Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Т Р А С О Л О Г И Я 6 страница



На разрешение трасологической экспертизы могут быть постав­лены различные вопросы. Вот некоторые из них: I. Орудием какого типа или вида оставлены следы на месте происшествия? 2. Не дан­ным ли орудием оставлены эти следы? 3. При каком состоянии пре­грады (закрыты или открыты створки двери) были оставлены следы? 4. Сколько времени понадобилось преступнику на разрушение пре­грады? и т.п. (Более подробно этот вопрос изложен в справочной литературе, посвященной подготовке и назначению судебных экс­пертиз) .

Исследование следов производственных механизмов.

В криминалистике довольно часто приходится изучать и следы производственных механизмов: станков (например, токарных, фрезер­ных, строгальных и т.п.), автоматов (например, по упаковке сига­рет, папирос и т.п.), швейных машин, с применением которых скреп­ляются изделия из кож, мехов, различных тканей, трикотажа или их заменителей при исследовании одежды, обуви, головных уборов, белья, упаковочной продукции (например, ящиков, коробок), полигра­фической продукции (например, книг, брошюр, тетрадей и т.п.); линотипов, домкратов, пломбировочных тисков и т.д. Перечень этих производственных механизмов практически не ограничен, потому что любой механизм либо его следы могут стать объектом криминалисти­ческого исследования.

В настоящее время в криминалистике нет единой классификации производственных механизмов и инструментов, отвечающей интересам криминалистики. Однако уже и сейчас криминалистика располагает некоторыми данными об особенностях отождествления ряда производ­ственных механизмов по произведенным на них изделиям, начиная от автоматов для укупорки бутылок и банок до швейных машин, на ко­торых скрепляются разнообразныз изделия, от механизмов по изго­товлению фарных рассеивателей до поточных линий, на которых про­изводятся сложные изделия. Эти данные включают сведения о конст­рукции механизмов и технологии производственных операций, в про­цессе которых формируются следы, используемые при трасологичес­ких исследованиях. Следы эти бывают объемными и поверхностными, динамическими и статическими. Однако, в отличие от следов орудий взлома, производственные механизмы оставляют свои следы в более или менее стабильных условиях. Поэтому на множестве воспринимаю­щих объектов остаются почти одинаковые следы, если объекты изго­товлены при помощи одного и того же механизма. Каждая группа про­изводственных механизмов оставляет свои виды следов. Изучая эти следы экспертным путем, криминалиста устанавливают не только кон­кретный механизм, на котором были изготовлены те или иные объекты, но в ряде случаев устанавливают и предприятие, где имеются данные механизмы, оператора.

Идентификация целого по частям В связи с событием преступления предметы, составлявшие ранее целое, оказываются нередко разделенными на части, например, стек­ло разбито на осколки, дужка замка отделена от корпуса и т.п. В таких случаях установление того факта, что части относятся к од­ному целому, имеет иногда немаловажное доказательственное значе­ние.

В установлении целого по частям используются в основном тра-сологические методы исследования. Но вместе с тем здесь большую роль играют физические, химические и биологические методы иссле­дования вещества, из которого состоят части разобщенного объекта или следы на этих частях. Из теории криминалистической идентифи­кации известно, что в криминалистике различают три вида установ­ления целого по частям: I) однородных (т.е. монолитных) предме­тов (например, клинок ножа); 2) составных предметов, т.е. пред­метов, состоящих из соединенных между собой деталей (например, замок, автомобиль); 3) комплектов предметов, т.е. совокупности однородных или составных предметов, которые объединены не физи­ческим состоянием, а совместным использованием или хранением (например, кинжал и ножны).

