Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коммуникативный тренинг для наставника



 

Тренинг-семинар для наставников «Организация наставничества»

Коммуникативный тренинг для наставника

Раздаточный материал

Тренер: канд. фил. наук,

доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ

 Погудина Евгения Юрьевна

20-21 июня 2012

Принципы коммуникации

Составьте иерархический список важных для коммуникации качеств. Наиболее важное качество получает номер 1, второе по важности – 2, и так далее до номера 8. Отметьте те принципы, которыми руководствуетесь вы сами.

1. То, как вы себя ощущаете в данный момент, отражается на вашей спо­собности к коммуникации. Если вы чувствуете себя обиженным, то, естественно, будете реагировать иначе, чем если бы были уверены в себе.

2. Нередко оказывается намного полезнее прямо поговорить с кем-ни­будь, чем говорить о нем за его спиной. В прямой беседе легче выяс­нить сходства и различия во мнениях и жизненных установках — поэтому такой способ общения намного продуктивнее разговоров за спиной.

3. Обратите внимание на ваши личные ценностные установки — свое­образный фильтр, который заставляет вас уже составить какое-то мне­ние по проблеме даже до того, как вам станут известны все факты. У каждого из нас есть множество фильтров, которые зависят от наших предпочтений и образцов поведения перед нашими глазами. Личные склонности часто приводят к тому, что мы игнорируем информацию, которая не соответствует нашим принципам и взглядам. Следует по мере сил избавляться от предрассудков.

4. Обратите внимание на такие формулировки, как « Все обязаны...» или «И все же каждый должен...». Если вы часто употребляете их, то ско­рее всего вы перекладываете ответственность за себя на других. Луч­ше говорите: «Я должен...» и т. д. Этим вы подчеркнете свою самостоятельность и активность.

5. Подумайте о том, что большинство вопросов имеют расплывчатую формулировку. Зачастую намного полезнее конкретизировать вопрос. Например, фраза: «Почему ты пропустил последнее собрание?» зна­чит буквально следующее: «Я рассержен, потому что ты пропустил последнее собрание, и теперь мы должны терять время на то, чтобы ввести тебя в курс дела».

6· Избегайте замечаний, в которых вы навязываете свое мнение окру­жающим. Такие формулировки, как «Тебе не кажется, что?..» или «Ты согласен со мной, что?..» — это косвенные попытки навязать свою точ­ку зрения другому человеку.

7. Обратите внимание на фразы-убийцы, которыми вы унижаете других: «Этого еще никому не удавалось сделать!» или «Каким же надо быть дураком, чтобы до такого додуматься? Это же просто смешно!» Жерт­ва подобного отношения, возможно, посмеется, но, скорее всего у нее останется неприятный осадок или затаенная обида, которые помеша­ют дальнейшему общению.

8. Открытость и честность требуют чувства такта. Обращайте внимание на то, чтобы ваши собеседники не чувствовали себя подавленными и обиженными, когда вы совершенно откровенно высказываете то, что думаете и чувствуете. Никто не должен терять своего лица!

 

 

Правила эффективной коммуникации

1. Понимание собственной идеи, мысли, сообщения и только затем передаче этой информации получателю.

2. «Постоянная готовность к непониманию».

3. Соблюдение точности информации. Не следует употреблять двусмысленные, сложные и неточные выражения, перегружать сообщение профессиональными терминами.

4. Контроль над невербальными сигналами (от 60 до 90% коммуникаций осуществляется с помощью невербальных средств).

 

 

Коммуникативная компетенция – это способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать.

 

Препятствия на пути эффективной коммуникации

Фильтрация – сознательное манипулирование информацией отправителем

Избирательное восприятие – получатель избирательно воспринимает информацию в зависимости от своих потребностей, мотивации, опыта и др. личностных характеристик

Информационная перегрузка – когда поступающая информация превышает объем, который способен обработать человек. Результатом является либо потеря информации, либо снижение эффективности процесса коммуникации.

Гендерные различия

Эмоциональное состояние человека в момент получения сообщения во многом определяет то, как оно будет интерпретировано.

А также: возраст, образование, культурный опыт… (продолжите список)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Коммуникативные драмы

Драма слушания – умение слышать другого человека («Слушаю, но не слышу»).

Драма понимания – умение понять другого человека («Слышу, но не понимаю»).

Драма действия – умение действовать соответственно своему пониманию («Понимаю, но сделать не могу»).

Драма самовыражения – умение выражать свои мысли и чувства («Могу сделать сам, но сформулировать, как это делается, не могу»).

Драма эмоциональности – умение регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другим человеком.

 

Активное слушание

 

Активное слушание Пассивное слушание
Попытки побудить партнера к разговору Терпеливое ожидание того, чтобы партнер заговорил
Попытки точно воспринять сказанное партнером Ожидание того, когда партнер окажется в состоянии сказать нечто действительно важное и интересное
Попытки удержать излишне многословного или отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме. Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания». Ожидание того, когда партнер вернется к теме разговора. Ожидание того, когда партнер перестанет говорить.

 

Приемы активного слушания

Паузы

Вопросы

Перефразирование (парафраз) – изложение сказанного собеседником своими словами

Подведение итогов


Перефразирование (парафраз) – изложение сказанного собеседником своими словами

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.