Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фома Аквинский (1221-1274).



Фома Аквинский (1221-1274).

Фому Аквинского можно назвать, пожалуй, самым авторитетным средневековым мыслителем. Будучи канонизированным католической церковью, он также стал авторитетом в философском мире. Философия Фомы Аквинского в основе своей базируется на философии Аристотеля, которую он ассимилировал, чтобы доказать истины христианства. Фома смог в своей философии соединить веру и разум и при этом не исказить ортодоксального христианства. Главные работы Фомы Аквинского – «Сумма против язычников» и «Сумма теологии» (1595).

1) Прочитайте фрагмент из «Суммы теологии» Фомы Аквинского, который представляет собой полемику Фомы Аквинского с Аристотелем, обозначенным в тексте как Философ. Ответьте на вопросы: a) какой проблематике (онтологической или гносеологической) посвящен данный фрагмент?; b) в чем Фома Аквинский не согласен с Философом и как он аргументирует свою позицию?

Кажется, что в человеке есть другая форма помимо мыслительной души. Ибо Философ говорит, что душа есть «акт естественного тела, обладающего в потенции жизнью». Стало быть, душа относится к телу, как форма к материи. Но тело обладает какой-то субстанциональной формой[1], благодаря которой оно есть тело. Следовательно, душе предшествует в теле какая-то субстанциональная форма, благодаря которой оно есть тело. Следовательно, душе предшествует в теле какая-то субстанциональная форма.<…>Кроме того, человеческое тело есть смешанное тело. Смешение же не происходит только соответственно материи, ибо тогда оно было бы лишь уничтожением. Следовательно, нужно, чтобы в смешанном теле оставались формы элементов, которые суть субстанциональные формы. Следовательно, в человеческом теле есть другие субстанциональные формы помимо мыслительной души. Однако напротив, у одной вещи есть одно субстанциональное бытие. А субстанциональная форма наделяет субстанциональным бытием. Следовательно, у одной вещи есть только одна субстанциональная форма. Душа же есть субстанциональная форма человека. Следовательно, невозможно, чтобы в человеке была какая-то другая субстанциональная форма, нежели мыслительная душа. <…>Следует сказать, что в человеке нет никакой другой субстанциональной формы, кроме одной лишь мыслительной души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, так виртуально содержит в себе все низшие формы, и одна производит все, что производят в других вещах более несовершенные формы. (Фома Аквинский . Сумма теологии).  

 


[1] Субстанциональная форма дает бытие вещи. Фома Аквинский в данном фрагменте ссылается на учение Аристотеля о четырех причинах бытия, исходя из которого физическая тело человека – это материя, а душа, психика, сознание – это форма, то есть то, что одушевляет тело.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.