Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание учебного предмета, 11 класс



Содержание учебного предмета, 11 класс

№ п/п Раздел программы Содержание дисциплины, основные понятия
Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха — основная проблема искусства; Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.  
Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Литературные объединения. Россия и революция: трагическое осмысление темы.  
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов, понимание миссии поэта и значение поэзии.  

Литература начала ХХ
века.
Литература 20-х годов
ХХ века.
Литература 30-х годов
ХХ века.

18 Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Вновь я посетил...»
№ п/п Название темы (раздела) Количест во часов на изучение
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека)
Россия первой половины XIX в. Литературные направления, формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Демократизация русской литературы
А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка
Романтическая лирика А. С. Пушкина. «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина «Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»
Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор

 

Тема Руссой истории в литературе 30-х годов.

Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирического героя. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века.  
Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы периода «оттепели». «Городская» проза. «Деревенская» проза. Темы и проблемы современной драматургии.  
Литература конца ХХ – начала ХIХ века. Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Зарубежная литература. Общий обзор произведений последних десятилетий.

Литература периода
Великой отечественной
войны.
Литературный процесс
50-х – 90-х годов.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
10 класс

19

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»
9-10 Контрольная письменная работа по творчеству А. С. Пушкина
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»
Философские мотивы лирики Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Выхожу один я на дорогу...»
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
16-17 Проверочная работа по лирике Лермонтова
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Образ Петербурга. Аналитический характер русской прозы
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода
Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
22-23 Проверочная работа по творчеству Н. В. Гоголя
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.
Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе
Обломов и Штольц
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике
30-31 Проверочная работа по творчеству И.А.Гончарова
А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра
33-34 Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества
Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы


20

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»
39-40 Проверочная работа по творчеству А. Н. Островского
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Расцвет русского романа. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы
Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
«Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети»
Любовь в романе «Отцы и дети»
Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению
48-49 Письменный ответ на вопрос проблемного характера по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Зачётная работа за первое полугодие
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»
Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...»)
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.
Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета
А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.
Героическое и жертвенное в образе разночинца - народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.


21

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка»".
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме
Письменная проверочная работа по творчеству ' Н. А. Некрасова
М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа
Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти
Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования
Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью
Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства
75-76 Тема народа в романе «Война и мир». Обращение к народу в поисках нравственного идеала
Кутузов и Наполеон. Историзм в познании закономерностей общественного развития
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого
Урок развития речи. Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова»
Письменная работа. Самостоятельный анализ эпизода романа - эпопеи «Война и мир»
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского
83-84 История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Таким образом, писатель в своем романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно ни преследовало, недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет право на


22

существование

«Двойники» Раскольникова
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова.
Роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор
Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
90-91 Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. Тема «праведничества».
Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств
Формирование национального театра. Особенности драматургии А. П. Чехова
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда
99-100  
Зачетная работа за второе полугодие. Письменный ответ на вопрос проблемного характера
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».

Будущее в пьесе «Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие
чеховского стиля
11 класс

№ п/п Название темы (раздела) Количест во часов на изучение
Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
И. А. Бунин: судьба и творчество. Лирика Бунина.
Рассказы и повести И. А. Бунина о деревне.
Обращение писателя к социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско».


23

Тема любви в прозе И.А.Бунина. Поэтичность женских образов.
А. И. Куприн: судьба и творчество.
Вн.чт. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся».
Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».
Р/р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.
Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки.
В. Я. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы в поэзии Брюсова.
Вн.чт. Лирика поэтов Серебряного века (К.Д.Бальмонт и др.)
Вн.чт. Лирика поэтов Серебряного века (И.Ф.Анненский и др.)
Западно-европейские и отечественные истоки акмеизма.
Н.С. Гумилёв и акмеизм. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию ХХ века.
Проблематика и поэтика лирики Гумилёва.
Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Русские футуристы.
Серебряный век: темы, проблемы, поэтика.
 
