Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 3. Конъюнктура рынка товаров и услуг как фактор эффективного функционирования предприятия



Тема 3. Конъюнктура рынка товаров и услуг как фактор эффективного функционирования предприятия

    Содержание темы:

3.1. Элементы рыночной конъюнктуры

3.2. Спрос и теория потребления

3.3. Предложение

3.4. Конкуренция

3.5. Механизм установления рыночного равновесия

Базовые категории и понятия: рынок, потребительский рынок, рыночная конъюнктура, спрос, индивидуальный спрос, рыночный спрос, величина спроса, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, предложение, закон предложения, эластичность спроса и предложения, точечная эластичность, дуговая эластичность, эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса, спрос функциональный, спрос нефункциональный: социальный (эффект вагона, эффект сноба, эффект Веблена), спекулятивный, нерациональный, коэффициент количественной эластичности, товар Гиффена, конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, внутриотраслевая, межотраслевая конкуренция, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, коэффициент Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана, рыночное равновесие, равновесная цена, излишек потребителя, излишек продавца, равновесие в мгновенном периоде, равновесие в краткосрочном периоде, равновесие в долгосрочном периоде.

 

Вопрос 3.1.    Элементы рыночной конъюнктуры

В общем понимании, рынок – это система взаимосвязей и взаимоотношений между экономическими агентами: производителями,  потребителями, государством и иностранным сектором (в условиях открытой экономической системы), связанная с обменом экономических благ.

Рынок – это система экономических отношений между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех товаров и услуг[1].

Рынок как система взаимоотношений между экономическими агентами, основанная на принципах конкурентной борьбы и механизма рыночного саморегулирования, выполняет ряд функций: посредническую (соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров и услуг), ценообразующую(врезультате установления определенного соотношения спроса и предложения складываются рыночные цены), информационную (уровень и динамика цен информируют о состоянии рынка, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т.д.), регулирующую(из менее выгодных отраслей с понижательной ценовой динамикой ресурсы перетекают в более прибыльные отрасли с высокими ценами, т.е. межотраслевая конкуренция формирует оптимальную структуру экономики), стимулирующую(внутриотраслевая конкуренция стимулирует рациональное использование ресурсов, снижение цен, НТП, повышение качества и разнообразия товаров и услуг, более полное удовлетворение потребностей общества) и оздоравливающую (санирующую)(конкуренция очищает экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности).

Рынки можно классифицировать по различным критериям (табл. 3.1).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.