|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 3. Дескриптивные моделиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Вопрос 1. Модель-явление,предмет,установка,знаковое образование или условный образ(описание,схема)находящ-ся в некот.соответствии с изученным объектом и способное замещать его в процессе исслед-ия давая информ-ию об объекте. Примеры:архитектор,здание нового типа, на компьютере или из кубиков,плакат на котор.изобр.система кровообращения Применение:Хорошо построенная модель доступнее для исслед-ия,чем реальный объект. Некотор.объекты вообще не могут быть изучены непосредственным образом:недопустимые эксперименты с экономической страны в позн-ых целях,неосущ-ые эксперем.с прошлым или с планетами солн-ой системы. С помощью модели выявл-ся наиболее сущ-ые факторы,форм-ие те или иные св-ва объекта,т.к. сама модель отраж-ет лишь некот.харак-ки исходного объекта. Классификация моделей: 1)Исследовательские(строят для изучения указанных характер-ик). -эксперементальные (реально осуществл-ое устройство двух основных типов: Тип1. Им.ту же природу,что и модел-ый объект,но воспроизв.его в опр-ом масштабе. Созд-ся на основе теории подобия. При этом подобие осущ-ся по тем параметрам,кот.существенны для изуч-ых характ-ик. Например: Для эксперементального исследования сопротивления движению судна нужна можель,внешней формы кот. Подобна внеш.форме оригинала. А для иссл-ия прочности того же судна нужна модель,воспр-ая его силовой каркас. Тип2. Основаны на встреч-ся совпадениях матем-го описания различных явлений. Например: колеб-ые явления в механических и электрических сист-ах опис-ся одинаковыми дифер-ми урав-ями. Это позволяет вместо сложного эксперимента на мех-ой модели поставить более простой эксперимент на электр.моделе. -Теоретические. Форм-ся на языке науки. В завис-ти от хар-ра этого языка говорят о матем-ой моделе,физической и экономич. 2) Рабочие. (для непосредственного испол-ия)
Вопрос 2. Матем. М.-приближ-ое описание какого-либо класса явлений внеш.мира,выраж-ой с помощью матем.символики) Математ.моделью служит:система ур-ий,фун-ия,матрица,геом-ий образ,вектор,число. Для нескол.явлений модели с форм-ых позиций могут оказ-ся одинаковыми. В таких случаях матем.изучение их одинаково. С др.ст. для одного и того же явления можно создать не 1,а неск.разл.моделей,отр-их его с разн.сторон. Принятие М.М. зависит от цели,пост-ой исслед-ем,от фактич-го уровня науки,от имеющ-ся ср-в изучения. При выборе нужной модели нужно руковод-ся: 1) Адекватность процессу 2) Разрешимость модели Этапы М.М.:1) Исслед-ие задачи,построение предметной М. 2)Построение М.М. 3)Исслед. М.М. 4)Интерпритация результата
Вопрос 3. Дескриптивные модели Дескриптивные (описательные) модели нужны для того, чтобы описать происходящие процессы, изучить их основные закономерности. Различн.проц-ы биологии опис-ся дифер.урав-ем вида: k- пост-ая радиоакт.распада. -скорость распада, при k > 0,ур-ие явл-ся моделью развития популяций.В условиях неогран-ти ресурсов питания и отсутствия влияния др.видов. =kx /x, = kdt, = kdt, ln =kt+C1, Составить нужно модель динам.системы «хищник-жертва» и исслед-ть сост.этой сист-ы. Решение: Популяция жертвы может сущ-ть сама по себе,а попул.хищ-ка,только питаясь ей. В отсутствии хищника жертва размн-ся по =сy, где с-коэф.прироста жертвы. Хищник в отсут-ии жертвы вымирает: = - ax, где (-a)-коэф.вымирания хищника,постоян.,отриц. Хищник съедает тем более жертвы,чем её больше и чем более многочисленен он сам,поэтому при наличии хищника =сy-dxy. Съеденное кол-во жертвы способствует размн-ию хищника и = - ax+bxy. Вопрос 4. Оптимизационные модели(улучшающие) Целенаправленная деятельность предполагает, как правило, достижение наилучшего результата, т.е. в зависимости от целей управления необходимо найти такие значения переменных управления, при кот.достигается либо мах значение,либо мin значение.
Вопрос 5. Все зад-и лин-го прогр-ия можно разделить на След.группы: *Зад-и об испол-ии сырья,ресурсов,планир-ия производства *Зад-и составл-ия рациона *Зад-и об испол-ии мощностей,загрузке оборудования *Транспортные зад-и. Задача об использовании ресурсов. Виды продукции: Р1 и Р2, Типы ресурсов: S1,S2,S3,S4. Запасы ресурсов,число единиц ресурсов, затрач-ых на изготовление ед. продукции преведены в таблице. Прибыль,получ-ая от ед.продукции Р1 и Р2, соот-но 2 и 3 ден.ед, необходимо составить план производства прод-ии,при кот.прибыль от её реализации будет максимальной.
