Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Куда движется мелодия?. Верно, вверх!. Что неторопливым последовательным движением вверх рисует композитор?. Да, рисует картину рассвета, начало нового доброго дня. «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещ



 - Куда движется мелодия?

-  Верно, вверх!

- Что неторопливым последовательным движением вверх рисует композитор?

- Да, рисует картину рассвета, начало нового доброго дня.      «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом»,- писал Чайковский в письме своей подруге. Володя, как и многие мальчишки, любил играть с солдатиками. Петр Ильич, наблюдая за увлеченной игрой Володи написал пьесу «Марш деревянных солдатиков». Вначале бравые солдатики бодро и торжественно проходят маршем по площади, а что же ещё можно услышать в этой зарисовке? Давайте послушаем. (Слушание, ответы учащихся).

- Сколько раз менялся характер музыки?

- Верно, дважды. Значит это произведение можно разделить на три части. Первая и третья - решительные, яркие, бодрые, средняя часть звучит настороженно, минорно. В какой-то момент музыка приобретает минорный оттенок, более тихую динамику, кажется, что солдатики останавливаются и настороженно прислушиваются не приближается ли враг. Но их тревоги были напрасны и они продолжили движение под бой барабанов гордо подняв головы, чеканя каждый шаг.  Ребята, давайте встанем около парт и прошагаем как солдатики под музыку марша, а при смене характера музыки замрем, прислушаемся и насторожимся.

    Когда племяннице Танюше исполнялось восемь лет, дядя Петя пришел в гости с подарком. В руках у него была какая-то коробка.                                          

— Это тебе, Танюша! – сказал он.

— Что же там такое, — сгорая от любопытства, думала Танечка.

Дядя Петя развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке. Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица! Танюша смотрела на куклу и не могла наглядеться. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.                                                                                                   - Какое счастье, получить такой подарок! – думала Таня.
Что стала делать Таня и её новая кукла Петр Ильич описал в музыкальной пьесе. Можете закрыть глаза и представить счастливую Танюшу и ее куклу. (Слушаем пьесу «Новая кукла»).

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Какое настроение было у Тани?

- Какой темп? Почему?

- В каком регистре заканчивается пьеса? Почему?

Кажется, что от головокружительного вальса Таня и кукла отрываются от земли и улетают в облака.

- Как назовём эту пьесу? (Повторное прослушивание. Предложить девочкам покружиться в вальсе с куклой).

     Через несколько дней П.И.Чайковский решил навестить сестру и племянников, а заодно, узнать, как дела у Тани и её новой «подружки». Дверь открыла Александра Ильинична, мама Тани и Володи. В доме было подозрительно тихо, не слышно было привычного детского гомона. Петр Ильич зашел в детскую и увидел Таню, сидящую перед кукольной кроваткой. Что происходило дальше звучит в музыке. (Слушаем пьесу «Болезнь куклы»).

- Как вы думаете, что же произошло?  (Ответы детей).

Да, кукла сломалась или заболела. В музыке слышно, как капельки слёз падают на платье Тани. Слышно, как боль куклы усиливается, как Таня вздыхает, но в конце пьесы музыка затихает, боль отступает и кукла засыпает. Чем закончится эта история про Таню и куклу придумайте сами и на следующем уроке расскажите (домашнее задание).  

     Не хочется расставаться с вами на грустной ноте. Давайте в конце урока вспомним с вами наш школьный Гимн.

- Кто скажет, что такое Гимн? (Ответ)

(Исполнение гимна школы (стоя).

- Давайте подведем итоги урока.

- Общее название рояля и пианино? (Фортепиано)

- Кто автор «Детского альбома» фрагменты, которого мы сегодня прослушали? (П.И.Чайковский)

- Какие пьесы из «Детского альбома» вам понравились?

- Какими средствами передает композитор сосредоточенное настроение? Какими средствами рисует портрет счастливой Танюши? Как описывает болезнь куклы?

Вывод: Возможности «королевского» инструмента безграничны. Музыка хорошего композитора в исполнении прекрасного пианиста может заставить плакать, быть смиренными, поддержать в трудный час, может вдохновлять на победы, делать людей счастливыми.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.