М.Горький: жизнь, творчество, личность.
Раннее творчество писателя.
Роман «Фома Гордеев»: проблемы, герои.
Изображение судеб людей в переломные моменты истории. Страстные поиски смысла жизни.
«На дне» – социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей.
«Три правды» в пьесе. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Контрольный опрос.
Р/Р Литературный портретный очерк как жанр.
Р/Р Классное сочинение по творчеству М.Горького.
А.А.Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме».
Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. Развитие понятия «образ символ».
Тема России в лирике А.А.Блока. Обучение анализу лирического текста.
«Двенадцать»: проблематика и поэтика поэмы. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении.
С.А.Есенин: личность и судьба. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина.
Лирика С.А.Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста.
«Анна Снегина»: биографическая основа произведения.
«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме.
Литература 20-х годов ХХ века. Общая характеристика литературного процесса.
Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов ХХ века.
Тема революции и гражданской войны в поэзии 20-х годов ХХ века.
В.В.Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика поэта.
«Облако в штанах»: проблематика и поэтика поэмы.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству поэтов
Серебряного века.

24

Пафос революции в стихах Маяковского. Сатирические стихи.
Р/Р Любовная лирика Маяковского. Обучение анализу лирического текста.
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.
Р/Р Классное сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского.
Контрольная работа за I полугодие.
Литература 30-х – начала 40-х годов ХХ века. Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы ХХ века.
47- 48 Отражение эпохи 30-х – 40-х годов в современной литературе.
М.А. Булгаков: судьба и творчество. Новаторство в темах, идеях, стилистике.
Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия». «Дни Турбиных» - пьеса по мотивам романа «Белая гвардия».
Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа. Необычность романа Булгакова.
Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Своеобразие булгаковской «дьяволиады».
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А.Булгакова.
А.П. Платонов: страницы жизни и творчества.
Рассказы А.П. Платонова: проблематика и поэтика. Контрольный опрос.
Связь творчества А.П. Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин).
Вн.чт. Повесть А. П. Платонова «Котлован» (обзор).
А.Н.Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа.
Новаторство А.Н.Толстого – исторического романиста.
А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой.
Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А.А.Ахматовой.
Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» – поэма о трагедии народа.
М.И.Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества.
Тема творчества, назначения поэта в лирике М.И.Цветаевой.
Своеобразие поэтического стиля М.И.Цветаевой.
Н.А.Заболоцкий: судьба и творчество. Мысль – образ – музыка в поэзии Н.А.Заболоцкого.
М.А. Шолохов: судьба и творчество.
«Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов.
Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». «В мире, расколотом надвое…»
Трагедия Григория Мелехова. Яркость характера и жизненных коллизий.
Женские образы и женские судьбы в романе.
Р/Р Классное сочинение по творчеству М.А.Шолохова.
Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну.
Великая Отечественная война в литературе 40 – 50-х годов: обзор.
Правда о войне в современной литературе.
Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирич.героя.


25
Приложение 1
Оценочные материалы
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина 10 класс
1. В каком месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья день открытия Лицея?

Реализм и романтика в описании Великой Отечественной войны.
Вн.чт. «Городская» проза в современной литературе. Нравственная проблематика и художественные особенности «городской» прозы.
Вн.чт. «Деревенская» проза в современной литературе. Изображение жизни крестьянства в «деревенской» прозе.
Вн.чт. Темы и проблемы современной драматургии.
Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.
А.Т.Твардовский: судьба и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Контрольный опрос.
Поэмы А.Т. Твардовского о войне и о родине: «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете».
Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути родины.
«По праву памяти» – поэма о трагических событиях прошлого, связанных с периодом сталинщины.
Б.Л. Пастернак: судьба и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака. Обучение анализу лирического текста.
История создания и идейно-художественное своеобразие романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Вн.чт. Судьба деревни в повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое».
А.И.Солженицын: судьба и творчество. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в произведениях А.И.Солженицына.
Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
В.Астафьев: судьба и творчество. Нравственные проблемы произведения В.Астафьева «Царь-рыба» (или «Печальный детектив»).
Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева.
Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева.
В.Распутин: судьба и творчество. Темы и проблемы произведений В.Распутина.
Народ, его история, его земля в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».
Вн.чт. Художественные поиски и традиции в современной прозе.
Р/Р Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и неореализма, поэзия.
Вн.чт. Художественные поиски и традиции в современной поэзии.
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по литературе последних десятилетий.
Зарубежная литература.
Проблемы и уроки литературы ХХ века. Контрольный опрос.
Консультации по подготовке к экзаменам.


