Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ КАК ЭТАП РЕЛИГИОЗНОЙ



№3.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ КАК ЭТАП РЕЛИГИОЗНОЙ

ЭВОЛЮЦИИ.

.

Ключевые понятия: Будда, сангха, типитака, хинаяна, махаяна, сансара, нирвана, благородные истины.

 

Задания к семинару: 1. Законспектируйте основные положения.

2. Выпишите определения основных понятий.

3. Составьте сравнительную характеристику хинаяны и махаяны (вопрос №6).

1. Хинаяна и Махаяна отличаются по основному догмату. Догмат о страдании в Хинаяне. В Махаяне – догмат о пустоте, в соответствии с которым настоящая жизнь рассматривается, как ничто, иллюзия, от которой необходимо избавиться и стремиться к достижению истинного бытия. Этим истинным бытием является Нирвана.

2. Хинаяна и Махаяна отличаются догматом о Нирване. В Хинаяне Нирвана – это угасание, исчезновение, отсутствие страданий, ощущений. В Махаяне – это истинное бытие, полное блаженства. Нирвана приобретает черты со временем, райского наслаждения.

3. Догмат и Будда. И Хинаяна и Махаяна - политеистические религии, признают существование множества богов, однако в Махаяне значительно больше Будд (богов), которые имеют имя. Связывают с тем, что буддизм, распространяясь на территорию Северной Индии и Китая, вбирал в себя местных богов, как воплощений будды.

4. В Хинаяне изображение богов запрещено, а в Махаяне изображение разрешено.

5. Отличается догматом о Бодхисатвы. В Хинаяме Бодхисатвы – это те, кто своей праведной жизнью достигли возможности погружения в Нирвану, однако остаются на пути к ней для того, чтобы указывать этот путь другим людям. В Махаяне Бодх. – это проповедники Махаяны, которые своими проповедями помогают достичь Нирваны верующим.

6. Отношением к светской жизни, мирским делам. Последователи Хинаяны считают, что необходимо отречься от всего земного, посвятить себя религиозной деятельности. Последователи Махаяны настаивают на активном участии в социальных преобразований.

7. Отличаются укладом жизни духовенства. Хинаяна – по сути дела начальная, ортодоксальная форма буддизма, характерна жизнь в монастырях, убежища монахов в период дождей. Как только период дождей заканчивался, монахи продолжали свой путь учения людей, проводили время в духовных сессиях. Странстующая жизнь монахов, небольшие небогатые монастыри, небольшие пожертвования.

В Махаяне монастыри – это прекрасные здания, с великолепной архитектурой и безбедная жизнь монахов, значительные пожертвования.

8. Отличаются каноническими источниками. В Хинаяне единственным каноническим источником признается Типитака. А Махаяна, кроме Типитаки, признает учения Ашвагоши и Нагараджуни.

3. Напишите реферат по выбранной теме.


Вопросы к семинару:

1. Исторические условия возникновения буддизма.

Исторические условия возникновения буддизма. Первые письменные источники о буддизме- надписи царя Ашоки, относятся к Ш веку до н.э. Вопрос о времени появления буддизма неясен: от У1 века до н.э. до ХХУ века до н.э. (2420г. до н.э.). Название - «буддизм» и слово «Будда» является производным от санскритского корня «будх»- будить, пробуждаться.

2. Жизнь Будды, история его просветления

 

3. Раскройте взаимосвязь понятий: карма, сансара, дхарма.

Данные 4 понятия взаимозависимы по отношению друг к другу.

Дхарма

Понятие дхармы интегрально. Истинное знание, нравственность, долг, совесть, честь – вот несколько ключевых понятий, характеризующих обобщённое представление о дхарме.

Карма

Дхарма осуществляет себя посредством всеобщего закона причин и следствий - закона Справедливости, или закона Воздаяния (закона кармы). Учитывая то, что реализация закона кармы возможна исключительно во времени, реинкарнация, как череда перерождений, через которые проходит Дживатма (т.е. Духа, или Души), необходима, чтобы звенья цепи кармы могли быть тем или иным образом реализованы.

В целом карму принято разделять на три основные разновидности, а именно:

> Карма: закон причинно-следственных связей. В идеале является деятельностью, продиктованной долгом; имеет вектор, направленный на исполнение (следование) священным предписаниям. Такая деятельность увеличивает благочестие, очищая от грехов и устанавливая связь с гуной благости.

> Викарма: деятельность, противоречащая гуне благости, причём намеренно – в силу тех или иных обусловленностей (несвободы) своего сознания пагубными тенденциями. В результате такой деятельности человек отягощает свою карму грехом.

> Акарма: это деятельность, направленная на благо всего мира в служении Богу и сострадании к окружающим. Освобождает человека от влияния всех гун и ведёт к освобождению из череды рождений и смертей - круговорота перерождений, или сансары. Такой безупречный способ жизни крайне труден, очень и очень немногие на него способны и подделать это невозможно.

Сансара и Реинкарнация

Как в восточной, так теперь уже и в западной литературе существует огромное количество официально задокументированных свидетельств феномена перерождения, или реинкарнации. Стоит отметить, что собственно "феноменом" данное естественное явление воспринимается именно современным западным сообществом, да и то лишь определёнными категориями данного сообщества. Ведь почти все известные в различных областях прогрессивные западные деятели не только разделяли концепцию кармы и реинкарнации, но и своим личным примером следовали общим этико-нравственным принципам взаимоотношений с окружающим миром.

4. Философская концепция буддизма (4 благородные истины)

Четыре благородные истины (четыре истины Святого) — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, —Восьмеричный Путь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.