Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ сказки Колобок



Колобок – это сказка о том, как бабка спекла из остатков продуктов колобок и решила положить его на окно, чтобы тот остыл. Но Колобок решил, что скучно ему лежать на окне у бабы с дедом и быть съеденным, поэтому решает спрыгнуть с окна и отправиться в путешествие.

Он катиться по разным дорожкам, встречает других героев, но от всех благополучно сбегает и отправляется дальше. Каждому из героев он поет странную песенку, благодаря которой его каждый раз отпускают. Но только лиса делает вид, что она его не слышит, поэтому решает не отпускать его, поэтому лиса его съедает. Она не ведется на разговоры колобка, поэтому решает поступить по-своему. У Лисы собственное представление об окружающем мире, поэтому она не намерена слушать Колобка.

Ключевыми героями в произведении является Лиса и Колобок, оба героя являются противоположностями друг друга. Если Лиса – это олицетворение хитрости и ласковости, она готова сделать все, чтобы добиться поставленной цели, то Колобок добродушный и простой парень, достаточно смелый и предприимчивый. Герои встречаются, но в их противостоянии побеждает тот, кто оказывается хитрее.

 

Данная сказка показывает, что необходимо больше пользоваться своими мыслительными процессами, а не говорить. Колобок же поступал наоборот, поэтому и остался в проигравших. Он не предположил, что Лиса может сделать собственный выбор и путешествие Колобка закончится.

Несмотря на то, что сказка предназначена для младшего и среднего школьного возраста, мораль в ней содержится намного глубже.

Колобок не стесняется своего происхождения, он постоянно говорит, что его смели по сусекам, но при этом данный факт его не радует. Это просто позволяет ему спастись от рук обманщиков животных.

Лиса же плохо слышит, кроме того у нее достаточно плохой вкус, что не заставляет ее задуматься о том, что колобок приготовлен из некачественных продуктов и что данная затея может закончится для нее далеко отрицательно.

И в последнем случае разговорчивость Колобка приводит его к смертельному исходу.

Эта история учит детей тому, что необходимо адекватно смотреть на окружающие вещи, обращать внимание даже на незначительные вещи, не общаться с незнакомцами, делать все правильно. Если ты отправляешься в дальнюю дорогу, то необходимо взвесить все последствия, предположить, чем закончится дальняя дорога и к чему может привести необдуманные поступки.

 

8. Становление и развитие детской литературы и детского чтения на Руси.

Начальная эпоха детской литературы видимо предполагает какую-то связь с прежней культурой, словесным искусством. Русская литература, по мнению многих специалистов, начинается в 16 веке. Однако, что было до этого времени? Появление и дальнейшее развитие литературы тесно связано с развитием общей литературы и устного народного творчества. В Киевской Руси начинается развитие общей литературы в 11 веке, которое проходит под влиянием литературы более развитых и цивилизованных стран. Византия способствовала развитию русской литературы. В 988 году Русь была крещена в результате свободного выбора веры. (В древней летописи "повесть временных лет" описан этот свободной веры.) после крещения потребовались книги, благодаря которым нужно было править церковью. С этого момента начинают писаться русские книги, в первую очередь развивались летописи, которые описывали жизнь государства для фиксации нового исторического периода (до этого все события фиксировались устно, в устно народном творчестве - в сказках, былинах). Литература, в отличие от истории, которая фиксирует события, анализирует их. Проблемы, которые она анализировала это единство Русской земли и ее защита, что есть добро и зло, какие цели жизни у человека, в чем заключается ценность семьи и что есть любовь: к земле, детям, старикам, соседям. Именно в эти годы появляется тема книжного учения. Потребность в красоте слова удовлетворялась во время церковных служб: на них читались "жития святых". Произведения древней русской лит-ры были рассчитаны на слушание людьми разных возрастов. Их можно было не только прочитать, но и услышать от тех, кто их читал. В содержании древнерусской лит-ры множества разных чудес, волшебных фрагментов которые были и интересны детям и легко воспринимались ими, но часто именно в таких чудесах закладывались очень важные мысли. К концу 15 века в России начинают понимать необходимость обучения, в это время начинает развиваться детская лит-ра. Первые книги были учебные, а не художественные. Они переводились с греческого и латинского языков. Переводчиков называли толмачами ( толкует, толчет то, что говорит другой), но те кто переводили книги никогда не были просто толмачами, к примеру, Дмитрий Герасимов писал методические замечания при переводе книг. Позже появляется и художественная литература.

