Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Американская модель развития



 

1. Предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

 

Методы:

Метод научной абстракции

Метод функционального анализа

Метод графических изображений

Метод сравнительного анализа

Метод Экономико-математического моделирования

Индуктивный и дедуктивный методы

Метод позитивного и нормативного анализа

Практические мероприятия

 

Функции:

Позновательная
Прогностическкая
Практическая
Критическая
Методологическая
Воспитательная

2. Направления:
*институционально-социологическое направление
*кейнсианское направление
*Неоклассическое

Школы:

*Меркантилизм
*Физеократы
*Классическая школа
*Марксизм
*Мальтузианство
*Маржинализм (маргинализм)
*Неоклассическая школа
*Историческая
*Кейнсеанство
*Институционалисты
*Монетаристы

3. Экономические потребности – это отношение людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, которое характеризуется ощущением недостатка благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение.

Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

1. Ограниченные и свободные.
2. Используемые и потребляемые.
3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).
4. Частные и общественные.
5. Нормальные и подчиненные.

 

4. Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.

Товар имеет два свойства:

*Потребительская стоимость - способность товара удовлетворять потребность человека. Полезность товара дает ему свойство потребительской стоимости.

*Меновая стоимость - это свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях.

Виды:
Материальные
Нематериальные
Потребительские
Производственного назначения

Эффект Гиффена — снижение цены на отдельные виды товара приводит к снижению на них спроса. Справедливо и обратное: повышение цены на отдельные виды товара приводит к повышению на них спроса.
Парадокс Веблена (эффект Веблена) – ситуация, когда покупатели воспринимают снижение цены товара как сигнал о снижении его качества или престижности, а повышение цены, наоборот, делает товар более привлекательным.

5. СОБСТВЕННОСТЬ — принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Частная
Коллективная
Государственная

Субъекты экономики используют «пучок прав», правомочий.

Полный «пучок прав», иногда называемый «перечень Оноре», включает одиннадцать элементов:

1. Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над вещью;

2. Право пользования, т.е. право применения полезных свойств вещи для себя;

3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет использовать вещь (право на оборот и извлечение выгоды из него);

4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования вещи;

5. Право суверена (право на передачу власти над собственностью), т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи;

6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации вещи и от вреда со стороны внешней среды;

7. Право на передачу в наследство;

8. Право на бессрочность обладания;

9. Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность передачи вещи в залог или взыскания в уплату долга;

10. Право на остаточный характер, т.е. право на восстановление нарушенных прав собственности (т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий);

11. Право на запрещение вредного использования вещи (т.е. способом, наносящим вред внешней среде).

6. Потребности – это то, что нужно человеку для поддержания жизнедеятельности. Они являются главным движущим мотивом человеческой деятельности.

Согласно пирамиде А.Маслоу потребности располагаются в восходящем порядке, от «низших» к «высшим».
В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности.

*Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага.

*Платежеспособные потребности – те потенциальные потребности, которые обеспечены реальными денежными средствами и перерастают в спрос.

 

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ.

К экономическим ресурсам относятся:

• земля;

• труд;

• капитал

• предпринимательство;

7. ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ — график в виде линии, кривой, ограничивающей область производственных возможностей экономического субъекта.

Проблема выбора является основной проблемой, связанной с ограниченностью ресурсов. Однако ограниченность ресурсов приводит к возникновению еще нескольких. Такими проблемами являются конкуренция, рационирование и дискриминация.

Альтернативная стоимость товара или услуги определяется тем количеством других товаров или услуг, которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар или услугу. Существует определенная закономерность изменения альтернативных издержек называющаяся законом возрастания альтернативной стоимости . По мере увеличения производства какого либо продукта, его альтернативная стоимость неуклонно возрастает.

8. Основные субъекты экономики (их объединения по группам):
*Домашние хозяйства
*Предприниматели
*Государство

9. Основные типы экономических систем:
Традиционная -
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить

Отсталая технология производства

Преобладание ручного труда

Многоукладность экономики

Консерватизм и неприятие нововведений

Рыночная –

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания

Преобладание частной собствен­ности

Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами

Свободная конкуренция

Минимальное влияние государства

Командная -  
Экономические решения принимают в основном представители государственной власти

Отсутствие у производителей свободы выбора

Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности произ­водства

Смешанная -
Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни

Недостатки рыночной экономики сглаживаются государствен­ным регулированием

Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ

 

10. Американская модель развития

Для нее характерны:

§ малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства;

§ всемерное поощрение предпринимательства (80% новых рабочих мест создается за счет малого предпринимательства);

§ резкая дифференциация населения на богатых и бедных;

§ приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения;

§ непредусмотренность сокращения имущественного и социального неравенства между гражданами.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.