца, меня этот эффект заинтересовал на выставке и я даже сняла это сбоку.

    Следует отметить, что в своем творчестве написания колористичных картин, Николай Константинович опирался не только на живописную технику иконописи, но и на современные ему открытия ученых. Об этом он писал в своей статье «Здоровье»[8], где призывал к заботливому отношению и оздоровлению духа и тела, страдающих «от несносного извращения жизни». Оздоровить человека он предлагал, используя знания народного врачевания, «вспомнив древнюю истину, что звук и цвет (в сущности одно и то же) имеют на нас огромное влияние». Он упоминал и современные ему достижения ученых о том, что д-р Юнг в Лондоне исследовал, «влияние цвета картин на различные заболевания, а также применение цветных лучей. < > Кроме того, - он писал, - вспомним все изумительные опыты сэра Джагадиса Боше и все разнообразные наблюдения воздействия цвета и звука на животных и на растения. Также вспомним, что уже учреждаются целые институты лечения цветом в Америке, Германии, Индии». В то время было установлено учеными, что в здоровом теле наблюдается определенная гармония определенных «созвучий». А при недуге меняется цветовая гамма тех или иных органов. Воздействуя на них нужным цветом, можно вновь вернуть их к норме. В начале 30-х гг. XX в. терапевтический эффект, который оказывают на организм различные цвета, был описан индийским ученым Д. Р. Гхадиали. По его мнению, органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их работу. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью.

 Слайд 8. Влияние цвета картин Н.К. Рериха на чакры человека.

Наверняка Рериху было известно, что на протяжении более 5000 лет существует древнеиндийская медицина и одновременно философская система о познании человека и Вселенной – Аюрведа, это санскритское слово, означающее «наука о жизни»[9]. В очень древнем тексте «Курма Пурана» сказано: «Владыка мира имеет в своей вездесущности Семь Цветных Лучей». Это означает, что все творение есть тело Господа, состоящее из лучей и излучений, и оно выражается в семи цветах радуги, имеющих в основе источник Космического света. Таким образом, все царства природы - реки, долины, горы и живые существа погружены в семь цветов радуги[10].

Аюрведа применяетцветотерапию до сегодняшних дней, а ее последователи полагают, что существует соответствие между семью основными цветами радуги, тканями и органами тела, тремя конституциями и чакрами или энергетическими центрами человека. Цветотерапия зиждется на том, что цвет – существенен для здоровья, человеку необходимы все цвета чакр. Если мы чисты, то притягиваемся как раз к тем цветам, в которых нуждаемся. Как вы можете видеть, этот слайд наглядно демонстрирует, что картины Н.К. Рериха могут эффективно использоваться с целью цветотерапии для оздоровления психофизического состояния зрителей, поскольку будет осуществляться питание чакр недостающим цветом. Приведу примеры картин Н.К. Рериха в соответствии с цветами чакр с кратким указанием основных присущих им эффектов воздействия[11], [12], [13].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.