9. Проблематика и гуманистический пафос сказки А.Погорельского «Черная курица». Поэтика сказки

Проблематика, идейный смысл.Повесть имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей». B ней две линии повествования — реальная и сказочно-фан­тастическая. Иx причудливое сочетание определяет сюжет, стиль, образность произведения. Погорельский написал по­весть для десятилетнего племянника. Алешeй, он называет главного героя. В переводе с греческого Алексей – значит заступник, так счастливо совпали посвящение племяннику, собственное имя литературного персонажа и его суть. Но в сказке ощутимы отголоски не только дет­ства Алеши Толстого, но и самого автора (тоже Алексея). B детстве он на короткое время был помещен в закрытый пан­сион, страдал от разлуки c домом, бежал из него, сломал ногу. Высокий деревянный забор, огораживающий пансионный двор, жизненное пространство его воспитанников — это не только реалистическая подробность в «Черной курице», но и символический знак «памяти Детства» автора.

«Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были за­перты, и потому Алеше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Вся­кий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть во дворе, первое движение его было — подбежать к забору».

Круглые дырочки в заборе — единственная связь с внеш­ним миром. Мальчик одинок, особенно горько это чувствует в «вакантное время», когда разлучен со своими товарищами.

Грустно-щемящая нотка пронизывает повесть Погорельско­го. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с час­тым обращением к воображаемым слушателям, что придает особую теплоту и доверительность. Время и место произо­шедших событий конкретизированы: «Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона...» Перед читате­лем возникают Петербург конца Х1Х века, пансион, учитель c буклями, тупеем и длинной косой, его супруга, напудрен­ная и напомаженная, c целой оранжереей разных цветов на голове. Подробно выписан наряд Алеши.

Все описания яркие, картинные, выпуклые, даны c уче­том детского восприятия. Ребенку важна в общей картине деталь, подробность. Оказавшись в царстве подземных жите­лей, «Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была yбрaнa. Ему показалось, что стены сдела­ны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете пан­сиона. Панели и двери были из чистого золота. B конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли крес­ла из золота. Алеша любовался этим убранством, но стран­ным показалось ему, что все было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол».

Реалистические предметы, бытовые подробности в ска­зочных эпизодах (крошечные зажженные свечи в серебря­ных шандалах, кивающие голевой фарфоровые китайские куклы, двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пун­цовыми перьями на шляпах) сближают два плана повество­вания, делают естественным переход Алеши из реального мира в волшебно-фантастический.

Все произошедшее c героем заставляет читателя задумать­ся o многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур­ное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет­ская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в жизни происходит единожды и всерьез.

Дидактична ли «Черная курица»? Воспитательный пафос очевиден. Если отвлечься от художественной ткани повество­вания, его можно выразить в словах: будь честен, трудолюбив, скромен. Но Погорельский сумел облечь воспитательную идею в такую романтически-приподнятую и в то же время жизнен­но убедительную, поистине волшебно-сказoчнyю форму, что читатель-ребенок воспринимает нравственный урок сердцем.

 

Сюжет повести.Серьезная проблематика повести Погорельского легко усваивается детьми благодаря увлекательному сказочному сюжету и очень удачному центральному образу героя — сверстника читателя.

Анализ сюжета повести убеждает, что в жанровом отношении произведение это не столь уж однозначно, что дополнительно сооб­щает его содержанию художественную полноту и педагогическую глубину.

Повесть начинается с экспозиции (предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени произведения).

