|
|||
От автораОт автора УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ! Последний год перед школой – очень важный период в жизни дошкольника. И от того, как пройдет этот год, во многом зависит успешность дальнейшего обучения. Если ребенок будет готов к школе, он пойдет в нее с радостью, а уроки не станут для него тяжелой обязанностью. Особое внимание стоит уделять занятиям изобразительной деятельностью, которая оказывает большое влияние на развитие восприятия, образного мышления и мелкой моторики ребенка. В процессе рисования, лепки и аппликации у детей формируются художественно-творческие способности, дальнейшее совершенствование которых произойдет в школе. В возрасте 6–7 лет ребенок приобретает новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности. Он знакомится с произведениями живописи, скульптурой малых форм, работами книжных иллюстраторов; начинает обращать внимание на средства, которыми пользуется художник для передачи своего настроения, на то, как автор выделяет главные объекты, каким образом передает пространственные отношения между предметами. Совершенствуется и усложняется техника рисования традиционными и нетрадиционными способами. Закрепляются навыки использования выразительных средств (цвета, формы, пропорций, композиции) и изобразительных материалов в соответствии с их спецификой (простой карандаш, кисть, перо, цветные карандаши, гуашь, акварель, пастель, сангина, угольный карандаш, восковые мелки, гелиевая ручка). Изображаемые образы становятся более сложными и детализированными. Появляется интерес к рисованию с натуры. Дети учатся сначала отображать общую форму предмета, а затем дополнять изображение деталями, обращая внимание на пространственное положение, пропорции, цветовые переходы. Выполняя творческие задания, маленькие художники передают характерные признаки персонажа, его позу и движения. В сюжетном рисовании учатся правильно размещать предметы относительно друг друга (ближе – дальше, передний – задний план). Осваивается способ наложения цветового пятна тушевкой и рисование штриховкой. Постепенно дети подводятся к отображению цветов, имеющих два оттенка (желто-оранжевый, светло-зеленый). В декоративном рисовании ребята учатся выполнять узоры (кольца, круги, точки, волнистые линии, траву, ягоды, листья, цветы) и передавать колорит дымковской, филимоновской, хохломской, жостовской, городецкой, гжельской, полхов-майданской, каргопольской росписи на бумажных шаблонах и вылепленных игрушках. Дети осваивают навыки самостоятельного составления узоров растительного, геометрического и предметного характера, учатся использовать симметрию. На занятиях по рисованию воспитывается умение создавать коллективную работу, а также последовательно выполнять все этапы работы. В данной книге приведены конспекты увлекательных занятий по рисованию традиционными и нетрадиционными способами. Занятия (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, лепка, аппликация, рисование) составлены по тематическому принципу: одна и та же тема изучается в течение недели. Обычно с детьми 6–7 лет проводятся два занятия в неделю по рисованию, длительностью 20–25 минут. Желательно проводить занятие по рисованию после того, как дети уже лепили и занимались аппликацией по той же теме. 72 конспекта комплексных занятий рассчитаны на весь учебный год (с сентября по май). Прежде чем приступить к занятию, внимательно прочитайте конспект. Если обнаружите, что вам что-то не подходит, внесите изменения. Подготовьте нужный материал и оборудование, проведите предварительную работу (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Занятия по рисованию строятся по следующему примерному плану. 1. Вводная часть. Задача воспитателя – пробудить интерес ребенка и создать эмоционально благоприятную ситуацию (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки, знакомство с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления, подвижные игры). 2. Основная часть занятия начинается с анализа изображаемого предмета, предложений детей по выполнению работы и советов воспитателя. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может показать детям удачно начатый рисунок, направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка нужно обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные цвета и интересные детали). 3. Заключительная часть – подведение итогов занятия. Воспитатель раскладывает все работы и вместе с детьми анализирует их (только положительная оценка, ведь каждый ребенок должен радоваться полученному результату). Дети учатся оценивать свою работу и работы других детей, подмечать интересные решения, видеть сходство с натурой. Виды занятий, используемые в детских дошкольных учреждениях: • рисование с натуры; • рисование по памяти; • рисование на заданную тему из головы; • декоративное рисование. Для занятий по рисованию вам понадобятся: • бумага для рисования обычная; • акварельная бумага; • простые карандаши; • цветные карандаши; • фломастеры; • краски гуашевые; • краски акварельные; • восковые мелки; • пастельные мелки; • сангина; • угольные карандаши; • гелевые ручки; • мягкие и жесткие кисти разных размеров; • стаканы (банки) для воды; • палитры; • клеенки-подкладки; • тряпочки; • зубные щетки; • свечи; • широкие мисочки для разведения в них гуаши. Предполагаемые навыки и умения ребенка к семи годам: • имеет представление о видах изобразительного искусства; • умеет создавать композицию рисунка; • умеет рисовать по памяти и с натуры; • умеет создавать сюжетную композицию; • знает следующие приемы выделения смыслового центра: цветовой контраст, контраст по размеру; • умеет вписывать изображение в лист; • умеет передавать форму и пропорции предмета; • умеет создавать изображение при помощи различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных; • подбирает и использует в рисунке гармонично сочетающиеся цвета и их оттенки; • умеет смешивать краски и получать новые цвета; • знает способ наложения цветовых пятен тушевкой, штриховкой, мазками; • закрашивает фон в начале или в конце работы. В декоративном рисовании: • имеет представления о различных народных промыслах; • умеет составлять узоры по мотивам народной росписи на основе любой формы и размера; • умеет подбирать цветовую гамму, характерную для определенного промысла; • умеет выполнять элементы росписи.
|
|||
|