|
|||
Тема 4.Абсолютные и относительные величины.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 4.Абсолютные и относительные величины. План: 1. Абсолютные величины. 2. Относительные величины.
1. Абсолютные величины. Абсолютные величины характеризуют численность совокупности и объем (размер) изучаемого социально-экономического явления в определенных границах времени и места. Они являются всегда именованными показателями, т. е. имеют какую-либо единицу измерения. Единицы измерения могут быть натуральные, условно-натуральные, стоимостные и трудовые. Выбор единицы измерения зависит от сущности изучаемого явления и конкретных задач исследования. Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство стали оценивается в тоннах, тканей - в квадратных метрах, автомобилей - в штуках и т. д. Натуральные единицы могут быть и составными (сложными). Например, отработанное рабочими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, грузооборот транспорта - в тонно-километрах и т. п. Для учета одного и того же вида продукции могут применяться различные единицы измерения. Делается это для того, чтобы полнее охарактеризовать потребительское назначение продукции и изменение ее состава. Например, производство электродвигателей учитывается в штуках и киловаттах мощности; бумаги - в тоннах и квадратных метрах и т. п. Если некоторые разновидности продукции обладают общностью потребительского свойства, то обобщенные итоги по выпуску этих разновидностей продукции можно получить используя условно-натуральные единицы. В этом случае одна из разновидностей принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому соизмерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета. При обобщении учетных данных на уровне предприятий, отраслей и народного хозяйства широко используются стоимостные единицы измерения. Абсолютные величины подразделяются на две группы: · абсолютные величины, характеризующие объем явления на определенную дату (моментные показатели); · абсолютные величины, характеризующие объем явления за определенный период времени (интервальные показатели). Абсолютные величины первой группы имеют особенность: если они характеризуют объем явления на определенную дату по нескольким единицам (например, стоимость ОПФ по предприятиям фирмы), то их можно суммировать и получить общий объем явления. Если данные характеризуют объем явления по одной единице на несколько моментов (например, стоимость ОПФ на начало каждого квартала), то эти абсолютные величины суммировать нельзя. Абсолютные величины второй группы можно суммировать за одинаковые периоды по нескольким единицам, а также по одной единице за несколько периодов, получая итог за более длительный период. Изучая экономические явления, статистика не может ограничиваться вычислением только абсолютных величин. Анализ - это прежде всего сравнение, сопоставление статистических данных. В результате сравнения получают качественную и количественную оценку экономических явлений, которая выражается в виде относительных величин.
|
|||
|