Чаще всего целое по частям в криминалистике устанавливается путем совмещения частей по линии, или точнее, по плоскости раз­деления. В последние 10-15 лет разработаны новые приемы и методы установления целого по частям и при отсутствии единой плоскости разделения. Сейчас изучены признаки изготовления фарных рассеивателей, позволяющие идентифицировать их осколки, т.е. устанавливать целое по частям в ряде случаев даже и при отсутствии между ними единых плоскостей разделения. Имеется трасологическая мето­дика установления целого по частям при отсутствии единых плоскос­тей расчленения у изделий из древесины (например, обломки черенка лопаты), у изделий из металла (например, лезвие бритвы слома­но, и части не имеют между собой общих плоскостей расчленения) и др. В тех случаях, когда отсутствуют трасологические признаки на поверхности объектов, разделенных на части, проводят исследо­вание их внутренней структуры, используя химические, физические, биологические и иные методы исследования. Конечно, эти исследо­вания уже выходят за пределы возможностей трасологии, и здесь нами не рассматриваются.

Вопрос 5. СЛЕДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Нередко на местах происшествий удается обнаружить следы транспортных средств. Наиболее часто эти следы возникают в ре­зультате дорожно-транспортных происшествий. Эти следы можно классифицировать по разным основаниям:

1. По условиям образования следы могут быть объемными, поверхностными, комбинированными (т.е. одновременно образуются поверхностные и объемные следы). В свою очередь объемные под­разделяются на вдавленные и объемного наслоения, а поверхностные подразделяются на следы наслоения и отслоения.

2. По механизму образования следы транспортных средств под­разделяются на статические и динамические. Статические делятся на следы: качения колес, давления траков, стоянки. Динамические на следы: пробуксовки, торможения, юза, заноса, волочения, скольжения полозьев.

Все названные виды следов, за исключением динамических, от­носительно неплохо передают признаки следообразующего объекта и оказываются в основном пригодными для отождествления.

3. По источнику происхождения следы могут быть образованы:

а) ходовыми частями транспортных средств, т.е. протекто­рами шин (например, автомобилей, тракторов, мотоциклов, комбайнов и пр.), траками гусениц (например, тракторов, снегоходов, вездеходов и др.), колесами и полозьями гужевого транспорта (повозок, телег и пр.);

б) выступающими деталями различных частей транспортных средств, т.е. передних (бамперов, крыльев, фар и пр.), задних (бамперов, номэрных знаков, буксирных крюков и пр.), боковых (бортов, подножек, ручек и пр.), нижних (картеров; деталями под­вески и пр.).

Эти следы представлены такими видами, как следы-отпечатки (т.е. следы ходовых и иных деталей транспортного средства), сле­ды-предметы и вещества, следы - детали вещественной обстановки (во-первых, к ним относятся отделившиеся детали, обломки транспорт­ного средства, части перевозимого груза, вещи пассажиров, водите­ля и т.п.; во-вторых, они включают предметы, обломки, детали, от­делившиеся от окружающих предметов, других транспортных средств, дорожного покрытия, части тела и одежды потерпевших; в-третьих, сюда же относятся сами транспортные средства, участвовавшие в происшествии.

Эти следы могут быть обнаружены на дорожном покрытии, на транспортных средствах - участниках транспортного происшествия и других преступлений, на одежде и теле потерпевших, на объектах, _ окружающих дорожное покрытие (например, в откосах, кюветах, на столбах, деревьях и пр.), на других транспортных средствах; а также изменения в окружающей среде, появившиеся как опосредствованный результат участия или использования транспортного средства в событии преступления.

Следы ш и н - это наиболее часто встречающиеся объекты при расследовании различных видов преступлений. Они несут информацию о внешнем строении шин, модели и характере движения транспортных средств. Шины делятся на два типа: для легковых (в т.ч. микроавтобусов типа "РАФ-977 Ниса" и др., легковых грузови­ков, например, УАЗ-452 и др.) и грузовых автомобилей (например, КамАЗ, БелАЗ-540 и пр.).

По эксплуатационным и конструктивным характеристикам шины подразделяются на такие виды: I) с дорожным рисунком протектора; 2) универсальным (комбинированным) рисунком; 3) рисунком протек­тора повышенной проходимости; 4) зимним рисунком; 5) широкопрофильные и арочные шины; 6) со съемным протектором; 7) с регули­руемым давлением воздуха; 8) для спортивных и гоночных автомобилей.