26
2. Какое свое юношеское увлечение Пушкин опишет в «Евгении Онегине» как пребывание в
«волшебном краю»?
3. «Там русский дух, там Русью пахнет». Где «там»?
4. Один из русских поэтов признал Пушкина своим наследником, другой - «победителемучеником». Кто и в связи с чем?
5. С какой крымской легендой связан сюжет «Бахчисарайского фонтана»?
6.Какие «зимние» стихи Пушкина можно назвать?
7. О каком жанре Пушкин писал, чтo «цель его – судьба человеческая, судьба народная»?
8 .В каком произведении Пушкин следовал Шекспиру в «вольном и широком изображении
характеров» и Карамзину в «светлом развитии происшествий»?
9. Кто такой «шестикрылый Серафим» в стихотворении «Пророк»?
10. О каком периоде своей жизни и в каких стихах поэт писал: «В глуши, во мраке заточенья
тянулись тихо дни мои…», «…я изгнанником провел два года незаметных»?
11. Какими двумя идеями одержим Германн в повести «Пиковая дама»?
12. «Собраньем» каких глав называет автор роман «Евгений Онегин»?
13. С какими литературными героями сравнивает автор Евгения Онегина?
14. Какое нарушение в правилах дуэли допустил Онегин?
15. Кто был «экскурсоводом» Татьяны при посещении онегинского дома?
16. Откуда эти строки: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…», «Зачем вечор так рано
скрылась?»
17. В каких пушкинских произведениях описаны дуэли и чем они завершаются?
18.В каких странах происходит действие «маленьких трагедий»?
19. «В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил». Какой год и какой
царь?
20. Что шепнул, «злобно задрожав», Евгений «горделивому истукану»?
21. Что изображает поэт с помощью таких сравнений, как «осада», «приступ», «свирепая
шайка», «разбойники», «воры»?
22. Какие вы знаете оперы и балеты, написанные на пушкинские сюжеты?
Контрольная работа по литературе за I полугодие (11 класс)
Выполни задание, тут же записав правильный ответ или обведи из предложенных.
1 вариант
1.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии? (1б)
а ) Б.Пастернак б )В.Хлебников в )К.Бальмонт г )А.Фет
2.Творчество какого поэта не было связано с футуризмом? (1 б.)
а ) В.Маяковский б ) А.Крученых в )В.Хлебников г )Н.Гумилев
3.Кто из персонажей пьесы М.Горького «На дне» не является участником любовного
конфликта? (1б)
а ) Пепел б ) Василиса в ) Бубнов г ) Наташа
4. Соотнесите автора и отрывок стихотворения. (А.Ахматова, Н.Гумилёв, И.Бунин,
К.Бальмонт) (2б)
А) Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд Б) Я больше ее не люблю,
И руки особенно тонки, колени обняв.
А сердце умрет без любви.
27
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Я больше ее не люблю, -
Изысканный бродит жираф. И жизнь мою смертью зови.
5. К какому направлению Серебряного века принадлежал К.Д.Бальмонт? (1б)
а ) футуризм б ) символизм в ) акмеизм г ) реализм
6.Укажите верное определение понятия «лирический герой»: (1б)
а ) образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены.
Он не идентичен образу автора.
б ) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ;
в ) лицо, выступившее в печати без указания своего имени или псевдонима.
7.Акмеизм – это… (2б)
А) Авангардистское, т.е. резко порывающее с реалистической культурной традицией,
литературное течение, открыто провозглашающее ломку живого поэтического языка,
исключение «здравого смысла» и какой-либо мотивировки событий и характеров.
Б) Высшая степень чего-либо, лик, вершина, цветущая пора.
В) Литературное течение, где главным является многозначный предметный образ,
объединяющий собой разные планы воспроизводимой художником действительности.
Г) Литературная общность художественных явлений, принципов миропонимания и
творчества, обновляющая язык реалистического искусства.
8.Чей это портрет из рассказа И.Бунина, укажите название произведения: (2б)
«Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами,
золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая
голова»
9.Укажите автора произведения, название произведения и кто описан в этих строках: (3б)
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ.
10. Определите автора строк (2б)
а ) Не с теми я, кто бросил землю б) Если душа родилась крылатой -
