Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Упражнение 1. Упражнение 2. Упражнение 4. Упражнение 5. Упражнения 6-7



Упражнение 1

Тяжелее – легче

 

Упражнение 2

Расширять представления о весе предметов.

Материалы: чашечные весы, два кубика из пластилиновой массы одинаковой массы.

Ход:

· Воспитатель показывает два кубика из пластилина одинаковой массы и спрашивает детей

- Что можно сказать об этих предметах? (форма, цвет, размер, материал)

- Как вы думаете, какой легче? Какой тяжелее? Или они одинаковые по тяжести? Как это проверить?

Дети взвешивают кубики на ладонях и весах. Делают вывод, что кубики одинаковые по весу.

· Воспитатель предлагает сделать из одного кубика шарик. Затем спрашивает детей

 - Что можно сказать о весе шарика и кубика? (дети отвечают, что эти предметы одинаковые по весу). Проверяют с помощью весов.

· Воспитатель предлагает сделать из второго кубика лепешку и просит сравнить лепешку и шарик по весу

 - Что можно сказать о весе этих предметов?

Затем дети с помощью воспитателя формулируют вывод:

кубики были одинаковые по весу, из них мы сделали другие предметы, но масса их не изменилась, по весу они остались одинаковыми.

 

 Упражнение 3

Упражнять в умении сравнивать вес предметов с помощью весов.

Воспитатель: сегодня у нас в гостях Мила.

- Дорогие ребята, я ходила в магазин и купила один пакет крупы, очень хочется каши на ужин, и один пакет кукурузных хлопьев. Пакеты абсолютно одинаковые. Вот интересно, как их можно различить, не открывая?

Воспитатель: Одинаковые ли пакеты у Милы?                                                               Дети: Да, пакеты одинаковые.                                                                                                                   Воспитатель: По размеру пакеты одинаковые, но есть свойства предметов, которые мы не можем увидеть. Возьмите пакеты. Один в правую руку,  другой – в левую. (Дать подержать всем детям). Что теперь можете сказать?                                                                                  
    Дети: Один пакет тяжелее другого.                                                                                                                                                   Воспитатель: Когда мы говорим «легче» или «тяжелее», то имеем в виду свойства предметов, которое называется «масса». Какой прибор поможет нам сравнить предметы по массе?               
  Дети: Весы.                                                                                                                                                   Воспитатель: Ставим пакеты на чашечные весы. Какой пакет тяжелее?                                         
   Дети: С крупой, он находится на нижней чашке.                                                                                         Воспитатель: Какой пакет легче?                                                                                                                
   Дети: С хлопьями, он находится на верхней чашке весов.                                                                           Воспитатель: Как уравнять вес пакетов?                                                                                                    
   Дети: Можно добавить хлопьев или убавить крупы.                                                                                   Воспитатель: (Уравниваем пакеты двумя способами). Как вы узнали, что вес пакетов одинаковый?                                                                                                                                                     
   Дети: Чашка весов на одном уровне.                                                                                                        Воспитатель: Давайте взвесим игрушки. Интересно, что тяжелее: один кубик или один мяч. Кроме предложенных вариантов детям предлагается взвесить и сравнить, что им хочется.                                                                                                                           Воспитатель: Из каких материалов игрушки легче? Из каких тяжелее?

                                                                                                                                        

Упражнение 4

Определение массы предмета на весах с помощью условной мерки.  

Правило: масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах.

Масса складывается, когда тела соединяются.

1. Предметом для измерения массы использован мишка (мягкая игрушка), в качестве мерки дети использовали набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры.

 Воспитатель показал на примере способ измерения на весах, а именно как можно измерить медведя, используя другие предметы.

Дети уравновешивают с помощью мерок чаши весов. Они кладут на одну чашу весов мишку, а на другую игрушки одного типа, последовательно чередуя мерки.

 Во время измерения дети делают вывод, чему равна масса мишки в белочках, потом в обезьянках, в куклах и тиграх.

Затем дети взвешивают другую игрушку, в качестве мерки дети используют тот же набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры.

Измеряя массу одного предмета с помощью различных мерок, сравниваем по массе сами мерки и убеждаемся, что чем тяжелее мерка, тем меньше результат и наоборот.


