Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Недостатки



Недостатки

При всех своих достоинствах рыночный механизм имеет и серьезныенедостатки. Он не способен автоматически, самостоятельно решать крупные социально-экономические проблемы. Среди них:

§ обеспечение права человека на труд и, как следствие, на определенный стандарт благосостояния;

§ то обстоятельство, что экономика, регулируемая рыночным механизмом, подвержена нестабильному развитию, в ней присутствуют рецессионные и инфляционные процессы:

§ невозможность осуществления стратегических прорывов в области фундаментальной науки;

§ отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды, решения экологических проблем;

§ тот факт, что обеспечение надежной и эффективной обороноспособности страны превращается в сложную проблему.


13. По территориальному признаку:

  1. местный
  2. региональный
  3. национальный
  4. мировой

По субъектам, вступающим в обмен:

  1. рынок потребителей
  2. производителей
  3. промежуточных продавцов
  4. государственных учреждений

По объектам обмена:

  1. рынки средств производства
  2. рынок товаров и услуг
  3. финансовый рынок
  4. рынок интеллектуальной собственности

По степени конкуренции:

  1. конкурентный (совершенная конкуренция)
  2. с монополистической конкуренцией
  3. олигопольный
  4. монополия

С учётом ассортимента:

  1. замкнутый
  2. насыщенный
  3. смешанный

По степени соблюдения законности:

  1. легальный (официальный)
  2. нелегальный (теневой)
  3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

  1. равновесный (спрос = предложение)
  2. дефицитный (спрос > предложение)
  3. избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

  1. свободный
  2. регулируемый

По характеру продаж:

  1. оптовый
  2. розничный


14. Анализ рыночного спроса — область исследований, основным объектом которых являются взаимоотношения спроса на рынке товаров и услуг.

15. Анализ рыночного предложения — область исследований, основным объектом которых являются взаимоотношения предложения на рынке товаров и услуг.


16. Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

Функции равновесной цены:

 

Распределительная

Информационная

Стимулирующая

Балансирующая

Нормирующая

 


17. Выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства.

Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой.

Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ.


18. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Если в равновесной экономической модели фактор времени не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической.

19. Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса.

Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения.

 


Условие равновесия по Маршаллу предсталяет собой равенство цены спроса цене предложения:


20. Эласти́чность — мера чувствительности одной переменной (например: спроса или предложения) к изменению другой (например: цены, дохода), показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.

Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.

Наличие товаров-заменителей: чем их больше, тем эластичнее спрос.

Доля расхода на данный товар в бюджете потребителя: чем она больше, тем выше эластичность.

Степень необходимости данного товара: эластичность спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него полезными.

Разнообразие возможностей использования данного товара: чем больше направлений его использования, тем эластичнее спрос

Время приспособления к изменению цены

Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения

Дуговая эластичность – примерная степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов

 

21.  ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ - мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.


Кривая Энгеля иллюстрирует зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Иначе говоря – это совокупность точек оптимума потребителя.


22. Перекрестная эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар A (da) при изменении цены товара Вb) на 1%.


23. Эластичность предложения – это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию)предложения товаров на изменение их цены.Предложение ЭЛАСТИЧНО, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:
1. Наличие резерва производственных мощностей.

2. Уровень запасов
3. Различие сельскохозяйственных и промышленных товаров
4. Фактор времени

Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения

Дуговая эластичность – примерная степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов


24.Теория предельной полезности – это теория, которая определяет существующие на рынке закономерности поведения потребителей, формирование самого спроса и вид кривой спроса на графике, отражающем спрос и предложение.


КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.


Законы Госсена — основные принципы теории предельной полезности, одной из теорий стоимости. Госсен исходит из предположения, что рациональное поведение определяется стремлением к увеличению полезности или удовольствия. На этой основе Госсен выдвинул два тезиса, известные как «законы Госсена».


  • Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.
  • Второй закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определённого количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов.


25. Ординалистская, или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности.