При фиксации (правила фиксации и порядок изъятия следов тран­спортного средства изложены в учебниках по криминалистике и спра­вочной литературе; наиболее полно этот вопрос изложен в работе А.Н.Басалаева и В.А.Гуняева "Следы транспортных средств. - Л., 1984) и изъятии следов протектора необходимо иметь в виду, что для получения полной информации о строении его рисунка необходи­мо сфотографировать или изготовить слепок с такого участка следа, который бы соответствовал длине части окружности шины, содержа­щей все элементы рисунка протектора. Для следов шин легковых ав­томобилей это участок составляет не менее 450 мм, мотоциклов и мотороллеров - 70 мм. При ширине следа беговой дорожки шин грузо­вых автомобилей до 300 мм длина такого участка должна быть 350 мм, при большей ширине беговой дорожки - 510-600 мм.

Наружный диаметр шины может быть установлен по выявленным в следе двум последовательным отображениям одной и той же особен­ности (трещины, заплаты и пр.) или двум окрашенным чем-либо отпе­чаткам одного и тоги же участка протектора. Для этого необходимо измерить расстояние между этими участками и, установив длину окружности, по формуле Д = ----   вычислить наружный диаметр шины.

Кроме рисунка протектора, ширины беговой дорожки и наружного диаметра, шины могут иметь и другие признаки, например, сдвиг элементов рисунка протектора, отсутствие отдельных элементов, их искажение, степень изношенности рисунка, наличие шипов противо­скольжения, дефекты беговой дорожки (например, трещины, участки без рисунка, заплаты и пр.).

При предварительном трасологическом исследовании следов тран­спортного средства можно установить тип и вид, марку и модель транспортного средства, размерную группу или модель шины, а также конкретный экземпляр шины.

В ряде случаев в следах шин отображаются признаки ходовых частей транспортных средств - это колея, база, количество колес и осей, а также модель шины. Это основные параметры автомобиля, отобра­жающиеся в следах.

Колея - это расстояние между средними линиями беговых доро­жек одинарных шин или между средними линиями промежутков сдвоен­ных колес, расположенных на одной оси.

Поскольку во время прямолинейного движения следы передних колес полностью или частично уничтожаются задними, колею передних колес при благоприятных условиях можно установить по следам пово­рота. Колея средних осей трехосных и имеющих большее количество осей транспортных средств соответствует колее задних колес.

База - это расстояние между передней и задней осями у двух­осного транспортного средства, между передней и средней плюс по­ловина расстояния между средней и задней осями у трехосного транспортного средства. Эта база в справочниках обозначается двумя числами, соединенными знаком "+".

Количество колес и осей устанавливается по следам, образо­вавшимся во время стоянки транспортного средства. Иногда их количество возможно определить по следам разворота с применением заднего хода.

Для определения типа, марки и модели транспортного средства недостаточно отображения какого-либо одного признака - колеи, базы и т.д. Чем больше совокупность признаков, отобразившаяся в следах, тем с большей точностью и достоверностью можно говорить о типе, марке и модели транспортного средства.

Обнаружение извилистого следа одного из колес транспортного средства может свидетельствовать об изгибе диска колеса или сла­бой затяжке гаек его крепления к ступице.

Извилистые парные следы характерны для колес прицепов. При этом извилистость в отображении протекторов шин возникает при одновременном отклонении правых и левых колес прицепа в ту или иную сторону от линии направления движения основного транспортно­го средства. О наличии прицепа можно узнать и по следам, образо­вавшимся на стоянке транспортного средства.

Для сужения группы транспортных средств нужно использовать и такие признаки, как установка на одном транспортном средстве шин различных моделей или неодинаковая направленность рисунка протектора одной и той же модели шин на колесах.

В случае, когда на месте происшествия обнаружены следы ко­лес, по которым можно установить размерные характеристики ходо­вой части транспортного средства (т.е. его колею, базу, количество колес и осей), а также модель шин, производятся соответст­вующие измерения, и полученные данные используются для определе­ния конкретной модели или нескольких моделей транспортных средств, имеющих одинаковые или близкие характеристики, - по справочным таблицам в специальной литературе.

