|
|||
Недостатки ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Недостатки При всех своих достоинствах рыночный механизм имеет и серьезныенедостатки. Он не способен автоматически, самостоятельно решать крупные социально-экономические проблемы. Среди них: § обеспечение права человека на труд и, как следствие, на определенный стандарт благосостояния; § то обстоятельство, что экономика, регулируемая рыночным механизмом, подвержена нестабильному развитию, в ней присутствуют рецессионные и инфляционные процессы: § невозможность осуществления стратегических прорывов в области фундаментальной науки; § отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды, решения экологических проблем; § тот факт, что обеспечение надежной и эффективной обороноспособности страны превращается в сложную проблему.
По субъектам, вступающим в обмен:
По объектам обмена:
По степени конкуренции:
С учётом ассортимента:
По степени соблюдения законности:
По степени насыщенности:
По степени развитости экономической свободы:
По характеру продаж:
15. Анализ рыночного предложения — область исследований, основным объектом которых являются взаимоотношения предложения на рынке товаров и услуг.
Функции равновесной цены:
Распределительная Информационная Стимулирующая Балансирующая Нормирующая
Выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ.
Если в равновесной экономической модели фактор времени не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической. 19. Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения.
Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Наличие товаров-заменителей: чем их больше, тем эластичнее спрос. Доля расхода на данный товар в бюджете потребителя: чем она больше, тем выше эластичность. Степень необходимости данного товара: эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него полезными. Разнообразие возможностей использования данного товара: чем больше направлений его использования, тем эластичнее спрос Время приспособления к изменению цены Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения Дуговая эластичность – примерная степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов
21. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ - мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.
Факторы, влияющие на эластичность предложения: 2. Уровень запасов Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения Дуговая эластичность – примерная степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов
Кривая безразличия — множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Ограниченность денежных доходов потребителя в пределах, в которых могут быть осуществлены расходы на потребления называется бюджетными ограничениями или бюджетом потребителя. Это условия, в рамки которых попадает потребитель. Они показывают все комбинации товаров, которые могут быть приобретены при данных доходах и данных ценах. 26. Концепции стоимости: Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита). Автором формулировки парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды? То есть цена массовых товаров зависит не столько от их субъективной ценности для потребителя, сколько от объективной стоимости (средних затрат рабочего времени) для производителя. 27. В теории поведения потребителей принимается во внимание и экономическая ценность времени. Время представляет собой ценный экономический ресурс. За один час работы человек в состоянии заработать 300, 400, 600 руб. и больше в зависимости от своего образования, квалификации, умения и пр. Но, затратив этот час на отдых или потребление, человек несет убытки в виде потерянного дохода; он жертвует, 300, 400, 600 руб. и более, которые мог бы заработать за это время. Поэтому потребитель, оценивая предельные полезности потребляемых товаров, должен учитывать и ценность времени, необходимого для потребления этих товаров. Например, потребитель выбирает между покупкой билета на футбол и покупкой билета в театр. Рыночная цена билета на футбол равна 300 руб., а билета в театр — 500 руб. Если предположить, что предельные полезности последующих посещений футбола и театра одинаковы, то потребителю следует больше ходить на футбол, чем в театр. Но игра в футбол занимает больше времени, чем поход в театр. Предположим, чтобы сходить на футбол, потребитель затрачивает 4 ч, а в театр — 2 ч. Тогда, при ценности времени для потребителя 300 руб. в час, «полная цена» посещения футбола составит 300 + 300 * 4 = 1500 руб., а посещения театра - 500 + 300 * 2.= 1100 руб., т. е. в действительности «полная цена» билета в театр ниже «полной цены» билета на футбол. И с учетом фактора времени потребителю разумнее ходить в театр, чем на футбол. Учет ценности времени позволяет понять конкретные наблюдаемые нами явления в реальной жизни. Например, почему неработающий пенсионер, для которого время имеет низкую ценность, может тратить несколько часов в день в поисках более дешевых товаров, при этом ездить из одного конца города в другой, а управляющий банком, который ценит свое время гораздо выше, зайдет в ближайший супермаркет и купит там нужные ему товары. Здесь, конечно, надо учитывать и разницу в доходах пенсионера и управляющего банком. Время на рынке труда ценится тем выше, чем выше уровень получаемого дохода.
28.
Теория «принципал-агент». Данная теория утверждает, что основной причиной возникновения фирмы является потребность индивидов в командной работе.
1. Частнопредпринимательская фирма 29.
|
|||
|