Тематическое планирование 11 класс
Рабочая программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 10 – 11 классов срок реализации программы: 2 года
Составители: Ангарова Роза Романовна, учитель русского языка и литературы
с. Бадагуй, 2020 г
Рабочие программы учебных предметов и курсов, предусмотренных основной образовательной программой среднего общего образования (ФК ГОС СОО)
№ п/п
| Название рабочей программы
| Стр.
| 1.
| Рабочая программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 10-11 классов
|
|
| Рабочая программа учебного предмета ЛИТЕРАТУРА для 10-11 классов
|
| Программа составлена на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Гаханская СОШ», реализующей Федеральный компонент государственного образовательного стандарта на уровне среднего общего образования (ФК ГОС СОО). Место предмета в учебном плане: инвариантная часть. Предметная область: филология. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
Класс
| 10 класс
| 11 класс
| Количество учебных недель
|
|
| Количество часов в неделю
|
|
| Количество часов в год
|
|
| Учебник: 1. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2018 Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: - связь языка и истории, культуры русского и других народов; - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения; уметь: - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение: - использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо; 4 - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; - развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; - увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; - самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Содержание учебного предмета 10 класс Введение Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. 5 Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические словообразовательной цепочки.
| способы словообразования.
| Понятие
| Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. 6 Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Имя числительное Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. Местоимение Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Глагол Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов. Причастие Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. НИ НН В причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. Наречие Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Слова категории состояния Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. 7 Морфологический разбор слов категории состояния. Служебные части речи Предлог
Предлог
| как
| служебная
| часть
| речи.
| Особенности
| употребления
| предлогов.
| Морфологический Союзы и союзные слова
| разбор
| предлогов.
| Правописание предлогов.
| | | | | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. Частицы Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие. Звукоподражательные слова Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий. 11 класс I. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.Основные принципы русской пунктуации. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ как синтаксическая единица. Словосочетание, типы словосочетаний по структуре, единицы словосочетания, виды подчинительной связи в словосочетании III. ПРЕДЛОЖЕНИЕ как синтаксическая единица Типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов, по наличию всех структурно и семантически необходимых членов предложения, характеристика главных и второстепенных членов предложения. Простое предложение. Подлежащее и сказуемое, неполные предложения, интонация. Постановка тире в простом предложении. Простое осложнённое предложение, из них: Предложения с однородными членами предложения. Однородные члены предложения, неоднородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и двойными союзами. Обобщающие слова при однородных членах предложения Обособленные члены предложения.Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства и дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Знаки препинания при сравнительном обороте Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.Вводные слова и вставные конструкции. Группы вводных слов по значению. Обращение, знаки препинания при обращении Сложные предложения Сложные предложения. Типы сложных предложений. Сложносочинённые предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Сложноподчинённые предложения; главная часть, часть придаточная, виды придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с одним придаточным. Последовательное, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное подчинение. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Значения частей сложного бессоюзного предложения. 8 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи. Сложная синтаксическая конструкция, период. Способы передачи чужой речи Чужая речь, прямая, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Цитата. Способы оформления цитат. Знаки препинания при цитатах. Употребление знаков препинания Сочетание знаков препинания. Знаки препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания, альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Авторские знаки препинания. IV. КУЛЬТУРА РЕЧИ:Нормы языка. Ораторское мастерство. Качества хорошей речи – V. СТИЛИСТИКА:Функциональные стили речи и их особенности VI. Контроль Тематическое планирование 10 класс
№ п/п
| Название темы (раздела)
| Коли честв о часов на изуче ние
|
| Повторение и углубление изученного в основной школе
|
|
| РОЛЬ ЯЗЫКА В ОБЩЕСТВЕ Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка. Изложение лингвистического текста
|
|
| Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка
|
|
| Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и слово образование. Морфология. Синтаксис
|
|
| Р/р Изложение (сжатое) с элементами сочинения
|
|
| Фонетический разбор. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии
|
|
| Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство
|
|
| Основные нормы современного литературного произношения и ударения
|
| 9
в русском языке
| |
| Контрольная работа, включающая фонетический разбор
|
|
| Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова
|
|
| Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно- бытовая и книжная. Просторечие
|
|
| Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи
|
|
| Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами
|
|
| Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Р/р Лексико-фразеологический анализ текста
|
|
| Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями
|
|
| Состав слова (морфемика) и словообразование
|
|
| Выразительные словообразовательные средства
|
|
| Словообразовательный разбор
|
|
| Р/р Практическая работа по теме
|
|
| Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи
|
|
| Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова
|
|
| Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм
|
|
| Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения
|
|
| Морфологический разбор частей речи
|
|
| Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями
|
|
| Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог
|
|
| Р/р Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. Р/р Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста. Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи, их общая характеристика
|
|
| Р/р Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)
|
|
| Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля
|
|
| Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов
|
| 10
| Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы. Нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.