Если по следам колес установлены обе колеи, причем колея задних колес больше или меньше колеи передних колес на 200-300 мм можно сделать вывод, что следы оставлены грузовым автомобилем или автобусом, у которого на задней оси вместо спаренных колес уста­новлены одинарные.

При определении модели транспортного средства по следам ко­лес необходимо учитывать, что колеи некоторых из них совпадают или незначительно различаются, шины различных моделей и размеров можно взаимозаменять, если они имеют одинаковый посадочный диа­метр и незначительно отличаются по ширине или профилю.

Если обнаружен одиночный след колеса, то по нему с помощью справочных данных устанавливается модель шины, а затем и модель транспортного средства, на котором она может быть установлена.

Для установления модели шины по полно и четко отобразивше­муся рисунку протектора и ширине беговой дорожки необходимо про­вести следующее: измерить ширину следа и составить общее пред­ставление о рисунке протектора; произвести сравнение этого ри­сунка с рисунками протекторов, помещенными в справочные таблицы, и выбрать сходные; из числа сходных рисунков выбрать те, ширина беговых дорожек которых совпадает с шириной дорожки шины, отобра­зившейся в исследуемом следе. При этом необходимо учитывать, что ширина беговой дорожки, определенная по следу, может быть несколь­ко больше приведенной в справочной литературе (для легковых авто­мобилей - на 15 мм, для грузовых - на 25 мм). Если после прове­денного сравнения модель шины не будет установлена, то дальней­шее исследование следует поручить проводить эксперту-криминалисту.

В случае, когда беговая дорожка шины отобразилась неполно по ширине, а элементы рисунка – отчетливо, необходимо направить след на экспертизу. Если след образован боковой поверхностью ши­ны, то его исследование рекомендуется также поручить эксперту.

 Следы, образованные выступающими деталями транспортного средства или отделившимися деталями, измеряются и анализируются по конфигурации. Полученные данные сравниваются по справочными данными для установления моделей транспортных средств, которые могут иметь такие же детали. (Более подробно о возможности опре­деления типа, марки, модели транспортного средства можно узнать из работы А.Г.Чубченко и др. "Определение типа, марки, модели автотранспортного средства по следам шин, выступающих частей и осколкам светосигнальных приборов". - М.: ВНИИ МВД СССР, 1987).

Государственный номер (или его часть) может быть определен по зеркальному отображению, которое в ряде случаев образуется при его контакте с такими объектами, как снег, мягкий грунт, одежда потерпевшего. (Пример из практики г. Томска - часть госномэра зеркально отобразилась на снегу). Осмотр одежды в таких случаях необходимо производить при различных углах совещания и использовать источник ультрафиолетовых лучей.

Цвет покраски кузова и отдельных его частей или участков определяется по цвету отделившихся кусков краски и ее наслоений в следах. При этом необходимо учитывать, на какой высоте от уров­ня грунта (дороги) находятся наслоения краски, их контуры и раз­меры.

Повреждения, возникающие на транспортных средствах в резуль­тате происшедшего события, определяются по характеру следов ото­бражения и разрушений, образовавшихся при контакте транспорта с другими объектами, по виду и количеству частей (обломков), отде­лившихся от транспортного средства.

Посторонние вещества, попадающие на транспортное средство, используются при его розыске. О наличии этих веществ можно судить на основании анализа механизма происшедшего события с учетом ви­да объектов, с которыми контактировали отдельные части транспорт­ного средства. Посторонние вещества могут быть занесены на тран­спортное средство водителем и другими лицами, находившимися на месте происшествия или пользовавшимися транспортным средством. (Более подробно и полно о возможности предварительного решения вопросов по установлению транспортных средств по отделившимся частям, деталям и следам контактного взаимодействия, по установ­лению механизма дорожно-транспортного происшествия, - например, о месте, линии, угле столкновения, - по следам можно прочитать в книге "Предварительные криминалистические исследования матери­альных следов на месте происшествия" - М.: ВНИИ МВД СССР, 1987).

