|
|||
О чем спорят философы?Стр 1 из 2Следующая ⇒ О чем спорят философы?
1.Итак, давайте поговорим об одной из самых первых философских проблем в истории европейского человечества. Это проблема бытия. Постановка этой проблемы была очень большим и важным шагом вперед интеллектуальным. И считается, что впервые эту проблему поставил древнегреческий философ Парменид. В чем именно заключается проблема? Ну, прежде всего, необходимо, посмотрев вокруг себя и убедившись, как много кругом существует всякого разного, отделить то, что существует, а именно сущее, от того, что позволяет ему существовать, то есть от бытия. Стол существует. Но что именно делает его существующим? Бытие. Вот отделить бытие стола от самого стола было колоссальным достижением древнегреческой мысли. Хотя, конечно, при этом некоторые важные аспекты оказались слеплены, склеены, упрощены и идеализированы, но в целом, вот это открытие, что по ту сторону мира вещей есть еще кое-что, что мы не видим глазами, открытие, формулировка, понятие бытия как такового — это несомненная заслуга древнегреческих философов элейской школы, к которым относятся, прежде всего, уже упомянутый мною Парменид и Зенон Элейский, о котором я расскажу чуть позже. В изложении Парменида проблема бытия открывается нам через противопоставление. Посмотрим на мир сущего: на столы, стулья, деревья, города, дома, дороги. Всё, что мы вот так вот обозреваем, является преходящим, то есть оно когда-то возникло и когда-то уничтожится. Даже очень долгосрочные вещи, такие как египетские пирамиды, все равно со временем уничтожаются, и мы понимаем это прекрасно. Мир сущего поражает нас множественностью. Много всего. Мало того, что много вещей, но и каждая вещь потенциально еще делима на какие-то части, части еще на более мелкие части, и так далее, и, похоже, что это важная, неотъемлемая черта мира существующих вещей. Они множественны, они, далее, текучи, они меняют состояние, меняют расположение, меняют форму, цвет, размеры, свои свойства. И как дан нам этот мир? Он дан нам в нашем чувственном восприятии.
Теперь посмотрим на другую сторону. Поговорим теперь о понятии бытия. Мы уже выделили: бытие — это не вещи. Бытие — это то, благодаря чему вещи существуют. Спросим себя: бытие тоже преходяще? Оно возникает и уничтожается? Простейший логический анализ показывает, что ни в коем случае этого быть не может. Потому что если представить, что бытие из чего-то возникло, то как мы должны рассуждать? Вот не было бытия. Не было. Было что-то другое, и из него потом возникло бытие. Но, секундочку, если было что-то другое, оно ведь было, существовало, то есть в чем-то заключалось его существование. Значит, бытие-то тоже уже было. И, значит, таким мысленным экспериментом мы убеждаемся, что бытие не могло ниоткуда возникнуть. И аналогичным образом рассуждаем и получаем, что бытие не может исчезнуть, то есть вот было-было, а потом закончилось, перешло во что-то другое или в ничто. Не может такого быть. Потому что во что бы другое оно ни перешло, это другое должно оставаться существующим, а тогда и бытие никуда не делось. Похожим образом, мысленными экспериментами и рассуждениями Парменид подводит нас к пониманию того, что бытие не может быть множественным,
|
|||
|