Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое  занятие  №2. Основные этапы в развитии философской мысли».. Краткие теоретические и учебно-методические материалы. по теме практического занятия



 

Дисциплина: Основы философии.

Преподаватель: Тюхтенева Н.Е.

 

 

                                 Практическое  занятие  №2

 

                « Основные этапы в развитии философской мысли».

 

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

Губин В.Д. Философия/В.Д.Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов-М.: ТОН-         Остожье,2009.-704 с.

Гуревич П.С. Основы философии/П.С. Гуревич-М.:Гардарики,2008.-439 с.

          Спиркин А.Г. Философия /А.Г.Спиркин –М.: Гардарики, 2010.

        http://filosof.historic.ru/books/c0005_1.shtml

2.Справочная литература:

  Алексеев П.В.Хрестоматия по философии/П.В.Алексеев-М.: Проспект,2008.-576 с.                            

3.Рабочая тетрадь по основам философии.

4.Тесты.

5.Ручка.

6.Тексты источников.

7.Записи выводов и аргументов в тетради.

 

Краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия

                Характерным для античной философии является наличие чётко выраженной материалистической линии. Все придерживающиеся этой линии мыслители исходили из признания единой материальной первоосновы мира. Конкретно эта первооснова могла выглядеть по-разному – вода у Фалеса; воздух у Анаксимена; огонь у Гераклита; вода, воздух, земля и огонь у Эмпедокла; неопределённая по форме первоматерия «апейрон» у Анаксимандра.

Философами был поставлен вопрос: «Из чего всё?» Ответы у них разные, но именно они положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего, т.е. к первооснове.

Первым идеалистом был Пифагор, который  считал, что «Всё есть число».

Философ  Демокрит  выдвинул гипотезу, что мир сложен из пустоты и мельчайших неделимых частиц – атомов. Цель жизни Демокрит видел в стремлении к подъёму, возвышении духовных сил.

По словам философа Сократа, философия должна заниматься рассмотрением не природы, а человека, его нравственных качеств и сущности этики. Использовал метод диалектического спора. Создал учение о добродетели, которое познаётся через знание.

Сущность античного идеализма можно проследить в творчестве Платона. По его мнению, существуют два мира: мир идей, который он называл действительным, истинным, настоящим и мир вещей,- ложный и зависимый от первого. Платоновский идеализм является объективным. Создал учение об идеальном государстве.

С критикой « мира идей» Платона и его модели идеального государства  выступил его ученик Аристотель. Ему удалось освоить основную массу знаний своего времени: логику, математику, физику, астрономию, естествознание, поэтику. Разработал вопросы логики и создал учение о познании.

В эпоху средневековья господствующей формой общественного сознания была религия, а в философии – схоластика-служанка богословия. В учениях  Августина Блаженного  и Фомы Аквинского проблема Бога и его отношение к миру выступает как центральная. Бог – первопричина любого существования и всех изменений в мире.

Важнейшее учение эпохи Возрождения – гуманизм, т.е. прославление человека, его огромного потенциала, его предназначения на Земле. Философ Никколо Макиавелли обосновал концепцию буржуазного государства, подчёркивал независимость политической деятельности от нравственных норм.

В эпоху Нового времени сложились новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве. Установился приоритет научного знания. Ф.Бэкон выступил против схоластики и выдвинул в качестве идеала «естественную философию», которая основывается на опытном знании. В отличие от Ф. Бэкона Декарт обращался не к опыту, а к разуму, уделял большое внимание изучению человеческой природы. Особенностью его философии является дуализм.

В центре внимания философов эпохи Просвещения были проблемы наилучшего общественного устройства, программы общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе.

Грандиозный поворот в развитии философии был совершён представителями немецкой классической философии (И. Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). В ней произошло смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории.

Кант разработал проблему нравственности. Гегель развил диалектический метод познания и понимания мира. Л.Фейербах - непримиримый критик идей Гегеля. Был материалистом и критиком христианства.

Наследником немецкой классической философии явился марксизм, как отражениекоренных изменений в экономике, социальной структуре и политической жизни современного ему общества,  как и крупнейших достижений науки. Марксом. В 20 в.возникли философия жизни ,позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм и другие течения неклассической философии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.