Определение направления движения транспортных средств Определить направление движения транспортного средства по­зволяют различные признаки, оставляемые им на месте происшествия, которые необходимо занести в протокол осмотра. Однако вывод о на­правлении движения транспортного средства в протокол не заносит­ся, хотя и используется для розыска транспорта. Этими признаками являются следующие: I. Уменьшение интенсивности окраски поверх­ностного следа качения колеса в сторону направления его движения (если предварительно колесо проехало по красящему веществу). 2. При переезде колеса через лужи, жидкую грязь, фрукты, овощи и аналогичные предметы жидкость разбрызгивается вперед по ходу движения. Такие же следы оставляют мозговое вещество и кровь сбитых людей и животных. 3. Жидкие вещества, выделяющиеся из различных узлов транспортного средства или из перевозимого им груза (например, молоко, вода, цементный раствор и пр.), попадая на дорогу, образуют следы каплеобразной формы, острые окончания которых направлены в сторону движения транспортного средства. 4. На стоянках у грузовых автомобилей отображаются задние спаренные колеса, а в сторону направления движения - передние одно­скатные. 5. Угол рисунка в следе протектора типа "елочка" рас­крыт в сторону движения (если шина смонтирована правильно на ступице обода). 6. Более четкая и узкая часть пятна от выхлоп­ных газов стоявшего транспортного средства на снегу или асфальте обращена в сторону движения. 7. В тех случаях, когда транспорт­ное средство движется по мягкому грунту или глубокой узкой ко­лее, переломанные колесами концы палок, веток, соломинок и дру­гих предметов будут обращены в сторону движения. 8. Стебли по­мятой травы, кустарников в следах качения обращены в сторону движение,а также другие признаки (более подробно и полно о них можно узнать из работы Е.И.Зуева и В.Е.Капитонова "Трасологичес­кие исследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях". М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. - С. 55-65).

Подготовка материалов для экспертного исследования следов транспортного средства

На экспертизу по следам шин необходимо, в частности, на­правлять сами эти следы или слепки этих следов, фотоснимки, негативы, копии поверхностных следов. Иногда - протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (если необходимо уста­новить модель транспортного средства), в котором были зафиксиро­ваны технические данные транспортного средства, установленные в результате осмотра: колея, количество следов задних колес, база.

При решении вопроса о том, какие образцы и в каком количест­ве должны быть представлены эксперту, следует исходить из того, какие следы были обнаружены на месте происшествия: объемные, по­верхностные, одиночные, сдвоенные, беговой части протектора или боковины, оставленные передней или боковой частью транспортного средства. Основная цель получения образцов - добиться четкого отображения признаков транспортного средства в условиях, приближенных к условиям места происшествия. Признаки, по которым будет проводиться сравнение, в образцах должны быть отражены в том же виде и объеме, что и в следах на месте происшествия. Например, поверхностные следы шин получают путем прокатывания шины по окрашенной краской поверхности асфальта или гладкой доски, затем окрашенная таким образом шина прокатывается по полосе бумаги (по обратной стороне обоев). Объемные экспериментальные следы шин получают на влажном мелкоструктурном грунте, по которому проез­жает медленно транспортное средство с предварительно очищенными от грязи колесами.

Две группы задач позволяет разрешить судебно-криминалистическая экспертиза следов транспортных средств. Первая группа -это иде нтификационные задачи. Они бывают трех типов: установление вида и модели транспортного средства по следам (групповая принад­лежность или групповая идентификация); отождествление ходовой или иной части (детали) транспортного средства по следам (индиви­дуальная идентификация) и установление взаимной принадлежности частей (разновидность идентификации целого по частям). Вторая группа задач - это диагностические задачи. Они бывают следующих типов: определение механизма и последовательности возникновения следов ДТП; определение направления движения и места столкнове­ния (наезда) транспортных средств; определение соответствия об­наруженных следов конкретным обстоятельствам, которые могли иметь место в момент ДТП; определение на основе имеющихся следов взаимного положения участвовавших в происшествии транспортных средств, потерпевших и т.п.

Таким образом, в данном вопросе были рассмотрены классифи­кация, виды, признаки следов транспортных средств, показаны воз­можности предварительного исследования этих следов, возможности судебно-экспертного исследования данных объектов.