  Используя разные мерки, при взвешивании одного и того же предмета, определяя массу различных предметов одной и той же меркой, детей знакомят с функциональной зависимостью (между массой измеряемого объекта, массой мерки и полученными результатами).

2. Зависимость массы от выбора мерки.

Сколько яблок уравновесили ежа?

Сколько груш уравновесили белочку?

Можно ли сказать, кто тяжелее, кто легче? (Нет. Мерки  разные.)

 

Упражнение 5

Формировать представление об измерении массы предметов с помощью весов. Познакомить детей с видами весов, развитие навыков «взвешивания».

Знакомство с килограммом.

Материалы: слайды с изображением видов весов, историей возникновения весов, мешочек сахара весом 1кг, гири, весы с двумя чашами, предметы-грузы для взвешивания;

Воспитатель: Верно, при помощи весов. А что же такое весы (Весы - это прибор для измерения веса предметов).

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов: Весы изобрели древние торговцы. Народы с глубокой древности обменивались друг с другом различным товаром. У одних была соль, а другие умели делать красивые стеклянные вазы. У третьих было много скота, но не было шёлковых тканей. Люди торговали друг с другом тем, что у них было в избытке. Чтобы обмен товаром был равноценным, люди придумали весы. Первоначально весы использовались не для взвешивания товара, а для взвешивания денег. На одну чашу весов клали гири с изображением товара, который продавали или покупали, а на другую кусок серебра или золота. Так определяли стоимость товара.

А сейчас, ребята, назовите те виды весов, которые вы знаете. (Ответы детей по слайдам: безмен, весы с чашами, напольные, аптекарские весы).

Воспитатель: Ребята, что вы видите перед собой (весы с двумя чашами, гири). А кто знает, что такое гири (гири-это специальные предметы, определённого веса, сделанные из металла. Они нужны для взвешивания на весах с чашами.

Если бы люди не придумали весы и гири, взвешивать и торговать было бы невозможно. Например, в одной стране взвешивали бы бананами, в другой -ракушками. Получилась какая-то путаница и всё это было бы неудобно, поэтому люди договорились между собой, что единицей измерения веса будет килограмм - одинаковый для всех по весу кусок металла.

Хотите узнать, сколько это килограмм? Возьмите и подержите в руке этот мешочек сахара. (Дети по очереди берут в руки мешочек сахара).

А теперь внимательно послушайте, как звучит слово килограмм. Оно состоит из двух слов «кило» и «грамм». Килограмм складывается из тысячи граммов. Хотите узнать, сколько весит грамм? Положите на палец спичку и узнаете.

1.

2. Определите вес зайца, если его уравновешивают 2 гири по 2кг.

3. Определите вес львёнка.

Что надо сделать, чтобы чаши весов уравновесились?

 

Упражнения 6-7

 • Определение массы предметов в 1, 2, 3,... кг.

• Отвешивание сыпучих веществ (крупы и др.) нужной массы.

 

Измерение массы предметов при помощи общепринятых эталонов. С этой целью используют чашечные весы с набором гирь 1 кг, 2 кг, 5 кг и сыпучие продукты. Воспитатель спрашивает детей, что и как они покупали в продовольственном магазине, какие видели весы, какие продукты взвешивают на весах. Дети рассматривают весы и гири, сравнивают их, определяют, какая из них тяжелее, какая легче. Воспитатель обращает внимание детей на цифру на гире, поясняя, что цифра обозначает массу гири («Эта гиря 1 кг, видите, на ней написана цифра 1, а эта - 2 кг, на ней цифра 2»). Выполняется упражнение в отвешивании 1 кг, например, манной крупы: на одну чашку ставится гиря, на другую насыпается крупа, пока стрелки весов полностью не уравновесятся. Детей спрашивают, сколько килограммов крупы взвешено, и как они об этом узнали. Можно сравнить результаты при взвешивании «на руке» и на весах, в этом случае дети имеют возможность убедиться в преимуществе инструментального взвешивания.

Таким образом, мы исследовали развитие представлений детей о массе и способах ее измерения. Формирование представлений о массе, развитие навыков «взвешивания» предметов осуществлялось как в процессе обучения на мини-занятиях по подгруппам, так и в повседневной жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.