Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кто хочет поделиться своими чувствами? (ответы детей).



 

Тема: Повторность и вариативность в музыке.

Тип урока:Комбинированный урок.

Урок-беседа

Цель: Показать достоинства инструмента фортепиано, его выразительные возможности.

Задачи: Образовательные: Расширить знания о музыкальных инструментах

Развивающие: Развивать музыкальное воображение, творческие способности.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональное отношение к музыке, интерес к классической музыке, музыкальным инструментам.

Планируемые результаты

Предметные:

определять характер, настроение, интонационную и жанровую основу музыки;

- объяснить значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино;

-  показать строение и механику работы фортепиано;

-  познакомить с творчеством П.И.Чайковского.

Метапредметные:

Регулятивные: распознавать на слух музыкального произведения.

Познавательные: определять и сравнивать характер и настроение музыкального произведения.

Коммуникативные: выражать свои впечатления, выслушивать иную точку зрения, вести диалог.

Личностные: побуждение эмоционального отклика на прослушанное музыкальное произведение.

Музыкальный материал: П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома»:                                        «Баба Яга», «Утренняя молитва», Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла»,                       «Болезнь куклы».

Гимн школы. 

УМК: Музыка. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012.

 

Ход урока

    Добрый день! Начну урок с музыкальной загадки. В исполнении какого инструмента звучит пьеса? (П.И.Чайковский «Баба Яга»). (Ответы учащихся).

- Да, это фортепиано.

- Какого сказочного персонажа изобразил композитор? Как вы догадались?

- Быстрый темп (полет Бабы Яги в ступе), короткие ворчливые фразы, колючие созвучия.

     Да, фортепиано – уникальный инструмент, звуки его могут изобразить кого угодно. Неслучайно, в переводе с французского он означает королевский. Так высоко ценили французы этот инструмент. Фортепиано - это общее название рояля и пианино. Человека, исполняющего музыкальные произведения на фортепиано, называют пианистом.

-  Давайте заглянем внутрь фортепиано, что мы там видим?  Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме. Для низких звуков используется одна струна, для средних и высоких используются двойные или тройные  струны. Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. Молоточки связаны с клавишами. В современных фортепиано присутствует две или три педали. Правая продлевает звучание инструмента, левая делает звук тише.

     Пьесу «Баба Яга», которую мы прослушали вначале урока написал П.И.Чайковский.

У композитора было два племянника: Володя и Танюша, между ними сложились теплые доверительные отношения. Петр Ильич подолгу гулял со своими племянниками, много играл, рассказывал им о своих путешествиях и невероятные истории о странах, в которых бывал. И всегда с большим интересом он слушал детские рассказы о разных событиях в их жизни.

        Любовь к своим племянникам послужила поводом для написания «Детского альбома», состоящего из 24 пьес. «Вот, эти пичуги, — он указал Петр Ильич на детей, - непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!»                                                                                                                                              День в семье, во времена П.И.Чайковского, начинался и заканчивался молитвой, вот и «Детский альбом» открывается «Утренней молитвой». Это размышления о Боге, о душе. Каждое утро, проговаривая тексты молитв, дети настраивались на добрые дела и поступки. Послушайте как бьется ваше сердце, что происходит сейчас в вашей душе, прислушайтесь к себе. (Звучит «Утренняя молитва»).

      - Кто хочет поделиться своими чувствами? (ответы детей).

Светлые интонации молитвы полны возвышенного покоя и созерцания.                                                                     Я вам сыграю первую фразу Молитвы, а вы посчитайте сколько в ней разных по высоте звуков. Всего звуков – 9, а разных по высоте – 4. Такое «опевание, кружение» мелодии вокруг одного звука говорит о внутренней собранности, сосредоточенности человека. В следующих интонациях я слышу сомнения, вопрос, а затем неуверенный робкий скачок вверх – обращение к Богу, к небесам? Затем первая сосредоточенная фраза повторилась, а обращение к Вышнему звучит более уверенно, настойчиво. Вы заметили, как во второй половине пьесы забился «пульс жизни», будто вся природа пробуждается ото сна и в конце пьесы:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.