|
|
| Р/р Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки, описываемого в тексте факта, события, изображённого в нём персонажа)
|
|
| Итоговая контрольная работа
|
|
| Общая и индивидуальные ориентировочные беседы о темах выпускных рефератов и проектов
|
|
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п
| Название темы (раздела)
| Коли честв о часов на изуче ние
|
| Официально-деловой стиль речиОфициально-деловой стиль, сферы его использования, назначение
|
|
| Основные признаки официально-делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля
|
|
| Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа
|
|
| Практическая работа по теме «Официально-деловой стиль речи»
|
|
| Синтаксис и пунктуацияСинтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение. Принципы русской пунктуации. Обобщение правил русской пунктуации, соответствующих грамматическому (синтаксическому принципу). Авторские знаки препинания
|
|
| Словосочетания и предложения разных типов. Предложения с прямой речью, их преобразование (косвенная речь, вводные слова, дополнения). Составление текста с прямой речью, диалогом, цитированием
|
|
| Грамматическая основа предложения. Осложненное предложение: однородные члены предложения; обособленные члены предложения; вводные слова; обращения. Типы и структура сложных предложений. Знаки препинания в осложненных предложения, в сложных предложениях
|
|
| Синтаксическая синонимия как источник богатства речи и её роль для создания выразительности русской речи
|
|
| Виды синтаксического разбора, их практическое использование. Письмо под диктовку. Анализ синтаксической структуры художественного и поэтического текстов. Роль знаков препинания в классическом и современных художественных текстах, в стихотворениях. Поиск нужной интонации (пауза, ритм, мелодика, тембр)
|
|
| Контрольное тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация»
|
| 11
| Разговорная речьРазговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма
|
|
| Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи
|
| 13-14
| Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения
|
|
| Публицистический стиль речисредства эмоционального воздействия.
|
|
| Очерк. Эссе. Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк
|
|
| Р/р Написание сочинения-эссе
|
|
| Устное выступление по материалам учебника
|
| 19-20
| Дискуссия. Правила деловой дискуссии. Выбор темы. Подготовка альтернативных тезисов, аргументов. Сбор материала из окружающей действительности, литературы, СМИ. Руководство дискуссионным обсуждением, ведение протокола выработка решений
|
|
| Язык художественной литературывыразительных средств
|
|
| Р/р Жанры публицистического стиля: эссе. Написание сочинения по данному тексту в жанре эссе
|
|
| Язык как первоэлемент художественной литературы. Роль языка в художественном произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, система образов. Источники богатства и выразительности русской речи)
|
|
| Виды тропов и стилистических фигур в художественном произведении. Их связь с характеристикой персонажей, с идейным содержанием и мировосприятием автора
|
|
| Анализ художественного текста лирического произведения. Индивидуально-языковой стиль писателя. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций
|
|
| Р/р Написание сочинения-рассуждения
|
|
| Общие сведения о языкеЯзык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках
|
|
| Выдающиеся ученые-русисты. Культура речи и языковая норма. Нормы современного русского литературного языка
|
|
| Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии совершенствовании языковых норм
| и 1
|
| Р/р Лингвистический анализ текста
|
|
| ПовторениеСистематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии. Лингвистический разбор звуков, слова, предложения, текста
|
|
| Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии
|
| Особенности публицистического стиля. Лексические, грамматические, композиционные признаки стиля, языковые Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно 12
| Трудные случаи пунктуации. Цитирование
|
|
| Итоговое тестирование
|
| Приложение 1 Оценочные материалы Входной контрольный диктант 10 класс Садовник из маленького городка Садовник Леонтий Назарович всю жизнь мечтал превратить родной городок в сплошной сад и цветник. У него была своя теория об исключительно благотворном влиянии растительности на человеческую психику. Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особо пышного цветения и дивного благоухания. Леонтий Назарович носил летом и зимой старую жокейскую кепку сломанные очки. Одной дужки очков всегда не хватало. Леонтий Назарович заменял её тесёмкой. Купить новую оправу ему было некогда. Садовник всегда с кем-нибудь воевал из-за новых посадок, доказывал городскому начальству, что надо каждый клочок земли непременно озеленить. Но больше всего воевал Леонтий Назарович с женой – рыхлой и сонной женщиной, весь день позевывающей от скуки. Она считала, что Леонтий Назарович закис в ничтожном городке, тогда как мог бы работать садовником в одном из столичных парков. С весны до поздней промозглой осени Леонтий Назарович возился в скверах и на прибрежном бульваре, а зимой писал историю своего городка. Он очень ею увлекался. Начал он эту историю со времени наполеоновских войн. Городок стоял высоко над Окой среди таких просторов, что от них иной раз захватывало сердце. Живописность самого городка и окружающих лесов, рощ, полей и деревень издавна привлекала сюда художников, считавших все эти места наилучшим выражением русской природы. Поэтому в истории города самое видное место Леонтий Назарович отводил художникам. Живопись он любил, охотно читал книги по искусству и жадно собирал репродукции. Грамматическое задание 1) Выписать предложение и дать характеристику: I вариант – из четвертого абзаца 4 предложение; II вариант – из второго абзаца 5 предложение. 2) Подчеркнуть в предложении грамматическую основу: I вариант – в первом абзаце 1 предложение; II вариант – в третьем абзаце 1 предложение. Контрольный диктант за I полугодие 11 класс Самовар Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в тысяча семьсот семьдесят восьмом году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более двухсот лет. Внутри самовара есть топка, куда накладывают угли, которые горят и отдают своё тепло воде, налитой в самовар. Древесный уголь – незаменимое топливо, и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный. Голенище его надевали на верхнюю часть топки, и сапог в руках человека выполнял ту же работу, что и кузнечные мехи в печи-горне. Хозяйка все время присматривала, как горят угли: тлеют ли они, разгораются хорошо или еле-еле. Иной раз не углядит – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: 13 вдруг ненароком кто зайдет. Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит. Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почётное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж всё остальное. Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него, как у печи, согреться можно в дороге да кипяточку попить, если захочется. Угольный самовар тем и замечателен, что, пока угли в нём не перегорели, вода остаётся горячей. Грамматическое задание 1. I вариант - среди предложений 3 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное; II вариант - из 4 абзаца. Напишите номера этих сложных предложений. 2. I вариант - среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленные определения; II вариант - в тексте найдите вводные слова. Напишите их номера. 14 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Баяндаевская средняя общеобразовательная школа имени М.Б. Убодоева» Утверждена приказом директора МБОУ «Баяндаевская СОШ» № 279-ОД от 30 августа 2018г. Рабочая программа учебного предмета ЛИТЕРАТУРА для 10 – 11 классов срок реализации программы: 2 года Составители: Петрова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория; Буруева Татьяна Алдыровна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория Бурзанова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Рогалев Руслан Александрович, учитель русского языка и литературы. с. Баяндай, 2018 г. 15 Программа по литературе составлена на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Баяндаевская СОШ», реализующей Федеральный компонент государственного образовательного стандарта на уровне среднего общего образования (ФК ГОС СОО). Место предмета в учебном плане: инвариантная часть. Предметная область: филология. Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
Класс
| 10 класс
| 11 класс
| Количество учебных недель
|
|
| Количество часов в неделю
|
|
| Количество часов в год
|
|
| Учебник: 1. Русская литература XX века в 2-х частях. Учебник 10 – 11 классы под редакцией Журавлева В.П. – М.: «Просвещение», 2015 г. 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения литературы на базовом уровне учащийся должен Знать/ понимать · образную природу словесного искусства; · содержание изученных литературных произведений; · основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века; · основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; · основные теоретико-литературные понятия. Уметь · воспроизводить содержание литературного произведения; · анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; · соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; · определять род и жанр произведения; · сопоставлять литературные произведения; · выявлять авторскую позицию; · выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; · аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; · писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, включены все произведения, обозначенные в программе. Рабочей программой предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, 16 составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся, а также уроки внеклассного чтения. Основные задачи курса литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования в 10-11 классе сводятся к следующему: · воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; · развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обуча
|