Завязка — заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех про­блемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта —выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопля­ного семечка, а не других взращенных прекрасных цветов и пло­дов. Этому самому выбору сопутствует прельщение (трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, од­нажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил .и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды­ня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы —произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разо­блачение обмана, «предателытво» подземных жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме­нить их уже не в силах никто). B лирическом плане развязка — рас­каяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Событийная сто­рона —повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выво­ду, пусть и вербально не оформленному: гордыня, спесь побежда­ются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим. Нравственные выводы звучат афористически: «3а­блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ» (св. Иoанн Лествичник)

 

Алексеевича Перовского (1787 – 1836). Современной культурной публике А.А. Перовский известен как писатель, автор замечательных фантастических повестей для детей и юношества. Самая известная, переведённая на множество языков «фантастическая повесть» «Чёрная курица, или Подземные жители. Фантастическая повесть для детей».
Помимо «сочинительства» Перовский (человек чрезвычайно и разносторонне одарённый) серьёзно занимался ботаникой (в 19 лет стал доктором), педагогикой, сделал успешную чиновничью карьеру. Несколько лет Перовский служил попечителем Харьковского учебного округа, по распоряжению Николая I разработал, как сейчас говорят, «проект», (раньше скромнее называлось) «записку»: «О народном просвещении в России».
То, что мы привыкли считать лишь литературными произведениями (фантастические повести А.А. Перовского) на самом деле являлись первыми в России учебниками, лучше сказать своеобразными «задачниками» морали и нравственности.
Перовский видит предназначение своих книг в том, чтобы:
- «помочь детям глубоко задуматься о смысле жизни»;
- «обнаружить в самом обыденном новые, доселе неизвестные стороны, принципиальную неисчерпаемость, несводимость к одному толкованию, одному смыслу»;
- «показать как знакомое, очевидное, не переставая быть таковым, вдруг ни с того ни с сего замерцает, засветится своей неожиданно открывающейся глубиной».
Свои произведения Алексей Алексеевич совершенно справедливо считал «педагогическими» – и потому что адресат его книг – дети, и потому что проблематика его творчества – мировоззренческая, воспитательная. Так и хочется предварить урок, посвященный фантастической повести «Черная курица, или Подземные жители» словами А. С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Философский и тонкий подтекст «Черной курицы» волшебным образом готовит ребенка к вхождению в реальную жизнь, потому что идея ее проста и глубока: прочно только то, что дается трудом, прилежанием, а главное – успехи не должны мешать человеку оставаться добрым и скромным…

 

10. Научно-познавательные сказки В.Ф.Одоевского (на примере сказки «Городок в табакерке»).

Князь Влади́мир Фёдорович Одо́евский (1 [13] августа 1803, Москва — 27 февраля [11 марта] 1869, там же) — русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки.

Для второго периода в творчестве Одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией сен-мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. Он активно занимается литературным творчеством. Пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает с пушкинским «современником», «вестником Европы» несколькими энциклопедиями. Редактировал «журнал министерства внутренних дел»

Среди идеологов любомудрия ключевой фигурой является князь Владимир Федорович Одоевский (1804 - 1869), которому большинство современных исследователей отдают приоритет в формулировке концепции национального мессианизма. Будучи человеком разносторонних дарований и интересов, он оставил заметный след в самых разнообразных областях отечественной культуры. Блестящий писатель, самобытный мыслитель, один из редакторов лучшего и наиболее влиятельного литературного журнала, издававшегося в период «золотого века» русской поэзии - «отечественных записок»; музыкант, музыковед и музыкальный критик, друг и советчик крупнейших русских композиторов -глинки, Даргомыжского, Верстовского, Серова, много сделавший для становления национальной музыкальной школы; создатель новых литературных жанров, в том числе, автор первого философского романа в России; самобытный теоретик образования и первый популяризатор научных знаний; организатор благотворительных заведений в Санкт-Петербурге; сенатор и участник либеральных реформ 60-х годов xix века; наконец, хозяин одного из самых блестящих литературных салонов 30-х годов, друг великой плеяды русских писателей своего времени - от жуковского, Грибоедова, Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Гоголя, Белинского до Тургенева, достоевского и толстого, - вот краткий и далеко не исчерпывающий перечень его заслуг перед отечественной культурой.

Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30-- 40-е годы. В 1833 году вышел в свет его сборник «пестрые сказки с красным словцом». Он замечателен тем, что включал ряд романтических повестей, рассказанных от имени магистра философии и члена разных ученых обществ Иринея Модестовича Гомозейко. Магистр философии в книгах для детей превратится в обаятельного рассказчика -- дедушку Иринея. Жанр произведений, входящих в этот сборник, Одоевский определяет как «сказки», что характеризует особенности его стиля -- соединение фантастических ситуаций с точным ироническим, а подчас сатирическим воспроизведением деталей быта и нравов. Поэтика этих сказок близка поэтике гоголя в его петербургских повестях.

