|
|||
Четвертая Истина ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Четвертая Истина Четвертая Истинна буддизма гласит, что человек может достичь устранения желаний и чувства неудовлетворенности, если будет придерживаться Благородного Восьмеричного Пути или так называемого Срединного Пути. Будда говорил, что во всем следует придерживаться чувства умеренности: не искать максимум возможностей для чувственных удовольствий и не заниматься самоумерщвлением. Восьмеричный путь представляет собой: Правильную речь Правильные действия Правильную жизнь (обстоятельства или средства к жизни) Правильные усилия Правильную внимательность Правильное сосредоточение Правильную мысль Правильное понимание Что подразумевает «правильность» решает для себя сам индивидуум и принимает на себя ответственность за свои действия. Таким образом, он становится более зрелым человеком. Кроме этого, Будда оставил своим последователям конкретные методы, которые помогают достичь такого состояния. Это эффективные средства и медитации, позволяющие раскрыть все положительные качества тела, речи и ума. Будда считал свое учение не последовательной философской системой, а средством достижения просветления. Во всех своих высказываниях он старался подчеркнуть непостоянство всего сущего и призывал своих учеников не следовать его предписаниям слепо, а избрать свой собственный путь. 5. Буддистский культ. Буддийское учение занимает особое место в мировоззрении современных сингалов. Буддизм – это древняя философская система и развитая религия, это также мощный социальный инструмент, испытанное на протяжении тысячелетий орудие государственной власти. Буддизм – это обширная каноническая литература на языках пали и сингальском, а также фольклорные версии различных буддийских историй, джатак (рассказов о прежних рождениях Будды), легенд. Кроме того, буддизм – это специфическая культовая практика. В мировой научной литературе изучению различных аспектов ланкийского буддизма посвящены многие труды. Однако меньшая доля внимания уделена пока именно тому аспекту, который касается практического бытования религии. Повседневная религиозно-ритуальная жизнь обычно принимается как некая очевидная данность. Даже этнографы, изучая духовную культуру народа, его верования, обряды, чаще всего обходят стороной буддийскую культовую практику. Между тем это существенный источник для изучения общей системы традиционного народного мировоззрения, так как через совершение обрядов, исполнение ритуальных предписаний более всего проявляются подлинные представления народа о законах миропорядка, его отношение к проблемам бытия, тем более что религиозный образовательный уровень среди сингальских буддистов многоступенчат.
6. Хинаяна и махаяна. Общее и частное. Хинаяна – малая колесница, узкий путь спасения. Последователи Хинаяны полагают, что спасение может достичь только тот, кто полностью посвятил себя религиозной жизни, то есть монашествующий. Отсюда и название – узкий путь спасения. Это ортодоксальная форма буддизма, верная первоначальным формам религии. Догматика и форма – Хинаяма. Махаяна– большая колесница, широкий путь спасения. Последователи Махаяны полагают, что спасения могут достичь не только монахи, но и все верующие. Махаяна возникает на рубеже нашей эры. Первым Махаяна использует буддийский мудрец Ашвагоша, который создал «Рассуждение о пробуждении веры в Махаяну». Идеологом Махаяны признается другой мудрец Нагараджуна, живший в середине 2 века н.э. После смерти Будды, текст его проповедей был похищен злыми демонами, а все, что осталось, не хватало. Нагараджуна смог попасть во дворец к демонам и вернуть истинный текст проповедей Будды. Чем отличаются Хинаяна и Махаяна: 1. Хинаяна и Махаяна отличаются по основному догмату. Догмат о страдании в Хинаяне. В Махаяне – догмат о пустоте, в соответствии с которым настоящая жизнь рассматривается, как ничто, иллюзия, от которой необходимо избавиться и стремиться к достижению истинного бытия. Этим истинным бытием является Нирвана. 2. Хинаяна и Махаяна отличаются догматом о Нирване. В Хинаяне Нирвана – это угасание, исчезновение, отсутствие страданий, ощущений. В Махаяне – это истинное бытие, полное блаженства. Нирвана приобретает черты со временем, райского наслаждения. 3. Догмат и Будда. И Хинаяна и Махаяна - политеистические религии, признают существование множества богов, однако в Махаяне значительно больше Будд (богов), которые имеют имя. Связывают с тем, что буддизм, распространяясь на территорию Северной Индии и Китая, вбирал в себя местных богов, как воплощений будды. 4. В Хинаяне изображение богов запрещено, а в Махаяне изображение разрешено. 5. Отличается догматом о Бодхисатвы. В Хинаяме Бодхисатвы – это те, кто своей праведной жизнью достигли возможности погружения в Нирвану, однако остаются на пути к ней для того, чтобы указывать этот путь другим людям. В Махаяне Бодх. – это проповедники Махаяны, которые своими проповедями помогают достичь Нирваны верующим. 6. Отношением к светской жизни, мирским делам. Последователи Хинаяны считают, что необходимо отречься от всего земного, посвятить себя религиозной деятельности. Последователи Махаяны настаивают на активном участии в социальных преобразований. 7. Отличаются укладом жизни духовенства. Хинаяна – по сути дела начальная, ортодоксальная форма буддизма, характерна жизнь в монастырях, убежища монахов в период дождей. Как только период дождей заканчивался, монахи продолжали свой путь учения людей, проводили время в духовных сессиях. Странстующая жизнь монахов, небольшие небогатые монастыри, небольшие пожертвования. В Махаяне монастыри – это прекрасные здания, с великолепной архитектурой и безбедная жизнь монахов, значительные пожертвования. 8. Отличаются каноническими источниками. В Хинаяне единственным каноническим источником признается Типитака. А Махаяна, кроме Типитаки, признает учения Ашвагоши и Нагараджуни. Темы рефератов:
1. Ламаизм (Тибетский буддизм). 2. Дзен-буддизм и его особенности. 3. Чань-буддизм и его особенности. 3. Трипитака
ЛІТЕРАТУРА 1. Васильєв Л.С. История религий Востока. — М., 1988. 2. Гараджа В.И. Религиоведение. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — 350 с. 3. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. 4. Основы религиоведения: Учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И.Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. — 4-е изд., перераб. идол. —М.: Высш. шк., 2004. 5. Религиоведение: Учеб. пособие и учеб. слов.-минимум по религиоведению. — М.: Гардарики, 2002. 6. Религиоведение: Хрестоматия: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. — М.: Книжный дом: Университет, 2002. 7. Токарев С А. Религия в истории народов мира. — М., 1986. 8. Угринович Д.М. Психология религии. — М., 1985. 9. Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. — М., 1986. 10.Буддизм и государство на Дальнем Востоке. — М., 1987. 11.Корнев В.И Буддизм — религия Востока. — М., 1990. 12.Рамна Т. и др. Третий глаз: О религии, культуре и быте тибетцев. —Л., 1991.
|
|||
|