F(х)=2х1+3х2 мах 1х1+3х2≤18, 2х1+х2≤16, х2≤5, 3х1≤21. Х1≥0, х2≥0.
Х2=4, Х1=6. Ответ: Fмах=F(6,4)=2*6+3*4=24 ден. ед.
Вопрос 6. Все зад-и лин-го прогр-ия можно разделить на След.группы: *Зад-и об испол-ии сырья,ресурсов,планир-ия производства *Зад-и составл-ия рациона *Зад-и об испол-ии мощностей,загрузке оборудования *Транспортные зад-и. Составление рациона. Им. 2 вида корма,сод-ие пит.вещ-ва │ и ║ (витамины S1,S2,S3). Сод-ие числа единиц пит-ых вещ-в в 1 кг каждого вида корма и необходимый min пит-ых вещ-в приведены в таблице. Стоим.1 кг корма │ и ║ соотв-но= 4 и 6 ден.ед. Нужно составить дневной рацион, им-ий min стоимость,в кот.сод-ие кажд.вида пит.вещ-в было бы не менее устан-го предела.
Решение: х1 и х2-кол-во кормов │ и ║, вход-их в дн-ой рацион. F(х)=4х1+6х2→min 3х1+х2≥9, х1+2х2≥8, х1+6х2≥12, х1≥0, х2≥0. График тут по Уравнениям и их табличкам! Х2АВСDХ1-обл.допустимых планов. F (4,6). т.В ,
х2=3,х1=2. Fmin =F(2,3)=4*2+3*6=26 ден.ед.
Вопрос 7. Линейное программирование — решение линейных уравнений (уравнений первой степени) посредством составления программ и ‑ Линейное програмирование. Найти: наиб.(наим)значение ф-ии F(х)=С1Х1+С2Х2+…+СnXn→ max(min) при ограничениях: A11X1+A12X2+…+A1nXn≤B1, A21X1+A22X2+…+A2nXn≤B2, Am1X1+Am2X2+…+AmnXn≤Bm, Am+1,1X1+Am+1,2X2+…+Am+1,nXn=Bm+1, Am+p,1X1+Am+p,2X2+…+Am+p,n Xn=Bm+p и усл.неотриц-ти. Хi≥0, i=1,2,…,n. Если сод-ит только равенства,то задача явл.канонического вида. Если сод-ит только неравенства,то зад.-стандартного вида, Если сод-ит и то,и то-зад.общего вида. Вопрос 9. Линейное программирование — решение линейных уравнений (уравнений первой степени) посредством составления программ и ‑ Симплексный метод. На первом шаге за основные переменные берут дополнительные перем-ые. Т.к. в F(х) коэф-ы перед х1 и х2 пол-ые,то знач-ие фун-ии можно увел-ть переведя х1 и х2 в осн.пер. Оценка роста неосновной переменной: Хi-перевод-ая неосн-ая переем-ая, Bj-своб.член, Аij-коэф. при Хi Ур-ие Хj=Вj+…АijXi+… опред-ет наиболее возм-ое зн-ие Хi по следующ. правилам: 1)Хi= ,если Bj и Aij разн.знака, 2) Хj=∞,если Bj и Aij одного знака. 3) Xi=0,если Bj=0, а Аij<0. 4) Xi=∞,если Вj=0, Аij>0, 5) Xi=∞,если Aij=0.
Вопрос 12. Симплексный метод. Для решения задач симплексным методом надо освоить три основных элемента: · способ определения первоначального допустимого базисного решения · правило перехода к лучшему решению · критерий проверки оптимальности найденного решения Кроме того, для решения задачи симплексным методом, она должна быть представлена в канонической форме (все неравенства должны быть заменены уравнениями). Для этого, если в неравенстве стоит знак ">" или "≥", надо ввести дополнительную переменную в левую часть уравнения, со знаком "-" при её коэффициенте, иначе со знаком "+". И так заменяются все неравенства. Итак, симплексный метод вносит определенный порядок как при нахождении первого (исходного) базисного решения, так и при переходе к другим базисным решениям. Его идея состоит в следующем. Имея систему ограничений, приведенную к общему виду, то есть к системе m линейных уравнений с n переменными (m < n), находят любое базисное решение этой системы, заботясь только о том, чтобы найти его как можно проще. Если первое же найденное базисное решение оказалось допустимым, то проверяют его на оптимальность. Если оно не оптимально, то, осуществляется переход к другому, обязательно допустимому базисному решению. Симплексный метод гарантирует, что при этом новом решении линейная форма, если и не достигнет оптимума, то приблизится к нему. С новым допустимым базисным решением поступают так же, пока не находят решение, которое является оптимальным. Если первое найденное базисное решение окажется недопустимым, то с помощью симплексного метода осуществляетсяпереход к другим базисным решениям, которые приближают нас к области допустимых решений, пока на каком-то шаге решения либо базисное решение окажется допустимым и к нему применяют алгоритм симплексного метода, либо мы убеждаемся в противоречивости системы ограничений. Таким образом, применение симплексного метода распадается на два этапа: нахождение допустимого базисного решения системы ограничений или установление факта ее несовместности; нахождение оптимального решения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|