Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция № 8. Осложнение предложения вводными компонентами.



Лекция № 8. Осложнение предложения вводными компонентами.

1. Вводно-модальные слова как функционально-прагматическое средство.

2. Типы вводных компонентов по функции (модальные, эмоциональные, союзные и др.). Синонимия, антонимия, омонимия вводных конструкций

 

 

  1. Вводно-модальные слова как функционально-прагматическое средство.

 

Функция вводных компонентов заключается в обозначении отношения говорящего к собственному высказыванию. Это отношение адресовано собеседнику и призвано помочь ему правильно вое принять мысль, волю, чувства говорящего. Оно является многосторонним: включает оценку достоверности сообщения, указание на его источник, проявление внимания к адресату, эмоциональную оценку и пр. Все эти аспекты высказывания имеют в русском языке соответствующие средства в виде вводных слов, вводи их словосочетаний, а также типизированных вводных предложений.

Вводные компоненты не входят в структуру предложения, не являются его членами, не имеют грамматической связи с члена ми предложения. В этом плане они факультативны для предложения. Но для участников общения они очень важны как функционально-прагматическое средство.

Значение вводных компонентов имеет отвлеченный грамматический характер. Они утратили лексическую конкретность, и индивидуальность и выступают как носители абстрактной семантики

Общие свойства вводных слов заключаются в следующем:

1.   значение их имеет добавочный характер по отношению к смыслу всего предложения.

2. эти осложняющие компоненты характеризуются относительной обособленностью строения и интонацией, которая на письме передается запятыми, тире, скобками, а иногда даже сочетанием знаков. Эти осложняющие слова и словосочетания не похожи на члены предложения, не вступают с ними ни в сочинительную, ни в подчинительную связь. Поэтому в традиционной грамматике они названы «словами, грамматически не связанными с основным предложением». Однако исследования последних лет обнаруживают лексико-семантические и грамматические средства связи вводных компонентов с основным предложением, т.к. они формировались с разной степенью утраты предикативности. Некоторые переходили в отдельные предложения (в диалогической речи).

Вводные слова являются одним из средств выражения субъективной модальности в предложении.

 Из морфологических средств выражения вводных слов особенно важны модальные слова, которые образуют особую часть речи, формирующуюся из разных частей речи. Категория модальных слов – это основной лексико-грамматический класс, который обслуживает функции вводных слов. Надо помнить, что термин модальные слова является морфологической категорией, тогда как вводные слова – это категория синтаксиса. Категориальным значением вводных слов является субъективная модальность. Она обобщает значения реальности, достоверности, предположительности. Ядро модальных слов составляют: конечно, вероятно, верно, несомненно, по-видимому, кажется. Из других частей речи функцию вводных слов выполняют существительные : к счастью, в сущности, по счастью; прилагательные: самое главное, самоне важное; наречия: вернее, короче, проще, наконец, кстати; глагольные формы: полагаю, говорят, рассказывали, признаться, слыхать.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.