Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Влияние на организацию



 

Слайд 2 История появления SWOT-анализа

Прообразом SWOT-анализа можно считать метод, который появился благодаря работе группы ученых Стэнфордского исследовательского института Роберта Стюарта, Альберта Хэмфри, Мэриона Дошера и Отиса Бенепе. Исследуя в 1960-х процессы стратегического планирования в компаниях из списка Fortune’s 500, они выявили общий подход к оценке стратегических действий в зависимости от условий внешней среды, который назвали SOFT: Satisfactory, Opportunity, Fault, Threat (удовлетворительные, возможные, ошибочные, опасные). В наши дни некоторые исследователи отдают пальму первенства в разработке SWOT-анализа именно этой группе ученых.

Изначально основу SWOT-анализа составляло структурирование данных о текущей бизнес-ситуации и ее тенденциях. Начиная с 1982 г. благодаря идеям профессора Калифорнийского университета Хайнца Вайхриха (Heinz Weihrich) SWOT-анализ начинает восприниматься в качестве комплексного инструмента конструирования стратегий. В своей статье The TOWS Matrix – a Tool for Situational Analysis Х. Вайрих не только предложил формировать стратегии поведения фирмы на основе систематического сопоставления внешних факторов с внутренними силами и слабостями, но и указал на необходимость периодического составления TOWS-матриц , что должно было позволить отслеживать изменения конкурентной среды в процессе синтеза и реализации стратегии.

Слайд 3. SWOT-анализ. Понятие

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).

Слайд 4. Задачи SWOT-анализа

• выявить сильные и слабые стороны предприятия и сравнить их с конкурентами;

• выявить возможности и угрозы внешней среды;

• связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;

• сформулировать основные направления развития предприятия.

Слайд 5 Этапы SWOT-анализа

На первом этапе осуществляется сбор аналитической информации. Стоит отметить, что информация, необходимая для проведения анализа, должна присутствовать на предприятии всегда, поскольку управленцу нужно иметь ежедневные сведения о тенденциях и новинках рынка, требованиях потребителей товара, активности конкурентов, поставщиков и т. д.

Сущность второго этапа состоит в анализе внутренней и внешней среды, выявление сильных и слабых сторон компании. SWOT-анализ следует проводить отдельно для каждого продукта, рынка, конкурента. Оценку каждой составляющей потенциала получают в результате опросов, проведенных среди экспертов, а также на основе изучения показателей внутренней документации. Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к исследуемым критериям.

Третий этап — это сопоставление сильных и слабых сторон предприятия и факторов внешней среды. Данный этап предполагает построение матрицы на основе стандартной методики.

На четвертом этапе делается вывод об уровне инновационного потенциала, актуального для того или иного сочетания сил, возможностей и угроз.

Слайд 6. Оценка показателей инновационного потенциала предприятия позволяет:

– адекватно оценить состояние и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;

– проанализировать и спрогнозировать тенденции развития, выявить основные преимущества и «слабые» места;

 – подготовить рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия и механизмам ее реализации, которая позволит укрепить позиции на рынке;

– создать и развивать информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений.

Слайд 7. Объекты SWOT-анализа

Объектом SWOT-анализа может быть, не только организация, но и другие социально-экономические объекты: Отрасли экономики, Государственно-общественные институты, Научная сфера, Политические партии, Некоммерческие организации, отдельные специалисты. Полагаем, что инновационная активность компании как интегрированное направление ее деятельности также может выступать объектом SWOT-анализа.