Сказка Одоевского создана на пересечении фантастического, мистического и вполне научного интереса к тайнам человеческой психики.

Особое место в творчестве Одоевского занимают научно-фантастические произведения.

В художественном отношении рассказы Одоевского традиционны -- сентиментальны, откровенно дидактичны. Более оригинальны рассказы и очерки Одоевского научно-познавательного плана. Одоевский утвердил в литературе для детей жанры научно-художественной сказки, научно-познавательного рассказа, очерка. Успешно писал он волшебные сказки, рассказы, стихи, пьесы. В произведениях сочетаются элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. В его творчестве переплелись фантастика и пропаганда науки, просвещения, реалистичность и прямой дидактизм. Он одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста.

Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке"

«городок в табакерке» -- первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе.

Главное открытие Одоевского как детского писателя -- произведения научно-познавательной направленности. Ему принадлежит безусловный приоритет в разработке жанра научно-художественной сказки. Сказка «городок в табакерке» -- самое лучшее и самое известное произведение Одоевского для детей.

Материалом для его первой сказки послужила музыкальная шкатулка, вещь в быту прошлого века достаточно распространенная и в то же время вызывающая любопытство ребенка. Не случаен интерес к ней и самого автора-музыканта, создавшего музыкальный инструмент под названием «себастьянон».

Сказка В.Ф. Одоевского «городок в табакерке» стоит несколько особняком, поскольку автор выполняет иную задачу, когда соединяет два мира. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь - как устроена табакерка. Познание через сказку и волшебство - это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому.

Герой-ребенок - главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир: «ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

Устройство музыкальной табакерки - это функциональная «расстановка» жителей «зазеркалья». Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются во внешнем облике, в поведении, в речи. Похожая на змейку царевна пружинка беспрестанно движется, ведет себя властно, толкает под бок надзирателя валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков. Речь отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят «тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики -«динь-динь» и т.п.

Мальчик Миша в ходе знакомства с жителями «городка» начинает видеть многие вещи по-другому. Поэтому в нем просыпается протест против жестокого обращения с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение Миши показывает, что события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям.

Таким образом, В.Ф. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и разум в одном условно-сказочном повествовании и показать взрослым маленького героя. «городок в табакерке» оказался микромоделью мир

 

11. Сказки А.С.Пушкина. Анализ одной из сказок по выбору.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина, как величест­венная и могучая горная вершина, возвышается у истоков XIX в., золотого века русской литературы. Оно полно глубокой и всеобъ­емлющей любви к родине, ее народу. Неизбывна жизнеутверждающая вера поэта в силы, таящиеся в простых русских людях, крестьянах-тружениках. Проникновенны лирические строки, по­священные описанию русской природы.

Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение.

А.С. Пушкин внимательно следил за развитием детской литературы и высказывал свое отношение к ней. Его возмущение вызывали бездарные писатели, которые создавали произведения, оторванные от современной ему жизни, написанные высокопарным слогом.

В набросках и заметках для «Литературной газеты» Пушкин высказывает резко отрицательное отношение к ограничению детского чтения назидательными, верноподданническими произведениями. Он выступает против критиков, которые объявляли «безнравственным» все, что могло познакомить детей с социальными противоречиями, с реальной жизнью.

В творческом наследии Пушкина есть записи, заметки, наброски, статьи, по которым можно судить, что он живо интересовался вопросами воспитания молодого поколения. «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем».

Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным политическим вопросам. Стихотворения Пушкина, вошедшие в чтение школьников, воспитывают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.

Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина - это всем известная история о нескончаемости человеческих желаний. Сколько бы человек не зарабатывал, сколько бы всего не мог себе позволить, чего бы не достиг - ему всегда будет мало, всегда будет чего-то не хватать. Такова природа людей.