На растерзание врагам. Чтo ей хоромы и чтo ей хаты!
Их грубой лести я не внемлю, Чтo Чингисхан ей и чтo - Орда!
Им песен я своих не дам Два на миру у меня врага,
Два близнеца - неразрывно-слитых:
Голод голодных - и сытость сытых!
11.Кто из русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии? (1б)
12. Укажите название рассказа И.А. Бунина, который заканчивается словами: (1б)
« на кладбище, над высокой глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий,
тяжёлый, гладкий.
В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне
- фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами
».
А) «Грамматика любви» Б) «Господин из Сан-Франциско» В) «Лёгкое дыхание» Г) «Митина
любовь»
13. Какую музыку использует Куприн для утверждения основной идеи произведения? (1б)
а) П. И. Чайковский. «Реквием» б) Г. В. Свиридов. «Метель»
28
в) Л. ван Бетховен. «Соната № 2»
14. Какое название стал носить сатирический журнал «Стрекоза» с 1913 года? (1б)
2 вариант
1.Кто из поэтов не принадлежит к Серебряному веку русской поэзии? (1б)
а)Н.Гумилев б) В.Маяковский в) Ф.Тютчев г)А.Блок
2.Кто из поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного
символизмом? (1б)
а)В.Брюсов б) К.Бальмонт в) И.Анненский г)Н.Гумилев
3.Смертью какого героя драмы М.Горького «На дне» заканчивается пьеса? (1б)
а)Пепла б) Сатина в) Клеща г) Актера
4. Соотнесите автора и отрывок стихотворения. (А.Ахматова, Н.Гумилёв, И.Бунин,
К.Бальмонт) (2б)
А) Для чего мы не означим Б) Нет, и не под чуждым небосводом,
Наших дум горячей дрожью, И не под защитой чуждых крыл,-
Наполняем воздух плачем, Я была тогда с моим народом,
Снами, смешанными с ложью. Там, где мой народ, к несчастью, был.
5. К какому литературному направлению принадлежит творчество В.Маяковского: (1б)
а). имажинизм б). футуризм в). символизм г). акмеизм
6)К какому этапу творчества («трилогия вочеловечения») А.Блок отнес цикл «Стихи о
Прекрасной Даме»: (1б) а). Теза б). Антитеза в). Синтез
7. Футуризм- это… (2б)
А)Авангардистское. т.е. резко порывающее с реалистической культурной традицией,
литературное течение, открыто провозглашающее ломку живого поэтического языка,
исключение «здравого смысла» и какой-либо мотивировки событий и характеров;
Б) Высшая степень чего-либо, пик, вершина, цветущая пора;
В) Литературное течение, где главным является многозначный предметный образ,
объединяющий собой разные планы воспроизводимой художником действительности;
Г) Литературная общность художественных явлений, принципов миропонимания и
творчества, обновляющая язык реалистического искусства
8. Чей это портрет из рассказа И.Бунина, укажите название произведения: (2б)
«…высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от
фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между
лопаток, чуть припудренных»
9.Укажите автора произведения, название произведения и кто описан в этих строках: (3б)
Так идут державным шагом, Позади – голодный пес, впереди – с кровавым флагом,
И над вьюгой невидим, И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз – Впереди - Иисус Христос.
10. Определите автора строк (2б)
А) Уж сколько их упало в эту бездну, Б ) О доблестях, о подвигах, о славе
Разверстую вдали! Я забывал на горестной земле,
Настанет день, когда и я исчезну Когда твое лицо в простой оправе
С поверхности земли. Перед мной сияло на столе.

29
11. Этому писателю были присуждены две Пушкинские премии (1903, 1909), его избирали
почётным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности, в 1911 и
1915 он был удостоен Золотых Пушкинских медалей, в 1933 году первым из русских
писателей получил Нобелевскую премию. Это… (1б)
12. Кому принадлежат эти слова, назовите произведение и его автора (1б)
"Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные
удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться".
13.
О творчестве каких поэтов идёт речь в каждом из высказываний? (1б)
1) «Много раз отмечали исключительное его свойство отличать живую душу во всем
вокруг; <…> в цветах, с которыми поэт «выпил бы на ты», ветре, который может быть и
«серебряным», и «косматы



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.