Слайд 8. Преимущества и недостатки SWOT-анализа

Преимущества Недостатки
1. Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. 2. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня 3. Свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей. 4. Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования. 1. Выбор предмета анализа - при проведении анализа от предмета оценки часто отклоняются. Например, оценивая конкурентоспособность компании, рассматривают факторы конкурентоспособности продукции. Итогом такого отклонения обычно является неточная оценка. 2. Оценка возможностей и угроз - это всего лишь оценка с определенной долей вероятности. Возможен вариант, когда ожидания будут завышены, а угрозы недооценены, так как SWOT-анализ не учитывает возможные риски. 3. SWOT-анализ представляет собой лишь один из способов систематизировать уже существующие знания. Если эти знания неверны или их слишком мало, то и результаты анализа будут иметь небольшую ценность. 4. SWOT-анализ принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно. 5. Результаты данного неформализованного метода представляются в виде качественного описания, что затрудняет его использование в процессе мониторинга. 6. Метод является субъективным, и исследовательская значимость результатов анализа зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитика. 7. Для реализации метода необходимо привлечение больших массивов информации, что требует значительных затрат, иначе менеджеры будут оценивать важные факторы, не имея достоверной информации о них. Проведение качественного SWOT-анализа требует привлечения достаточно большого количества специалистов из соответствующих областей, что также повышает его стоимость. 8. В SWOT-анализе возникает сложность разделения будущего и настоящего времени при оценке факторов внешней и внутренней среды компании. Возникает проблема отнесения различных факторов к угрозам и возможностям, преимуществам и слабостям уже не с точки зрения различных групп, а с точки зрения различных временных отрезков.

 

Слайд 9. SWOT-матрица

• Основным структурным элементов SWOT-анализа является SWOT-матрица.

• Она ассоциируется с таблицей 2*2, в четырех ячейках которой записаны факторы по группам: «Силы», «Слабости», «Возможности» и «Угрозы».

• Составление такой матрицы имеет смысл исключительно в целях наглядности.

• Изучение структурированных данных может аналитику получить предварительные ответы на четыре важных вопроса.

Слайд 10. Вопросы:

• Использует ли компания сильные стороны и преимущества в своей стратегии?

• Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами и какой корректировки они требуют?

• Какие благоприятные обстоятельства дают компании шансы на успех?

• Какие угрозы должны быть под пристальным контролем и какие действия необходимо предпринимать?

Слайд 11. Сильные стороны

• Высокая компетентность персонала

• Наличие надежных финансовых источников и собственных уникальных технологий

• Высокая рентабельность НИОКР

• Выгодное географическое положение организации

• Узнаваемость бренда

• Развитая дилерская сеть

Слайд 12. Слабые стороны

• Неэффективная организационная структура

• Низкий уровень мотивации персонала

• Высокие издержки производства

• Устаревшие технологии

Слайд 13. Возможности

• Формирование дополнительных групп потребителей

• Благоприятный законодательный климат

• Низкая активность конкурентов

• Увеличение покупательной способности населения

• Увеличение спроса на производимую продукцию

Слайд 14. Угрозы

• Снижение темпов рынка

• Появление товаров-заменителей

• Усиление влияния поставщиков

• Невыгодные кредитные условия

• Изменения законодательства, приводящие к ограничению спроса на производимую продукцию

• Международные события, приводящие к снижению объема экспорта или импорта

Слайд 15. Основная матрица SWOT-анализа

  Opportunities (возможности) Threats (угрозы)
Strengths (сильные стороны) SO – сопоставление внутренних сильных сторон с открывающимися возможностями. Ответ на вопрос: какие сильные стороны организации могут быть использованы для реализации открывающих возможностей? Возможные стратегии – главные направление стратегического направления организации. ST – сопоставление сильных сторон организации с потенциальными угрозами. Ответ на вопрос: какие сильные стороны организации могут быть использованы для предоставления потенциальных угроз? Возможные стратегии – реализация потенциальных стратегических преимуществ организации.
Weaknesses (слабые стороны) WO – сопоставление внутренних сторон с открывающимися возможностями. Ответ на вопрос: какие преобразования необходимо провести в организации, чтобы устранить слабые стороны, препятствующие реализации открывающихся возможностей. Возможные стратегии – направления внутренних преобразований организации. WT – сопоставление слабых сторон с потенциальными угрозами. Ответ на вопрос: какие слабые стороны организации необходимо устранить, в первую очередь, чтобы воздействие потенциальных угроз на организацию было минимальным? Возможные стратегии – ограничения стратегического развития организации.

Слайд 16.

• Сопоставление и учет взаимовлияния соответствующих факторов позволяет аналитику выявить и описать четыре типа потенциальных стратегий организации. Как правило, на этом этапе анализа исследователю удается сформулировать несколько потенциальных стратегий в каждом поле SWOT-матрицы.

• Задача последующей селекции и формирования окончательного варианта решается путем составления матриц оценки возможностей и угроз.

Слайд 17. Матрица оценки возможностей

 

Влияние на организацию

    Сильное Умеренное Малое


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.