Каждый день главный персонаж сказки – дед, проводит как предыдущий. Он занимается привычным незатейливым делом - рыбалкой. Ловля рыбы не приносит ему ничего кроме пропитания. Так и живёт старичок изо дня в день. Как вдруг ловит в сети саму «удачу» - золотую рыбку, готовую исполнить его желание за подаренную свободу. Старик никогда и не думал о том, что в его жизни может быть что-то большее, чем потрепавшаяся одежда и землянка. Не имея представления, что делать с этим чудом, дед идёт к своей старухе с тем, что «не посмел взять выкуп» с рыбки. На что бабка просит: «хоть бы взял ты с неё корыто», сначала не веря счастью старика. Когда баба видит, что чудо на самом деле свершилось, она начинает просить сначала дом, а затем новый статус и двор.
Насытившись дворянским титулом, хочет бабка попробовать себя в роли царицы. В прошлой жизни она ничего не видела кроме «разбитого корыта». А тут подвернулась возможность попробовать всё лучшее сразу. В отличие от деда, старуха без опаски загадывает желания. Но каждое исполнение не приносит ей удовлетворения: оказывается, что она не знает как, и не хочет дальше следовать обязанностям своих ролей. Видимость беззаботности жизни морской царицы кажется ей самой интересной и привлекательной.

А народ смеётся над безропотностью мужа и нелепостью положения его жены: «не садись не в свои сани».

Но бесконечно надеяться на удачу нельзя. А тем более, не возможно подчинить её себе. Своей грустной развязкой именно это показывает нам сказка.

Мало «поймать золотую рыбку», нужно правильно распорядиться наградой. И вдумчиво отнестись к тому пути, который она открывает. Ведь даже «царские палаты» старухи - это не столько путь к праздной жизни, сколько ответственность за своих слуг и за сбережение своих богатств.

Образ же простодушного старичка напоминает читателям, что одного только труда не достаточно для тёплой и сытой жизни.

Произведение является одним из самых известных созданий поэта, написанном в жанре народного поэтического сказания с использованием традиций русского фольклора.

Основной темой сказки автор представляет понятие человеческой морали, заключающейся в чувстве меры при достижении желаемой цели.

Основными персонажами произведения являются золотая рыбка и семейная пожилая пара в образах старика и старухи, характеры которых описываются поэтом в неповторимой стихотворной форме.

Старик представляется в сказке в качестве положительного героя, отличающегося смиренностью и безвольностью, при этом являющегося добрым, бесхитростным человеком, находящемся под влиянием собственной сумасбродной жены.

Образ старухи, вокруг которого разворачивается сюжетная линия сказки, изображается автором в виде завистливой, жадной пожилой женщины, отличающейся злобностью, алчностью и взбалмошностью. Поэт противопоставляет старуху образу ее мужа, описывая ее в представлении темные черты человеческого характера и символизируя злобное эгоистичное начало, заставляющее чистого душой старика исполнять ее прихоти.

Вводя в произведении образ золотой рыбки, способной исполнить любые желания и ассоциирующейся с материальным миром в виде синего моря, поэт демонстрирует психологическую целостность, которая нарушается при безмерном проявлении алчного и властного безумия в виде непрерывных желаний старухи.

Ключевым авторским замыслом является демонстрация последствий попустительства человека собственным эгоизму и жадности, приводящих к желанию обладать ложными, ненасытными потребностями, забывая о душевном состоянии, которое для каждого человека должно быть на первом месте, тогда как материальные блага вторичны и нередко коварны.

Сказка имеет глубокий философский смысл, заключающийся в невозможности обретения счастья посредством получения материального благополучия в отсутствии проявления душевных человеческих качеств. Поэт мастерски используют художественные приемы выразительности в виде аллегории, позволяющее осознать истинной предназначение человека, заключающееся в существовании людей в ладу и гармонии с окружающим миром и собственной душой.

 

12. Конек-Горбунок П.П.Ершова. Ведущие мотивы, поэтика, образность сказки. Сходство и различия с народной сказкой.

Сказка «Конек-горбунок» Петра Павловича Ершова (1815—1869) — произведение уникальное в русской детской литературе. Ярко сверкнувший талант в единственной книге девятнадцатилетнего сибиряка явился живым свидетельством огромных творческих сил народа.