Кривая безразличия — множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.

Ограниченность денежных доходов потребителя в пределах, в которых могут быть осуществлены расходы на потребления называется бюджетными ограничениями или бюджетом потребителя. Это условия, в рамки которых попадает потребитель. Они показывают все комбинации товаров, которые могут быть приобретены при данных доходах и данных ценах.


26. Концепции стоимости:
*Концепция факторов (издержек) производства определяет стоимость товаров издержками их производства.
*Концепция спроса и предложения определяет стоимость товаров соотношением спроса и предложения на них в процессе обмена.
*Концепция трудовой стоимости определяет стоимость товаров затратами общественно необходимого труда на их производство.
*Концепция предельной полезности определяет стоимость товаров степенью полезности последней единицы товара для потребителя.

Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита). Автором формулировки парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?

То есть цена массовых товаров зависит не столько от их субъективной ценности для потребителя, сколько от объективной стоимости (средних затрат рабочего времени) для производителя.


27. В теории поведения потребителей принимается во внимание и экономическая ценность времени. Время представляет собой ценный экономический ресурс. За один час работы человек в состоянии заработать 300, 400, 600 руб. и больше в зависимости от своего образования, квалификации, уме­ния и пр. Но, затратив этот час на отдых или потребление, человек несет убытки в виде потерянного дохода; он жертвует, 300, 400, 600 руб. и более, которые мог бы заработать за это время. Поэтому потребитель, оценивая предельные полезности потребляемых това­ров, должен учитывать и ценность времени, необходимого для по­требления этих товаров. На­пример, потребитель выбирает между покупкой билета на футбол и покупкой билета в театр. Рыночная цена билета на футбол равна 300 руб., а билета в театр — 500 руб. Если предположить, что предельные полезности последующих посещений футбола и театра оди­наковы, то потребителю следует больше ходить на футбол, чем в театр. Но игра в футбол занимает больше времени, чем поход в те­атр. Предположим, чтобы сходить на футбол, потребитель затрачивает 4 ч, а в театр — 2 ч. Тогда, при ценности времени для потреби­теля 300 руб. в час, «полная цена» посещения футбола составит 300 + 300 * 4 = 1500 руб., а посещения театра - 500 + 300 * 2.= 1100 руб., т. е. в действительности «полная цена» билета в театр ниже «пол­ной цены» билета на футбол. И с учетом фактора времени потреби­телю разумнее ходить в театр, чем на футбол.

Учет ценности времени позволяет понять конкретные наблюдае­мые нами явления в реальной жизни. Например, почему неработаю­щий пенсионер, для которого время имеет низкую ценность, может тратить несколько часов в день в поисках более дешевых товаров, при этом ездить из одного конца города в другой, а управляющий банком, который ценит свое время гораздо выше, зайдет в ближайший супер­маркет и купит там нужные ему товары. Здесь, конечно, надо учитывать и разницу в доходах пенсионера и управляющего банком. Время на рынке труда ценится тем выше, чем выше уровень получаемого дохода.

 

28.
Теория «черного ящика» (так называемый неоклассический подход). В соответствии с этим подходом фирма является преобразователем ресурсов в блага, причем этот процесс преобразования описывается производственной функцией.


Теория минимизации транзакционных издержек. Фирма позволяет уменьшить подобные транзакционные затраты, и в этом заключается главная причина ее существования.

Теория «принципал-агент». Данная теория утверждает, что основной причиной возникновения фирмы является потребность индивидов в командной работе.


Фирма как механизм разрешения конфликтов. В процессе хозяйственной деятельности индивиды участвуют в бесчисленном количестве конфликтов. Многие конфликты разрешаются с помощью рыночного механизма.


Типы предприятий:

1. Частнопредпринимательская фирма
2. Акционерное общество
3. Регулируемые фирмы
4. Государственные мероприятия
5. Некоммерческие предприятия
6. Фирмы с рабочим самоуправлением.

29.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.