 

Вопрос 6. ПРЕДМЕТЫ КАК СЛЕДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Средствами и методами трасологического исследования предме­тов, как следов преступления, решаются в основном две группы за­дач: I. Диагност ические. 2. Идентификационные.

Диагностические задачи позволяют устанавливать фактические данные, относящиеся к состоянию самих предметов, если эти пред­меты были (или могли быть) подвергнуты преступному воздействию в связи с совершением преступления. Обычно необходимость решения этих вопросов возникает в связи с осмотром и исследованием раз­личного рода ограждающих приспособлений, запирающих и сигнальных устройств (замков, пломб и др.), которые преступник преодолевает для достижения своей цели.

Идентификационные задачи позволяют определить источник про­исхождения отдельных предметов или их частей, обнаруженных на месте происшествия или изъятых у подозреваемого (обвиняемого), отождествить орудия и инструменты, применявшиеся преступниками при преодолении предметов (преград). Здесь исследуются в основ­ном средства совершения преступления, обнаруженные на месте про­исшествия, объекты преступления, похищенные и изъятье у преступ­ника предметы, части расчлененных предметов.

Осмотр и криминалистическое исследование замков

Механизмы и приспособления, которыми запираются те или иные объекты (хранилища, машины, приборы и т.п.), подразделяются на две основные группы запирающих устройств: замки и запирающие при­способления или, по-иному, запоры. Запоры - это приспособления, которые запираются и отпираются без ключей. Они подразделяются на самостоятельные (задвижки, щеколды, крючки, защелки и т.д.), предназначенные для запирания, и вспомогательные (кольца, петли, пробои), являющиеся дополнениями к замкам. Замки - это устройства для запирания чего-нибудь ключом. Замки могут быть открыты с на­рушением и без нарушения их целостности.

Замки бывают автоматические (самозапирающиеся) и неавтомати­ческие. Замки подразделяются на постоянные и висячие. Постоянные бывают врезные и прирезные (накладные). Они наглухо крепятся к преграде. Висячие запирают хранилища при помощи сцепления имею­щихся на нем вспомогательных приспособлений (колец, пробоев и пр.) через которые продевается дужка навесного замка.

Все замки по особенностям запирающего механизма, подразделяются на цилиндровые, кодовые, винтовые, магнитные, сувальдные, пружинные, реечные. По назначению замки делятся на дверные, ме­бельные, приборные, гаражные, сейфовые и другие. По сложности заирающего устройства замки можно классифицировать на простые (пружинные, некоторые цилиндровые и сувальдные), средней сложности (число вариантов ключей до 2000), сложные (число вариантов ключей до 500000), особо сложные (число вариантов ключей свыше 500000).

Контрольные замки, в частности бывают простой и сложной конструкции. Основное назначение этих замков состоит в том, что­бы можно было установить по цельности контрольной бумажки, от­крывался ли замок.

Наиболее распространены следующие способы преступного отпи­рания замков: I. Отжатие ригеля. 2. Отпирание замков подобранны­ми или поддельными ключами, отмычками. 3. Отламывание или отгибание ключевой стойки с последующим введением отмычек. 4. Выры­вание, перепиливание, перекусывание, разруб дужки замка. 5. Раз­рушение короба замка.

Отжим ригеля замка может быть произведен путем нажатия на ригель плоским или заостренным орудием через щель между дверью и дверной коробкой. В этом случае на ригеле могут быть обнаружены следы орудия взлома в виде линий или насечек на торце и боковой поверхности ригеля, передней планке личинки (запорной планке). Кроме того, следы остаются на ребре переднего бруска обвязки, на­личнике, дверной коробке. Если представляется возможность отжать дверь от дверной коробки на промежуток, равный размеру выдвинуто­го ригеля, то дверь с врезным замком может быть вскрыта и без от­жима ригеля (новый способ).