Эта сказка родилась в 1834 году, в пору, когда свое слово о народности сказали все видные литераторы и критики. Однако «Конек-горбунок» вызвал новую волну споров на эту тему. Однако Ершова и его сказку горячо поддержали те, кто понимал народность более широко. Первым «благословил» «Конька-горбунка» профессор П. А. Плетнев: он однажды прочитал сказку студентам вместо лекции и назвал имя ее автора. Крупнейшие поэты-сказочники приветствовали талантливого юношу: Жуковский заметил, что это не только побасенка для детей, а Пушкин отозвался высокой похвалой.

Однако на пути «Конька-горбунка» к народу было и немало препятствий: сказка то запрещалась, то уродовалась цензурой или выходила в нелепых переделках, вплоть до «Конька-летунка», на котором Иван обозревает Страну Советов. Несмотря ни на что, «Конек-горбунок» нашел дорогу к народу и попал даже в собрание народных сказок. В круге детского чтения сказка появилась сначала как подцензурная переделка, а потом уже в настоящем виде. До сих пор она остается одной из лучших сказок русского детства.

«Конек-горбунок» воспринимается детьми сначала как сказываемая сказка, т.е. как произведение ско-рее устное, чем книжно-литературное. Позднее они осознают, что это именно литературная, авторская сказка.

Стихи легко читаются и запоминаются благодаря основному стихотворному размеру — четырехстопному хорею, простым и звучным рифмам, парной рифмовке, обилию пословиц, поговорок, загадок. Любое описание само западает в память: глаголы в нем играют первую роль, выразительное движение скрепляет яркие детали в цельный, явственно видимый образ:

Кони ржали и храпели, Очи яхонтом горели; В мелки кольца завитой, Хвост струился золотой, И алмазные копыта Крупным жемчугом обиты.

Слова летят одно за одним, не вызывая задержки или перебивки дыхания. Синтаксически фразы строятся просто и естественно, поэтому даже архаизмы и простонародные выражения не затрудняют восприятие.

Стремительно движется действие в сказке, останавливаясь только перед чем-нибудь прекрасным или чудесным, замедляясь на моментах троекратных повторов. Вся Русь проносится под копытами конька: столица и деревни, заповедные леса и распаханные поля, западный и восточный берега... Даже этого мало, чтобы объять величественное пространство русского царства, — и Иванушка подымается в небесное царство, но и над теремом Царь-девицы он видит православный русский крест. Чудо-юдо Рыба-кит повелевает морским народом, как какой-нибудь российский наместник-губернатор. На небе, на земле, под водой — всюду «русский дух». Только однажды показывается край родной земли:

У далёких Немских стран. Есть, ребята, океан. По тому ли океану Ездят только басурманы. С православной же земли, не видали ни коли.

Многочисленные герои, даже едва мелькнувшие, запоминаются сразу; их характер, речь отличаются единым национальным складом и вместе с тем индивидуальностью. На всем протяжении повествования звучит голос народа; действие нередко выносится на площадь, в шумную толпу. Все в сказке подчинено стихии народной жизни. Сказку эту можно назвать лирической эпопеей крестьянской России, настолько велик в ней охват действительности и глубока «мысль народная»

Еще одна черта «Конька-горбунка» — сочетание трех основных типов народной сказки: волшебной, сатирической и сказки о животных. К элементам волшебной сказки относится все чудесное и прекрасное. Сатирическая сказка проявляется в обрисовке Иванушки-дурака, братьев, царя, спальника, отчасти и Царь-девицы. Сказка о животных представлена широко известным лубочным сюжетом «Ерш Щетинникович» — в описании подводных владений.

Условное эпическое пространство Руси в «Коньке-горбунке» существует в условном же времени: здесь смешаны черты разных веков — от XV до XIX. Обобщен поэтом и русский национальный характер, его сильные и слабые стороны. Все герои, за исключением заморской Царь-девицы, представляют единый нацио-нальный тип, все говорят на бойком, цветистом русском языке, думают и переживают совершенно по-русски. Контрасты национального характера в изображении Ершова отвечают представлениям народа о себе самом: лукавый ум и наивность, лень и трудолюбие, здравый смысл и глупость, восхищение перед красотой и чудом и — насмешка над чудесами. Наиболее сильно выражен этот характер в образе Ивана. Главное отличие Ивана от других — открытое исповедование тех «неправильных» принципов, которым скрытно следуют на Руси все. Все герои лукавят, лгут, ищут собственной выгоды, совершают глупости, но прикрываются при том маской приличия и разумности. Иван же не скрывает ни своей «дурацкой мочи», ни личного расчета.

