Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аврелий Августин Блаженный (354-430):  «верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить».



Аврелий Августин Блаженный (354-430):  «верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить».

Задание 3. Августин Блаженный в «Исповеди» подвергает детальному анализу время. Почему Августин говорит, что существует по сути только одно время настоящее, почему прошлого и будущего не существует? Согласны ли вы с позицией философа, аргументируйте свой ответ:

Ясно одно: будущего и прошлого нет, а потому неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы сказать, что есть настоящее прошедшего, просто настоящее и настоящее будущего. Эти три времени существуют в нашей душе, и нигде более, настоящее прошедшего - это память; просто настоящее - созерцание; настоящее будущего - ожидание. Если это так, то времени действительно три, хотя бы их и называли, как принято: прошедшее, настоящее и будущее. Я озабочен не тем, чтобы спорить о словах; лишь бы люди понимали, о чем они говорят, и знали, что прошедшего и будущего нет. Слова ведь нечасто употребляются в их собственном смысле, и однако же, выражаясь неточно, мы прекрасно понимаем, о чем идет речь» (Исповедь, книга 11, глава XX).

Схоластика

Пьер Абеляр (1079-1142)

Пьер Абеляр − средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт. Один из основоположников и представителей концептуализма. Абеляра называли французским Сократом, величайшим Платоном Запада. Познание, по Абеляру, как таковое осуществляется исключительно с помощью науки и философии. «Познаю то, во что верю», - утверждал Пьер Абеляр. В этом смысле Пьер абеляр может считаться родоначальником рационализированной философии всего западноверопейского средневековья, так как для него не было иной силы, способной создать истинное христианское учение, кроме науки и философии, основанной на логике. Основные труды: «История моих бедствий» (1112); «Диалог между философом, иудеем и христианином», «Введение в теологию».

1)Прочитайте фрагмент, посвященный проблеме соотношения разум и веры, из работы Пьера Абеляра (1079-1142) «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином». Ответьте на вопросы: a) какой проблематике посвящен данный текст (онтологической, гносеологической, аксиологической); b) как относится философ к изречению Григория, о том, что «та вера не имеет цены, коей человеческий разум предоставляет доказательства»; c) что для Абеляра важнее знание или вера?

Философ. О, если бы ты мог доказать, как ты утверждаешь, то, что вы действительно являетесь логиками, вооруженными разумными словесными доводами от той самой, как вы говорите, высшей мудрости, которую по-гречески называете Логосом, а по-латински Словом Божьим! И не дерзайте предлагать мне, несчастному, известное прибежище Григория, говорящего: Та вера не имеет цены, коей человеческий разум предоставляет доказательства (Gregorii Hom. in Evag.XL, Hom.XXVI, 1). Ибо ведь те у вас, которые не в состоянии обосновать воздвигаемую ими веру, для оправдания своего невежества тотчас прибегают к этому изречению Григория. А оно, соответственно их мнению, что делает иное, кроме того, что мы должны быть удовлетворены любыми высказываниями о вере, равно как здравыми, так и глупыми? Ведь если вера меньше всего должна допускать разум к обсуждению, чтобы не утратить заслуги, и если, следовательно, то, во что веришь, не может быть оспорено суждением ума, но тотчас должно соглашаться с предписанным, то сколько бы заблуждений ни насаждала проповедь, ничего нельзя сделать, потому что ничто нельзя опровергнуть при помощи разума там, где разум применять недозволенно. Утверждает идолопоклонник о камне или бревне или каком-нибудь творении: вот – истинный Бог, Творец неба и земли. И какую бы явную мерзость он ни высказал, кто в состоянии опровергнуть его, если разуму совсем не дозволено рассуждать о вере?

Далее Философ говорит: «…Иногда веру нужно защищать и утверждать больше всего при помощи различных доводов, и я хорошо помню об этом в противоположность тем, кто отрицает возможность исследования веры с помощью разума».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.