|
||||||||||
Коммуникативный тренинг для наставникаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тренинг-семинар для наставников «Организация наставничества» Коммуникативный тренинг для наставника Раздаточный материал Тренер: канд. фил. наук, доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ Погудина Евгения Юрьевна 20-21 июня 2012 Принципы коммуникации Составьте иерархический список важных для коммуникации качеств. Наиболее важное качество получает номер 1, второе по важности – 2, и так далее до номера 8. Отметьте те принципы, которыми руководствуетесь вы сами. 1. То, как вы себя ощущаете в данный момент, отражается на вашей способности к коммуникации. Если вы чувствуете себя обиженным, то, естественно, будете реагировать иначе, чем если бы были уверены в себе. 2. Нередко оказывается намного полезнее прямо поговорить с кем-нибудь, чем говорить о нем за его спиной. В прямой беседе легче выяснить сходства и различия во мнениях и жизненных установках — поэтому такой способ общения намного продуктивнее разговоров за спиной. 3. Обратите внимание на ваши личные ценностные установки — своеобразный фильтр, который заставляет вас уже составить какое-то мнение по проблеме даже до того, как вам станут известны все факты. У каждого из нас есть множество фильтров, которые зависят от наших предпочтений и образцов поведения перед нашими глазами. Личные склонности часто приводят к тому, что мы игнорируем информацию, которая не соответствует нашим принципам и взглядам. Следует по мере сил избавляться от предрассудков. 4. Обратите внимание на такие формулировки, как « Все обязаны...» или «И все же каждый должен...». Если вы часто употребляете их, то скорее всего вы перекладываете ответственность за себя на других. Лучше говорите: «Я должен...» и т. д. Этим вы подчеркнете свою самостоятельность и активность. 5. Подумайте о том, что большинство вопросов имеют расплывчатую формулировку. Зачастую намного полезнее конкретизировать вопрос. Например, фраза: «Почему ты пропустил последнее собрание?» значит буквально следующее: «Я рассержен, потому что ты пропустил последнее собрание, и теперь мы должны терять время на то, чтобы ввести тебя в курс дела». 6· Избегайте замечаний, в которых вы навязываете свое мнение окружающим. Такие формулировки, как «Тебе не кажется, что?..» или «Ты согласен со мной, что?..» — это косвенные попытки навязать свою точку зрения другому человеку. 7. Обратите внимание на фразы-убийцы, которыми вы унижаете других: «Этого еще никому не удавалось сделать!» или «Каким же надо быть дураком, чтобы до такого додуматься? Это же просто смешно!» Жертва подобного отношения, возможно, посмеется, но, скорее всего у нее останется неприятный осадок или затаенная обида, которые помешают дальнейшему общению. 8. Открытость и честность требуют чувства такта. Обращайте внимание на то, чтобы ваши собеседники не чувствовали себя подавленными и обиженными, когда вы совершенно откровенно высказываете то, что думаете и чувствуете. Никто не должен терять своего лица!
Правила эффективной коммуникации 1. Понимание собственной идеи, мысли, сообщения и только затем передаче этой информации получателю. 2. «Постоянная готовность к непониманию». 3. Соблюдение точности информации. Не следует употреблять двусмысленные, сложные и неточные выражения, перегружать сообщение профессиональными терминами. 4. Контроль над невербальными сигналами (от 60 до 90% коммуникаций осуществляется с помощью невербальных средств).
Коммуникативная компетенция – это способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать.
Препятствия на пути эффективной коммуникации Фильтрация – сознательное манипулирование информацией отправителем Избирательное восприятие – получатель избирательно воспринимает информацию в зависимости от своих потребностей, мотивации, опыта и др. личностных характеристик Информационная перегрузка – когда поступающая информация превышает объем, который способен обработать человек. Результатом является либо потеря информации, либо снижение эффективности процесса коммуникации. Гендерные различия Эмоциональное состояние человека в момент получения сообщения во многом определяет то, как оно будет интерпретировано. А также: возраст, образование, культурный опыт… (продолжите список)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коммуникативные драмы Драма слушания – умение слышать другого человека («Слушаю, но не слышу»). Драма понимания – умение понять другого человека («Слышу, но не понимаю»). Драма действия – умение действовать соответственно своему пониманию («Понимаю, но сделать не могу»). Драма самовыражения – умение выражать свои мысли и чувства («Могу сделать сам, но сформулировать, как это делается, не могу»). Драма эмоциональности – умение регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другим человеком.
Активное слушание
Приемы активного слушания Паузы Вопросы Перефразирование (парафраз) – изложение сказанного собеседником своими словами Подведение итогов Перефразирование (парафраз) – изложение сказанного собеседником своими словами
|
||||||||||
|