Перепиливание и перекусывание дужки замка производится в тех случаях, когда замок (висячий) навешен на массивное приспособле­ние. В этих случаях криминалистическое значение приобретает не только характер повреждения, но и наличие опилок, а также других следов использования орудий взлома. При перепиливании (перекусывании) дужки следы образуются на дужке и коробке замка, на по­верхности накладки. Кроме следов пилящего предмета или перекусы­вающего инструмента на торцах распила (перекуса), на дужке могут быть обнаружены запилы, царапины, потертости. Вблизи от места прикрепления замка на дверном полотне, коробе, обвязке могут по­явиться следы ударов ("утыкания") концов или деталей конструкции пилящих (перекусывающих) инструментов.

Вырывание дужки производится в висячих замках. При этом ис­пользуют металлический предмет, который как рычаг отрывает дуж­ку от ригеля. В этом случае может деформироваться дужка, повредиться ригель, появятся следы на запирающем конце дужки и корпу­се замка. В местах крепления запирающих устройств могут быть об­наружены следы от орудия взлома.

При рассверливании или стачивании заклепок спиральных пру­жин штифтов патронов цилиндрового замка для извлечения штифтов из цилиндра следы остаются на боковой поверхности короба замка, на внутренней поверхности гнезда для штифтов. Могут наблюдаться следы на двери, накладке и др. Этому способу взлома сопутствуют микрообъекты (опилки, стружки, мелкие частицы элементов пилящих или рассверливающих инструментов и пр.).

При отделении (сверлении или выпиливании) врезного (прирез­ного) замка от дверного полотна следы могут образоваться по кон­туру короба замка на.двери и на поверхности короба замка, обра­щенной наружу. В этом случае тоже образуются микрообъекты (опил­ки, стружки и пр.), на обнаружение которых следует обратить вни­мание .

При осмотре замков, вскрытых с использованием отмычек или подобранных ключей, в ряде случаев невозможно обнаружить следы взлома, т.к. они остается на внутренних частях короба замка и механизме. Однако при этом наблюдается нарушение расположения штифтов или сувальдин: они могут быть расшатаны или сломаны.

В случаях инсценировки кражи со взломом на замках могут быть обнаружены следы, не соответствующие механизму и способу взлома, зачастую отсутствуют микрообъекты. При инсценировке кра­жи преступники наносят не только несоответствующее количество следов, но и оставляют их в местах, где их.не должно быть. Во­прос об инсценировке можно решить в случае правильной фиксации результатов осмотра и при четком знании того, что нужно изымать с места происшествия.

При наличии следов постороннего отпирания или взлома замка необходимо изъять с места происшествия замок и ключи, принадле­жащие этому замку. Если замок не отделился от места крепления, необходимо извлечь его. Следы орудий, примененных для взлома, носят, как правило, множественный характер и остаются не только на замке, но и на дверях, обвязке. Это следует учитывать при осмотре места происшествия. Нэобходимо тщательно осмотреть пол (или грунт) под местом расположения замка с целью отыскания мик­рообъектов, орудий взлома, а также оброненных преступником отмычек, ключей, следов преступника и пр. Нельзя допускать экспери­ментального отпирания или запирания изъятого замка на месте про­исшествия» этим самым будут уничтожены следы, имеющиеся на зам­ке. (Пример из практики г. Новосибирска - изнасилование и убий­ство).

При осмотре замка в протоколе следует указать следующее:

местонахождение замка, т.е. навешен на пробой, лежит на полу, укреплен в двери и пр., и измерить местонахождение замка от двух постоянных (неподвижных) ориентиров; вид замка по способу креп­ления, по устройству, по форме и размерам, цвет металла замка; маркировочные обозначения; отпертое или запертое положение риге­ля или дужки навесного замка на момент осмотра и их состояние (погнуты, поломаны, имеют следы); повреждения на внешней поверх­ности замка (если они имеются, - их форму, размеры и расположе­ние); наличие или отсутствие следов папиллярных узоров (если имеются эти следы, то их следует описать подробно, указав тип, разновидность узоров, механизм образования, количество, располо­жение, форму и размеры, способ выявления и обнаружения); наличие или отсутствие на замке посторонних микрообъектов (краски, ржав­чины, крови и пр.); состояние связанных с замком запорных при­способлений (пробоев, накладок и пр.); форму, размеры, располо­жение следов орудий взлома на двери, прилегающих участках обвяз­ки (косяках), стенах и пр.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.