Пара главных героев составляет сердцевину всей системы образов. Иван и его игрушечка-конек имеют много сходства: младшие дети, антиподы «образцовых» старших, они тем не менее оказываются лучше, достойнее их. Удача сама идет к ним, и все им удается. Их речи и дела утверждают народный идеал справед-ливости и совестливости. Конек-горбунок — не слуга, а верный товарищ Ивана, способный не только помочь, выручить, но и сказать горькую правду. В обоих есть нечто наивное, непосредственное, что делает их похожими на детей.

Главная героиня ершовской сказки совсем непохожа на русских фольклорных царевен, она вовсе не страдательное лицо. Ее происхождение — от «далеких немских стран», иными словами, ее образ другой художественной природы — из западных средневековых романов, сюжеты и герои которых прижились в народных лубочных книгах.

Каждая из трех частей сказки-эпопеи предваряется эпиграфом. Многие эпизоды напоминают картинки со стихотворными комментариями.

Окрыленный удачей, П.П.Ершов вынашивал грандиозный замысел поэмы «Иван-царевич» — «сказки сказок» в десяти томах по сто песен в каждой, надеясь собрать все сказочное богатство России. Но тяготы повседневной жизни, заботы о многочисленном его семействе, оторванность от круга творческих единомышленников не дали продолжить поэту свое восхождение на русский Парнас.

КРАТКО: Пушкин: «Ершов владеет языком, словно своим крепостным мужиком» «теперь мне можно и оставить этот род поэзии». Сказка прочитана впервые на лекции. Читательская публика не сталкивалась с таким. Сказка отличалась бытовизмом. Приметы российского быта, бедность. Мифологический образ жар-птицы. Приметы крепостного обихода в ее описании. И царь-девица дается в крест восприятии. Необычайна сказка реалистичностью. Сочетает: волшебная сказка+сатир-бытоваясказка+сказки о животных. Хорошо отражено мировоззрение народа. В народ духе описан царь – крайне сатирично (трус, лежебока, слушает клевету, жесток). Иначе изображен Иван. Его поразило перо – обилие цвета.он типичный герой народной сказки. Двуплановостьивана. Маска шута ему удобна. Ему подсилу все испытания. Он самый свободный человек, он не озабочен матер благами. Эта свобода дает ему право свободно общаться со всеми. Но ему плохо без КГ. Крепостному мужику нужна чудесная помощь. КГ сказочный двойник Ивана. КГ – друг, утешает Ивана, заботится о нем. Сказка не затерялась благодаря худ силе. Стихотворный ритм помогает создать образность. Повторы, зачины.

 

13. Изображение русской природы в стихах Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, А.Плещеева.

Русская природа в творчестве поэтов II половины XIX века /стихи Тютчева, Толстого, Плещеева, Фета, Майкова, Никитина, Сурикова/.

Федор Иванович Тютчев (1803— 1873) сложился как поэт в кон­це 20—начале 30-х годов. В 1854 году появился первый сборник стихов Тютчева. Такие шедевры из этого сборника, как «Я встретил вас...», «Есть в осени первоначальной...», «Летний вечер», «Тихо в озере струится...», «Как хорошо ты, о море ночное...» и др., вошли в золотой фонд русской лирики, в том числе и в круг детского чте­ния.

Творчество Тютчева наполнено глубоким философским содержанием. Его возвышенные лирические раздумья всегда тесно свя­заны с реальной жизнью, выражают ее общий пафос, главные ее коллизии. Человек видится поэту не только во всей широте даро­ваний и стремлений, но и в трагической невозможности их осу­ществления.

Главное в лирике Тютчева — страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Юной, развиваю­щейся душе такой порыв особенно созвучен. Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом...

От самого ритма такого стихотворения возникает чувство прича­стности к животворящим силам природы.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Жизнь природы у поэта предстает драматично, порой в ярост­ном столкновении стихийных сил, а порой лишь как угроза бури. Так, в стихотворении «Неохотно и несмело...» конфликт не раз­вернулся, гроза ушла и вновь засияло солнце; в природе наступи­ло успокоение, как наступает оно и в человеке после душевных бурь:

Солние раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля –

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олиц



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.