|
|||
Упражнение 1. Упражнение 2. Упражнение 4. Упражнение 5. Упражнения 6-7 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Упражнение 1 Тяжелее – легче
Упражнение 2 Расширять представления о весе предметов. Материалы: чашечные весы, два кубика из пластилиновой массы одинаковой массы. Ход: · Воспитатель показывает два кубика из пластилина одинаковой массы и спрашивает детей - Что можно сказать об этих предметах? (форма, цвет, размер, материал) - Как вы думаете, какой легче? Какой тяжелее? Или они одинаковые по тяжести? Как это проверить? Дети взвешивают кубики на ладонях и весах. Делают вывод, что кубики одинаковые по весу. · Воспитатель предлагает сделать из одного кубика шарик. Затем спрашивает детей - Что можно сказать о весе шарика и кубика? (дети отвечают, что эти предметы одинаковые по весу). Проверяют с помощью весов. · Воспитатель предлагает сделать из второго кубика лепешку и просит сравнить лепешку и шарик по весу - Что можно сказать о весе этих предметов? Затем дети с помощью воспитателя формулируют вывод: кубики были одинаковые по весу, из них мы сделали другие предметы, но масса их не изменилась, по весу они остались одинаковыми.
Упражнение 3 Упражнять в умении сравнивать вес предметов с помощью весов. Воспитатель: сегодня у нас в гостях Мила. - Дорогие ребята, я ходила в магазин и купила один пакет крупы, очень хочется каши на ужин, и один пакет кукурузных хлопьев. Пакеты абсолютно одинаковые. Вот интересно, как их можно различить, не открывая? Воспитатель: Одинаковые ли пакеты у Милы? Дети: Да, пакеты одинаковые. Воспитатель: По размеру пакеты одинаковые, но есть свойства предметов, которые мы не можем увидеть. Возьмите пакеты. Один в правую руку, другой – в левую. (Дать подержать всем детям). Что теперь можете сказать?
Упражнение 4 Определение массы предмета на весах с помощью условной мерки. Правило: масса одинакова у тел, уравновешивающих друг друга на весах. Масса складывается, когда тела соединяются. 1. Предметом для измерения массы использован мишка (мягкая игрушка), в качестве мерки дети использовали набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры. Воспитатель показал на примере способ измерения на весах, а именно как можно измерить медведя, используя другие предметы. Дети уравновешивают с помощью мерок чаши весов. Они кладут на одну чашу весов мишку, а на другую игрушки одного типа, последовательно чередуя мерки. Во время измерения дети делают вывод, чему равна масса мишки в белочках, потом в обезьянках, в куклах и тиграх. Затем дети взвешивают другую игрушку, в качестве мерки дети используют тот же набор игрушек: белочки, обезьянки, куклы и тигры. Измеряя массу одного предмета с помощью различных мерок, сравниваем по массе сами мерки и убеждаемся, что чем тяжелее мерка, тем меньше результат и наоборот.
2. Зависимость массы от выбора мерки.
Сколько яблок уравновесили ежа? Сколько груш уравновесили белочку? Можно ли сказать, кто тяжелее, кто легче? (Нет. Мерки разные.)
Упражнение 5 Формировать представление об измерении массы предметов с помощью весов. Познакомить детей с видами весов, развитие навыков «взвешивания». Знакомство с килограммом. Материалы: слайды с изображением видов весов, историей возникновения весов, мешочек сахара весом 1кг, гири, весы с двумя чашами, предметы-грузы для взвешивания; Воспитатель: Верно, при помощи весов. А что же такое весы (Весы - это прибор для измерения веса предметов). Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов: Весы изобрели древние торговцы. Народы с глубокой древности обменивались друг с другом различным товаром. У одних была соль, а другие умели делать красивые стеклянные вазы. У третьих было много скота, но не было шёлковых тканей. Люди торговали друг с другом тем, что у них было в избытке. Чтобы обмен товаром был равноценным, люди придумали весы. Первоначально весы использовались не для взвешивания товара, а для взвешивания денег. На одну чашу весов клали гири с изображением товара, который продавали или покупали, а на другую кусок серебра или золота. Так определяли стоимость товара. А сейчас, ребята, назовите те виды весов, которые вы знаете. (Ответы детей по слайдам: безмен, весы с чашами, напольные, аптекарские весы). Воспитатель: Ребята, что вы видите перед собой (весы с двумя чашами, гири). А кто знает, что такое гири (гири-это специальные предметы, определённого веса, сделанные из металла. Они нужны для взвешивания на весах с чашами. Если бы люди не придумали весы и гири, взвешивать и торговать было бы невозможно. Например, в одной стране взвешивали бы бананами, в другой -ракушками. Получилась какая-то путаница и всё это было бы неудобно, поэтому люди договорились между собой, что единицей измерения веса будет килограмм - одинаковый для всех по весу кусок металла. Хотите узнать, сколько это килограмм? Возьмите и подержите в руке этот мешочек сахара. (Дети по очереди берут в руки мешочек сахара). А теперь внимательно послушайте, как звучит слово килограмм. Оно состоит из двух слов «кило» и «грамм». Килограмм складывается из тысячи граммов. Хотите узнать, сколько весит грамм? Положите на палец спичку и узнаете. 1.
2. Определите вес зайца, если его уравновешивают 2 гири по 2кг. 3. Определите вес львёнка.
Что надо сделать, чтобы чаши весов уравновесились?
Упражнения 6-7 • Определение массы предметов в 1, 2, 3,... кг. • Отвешивание сыпучих веществ (крупы и др.) нужной массы.
Измерение массы предметов при помощи общепринятых эталонов. С этой целью используют чашечные весы с набором гирь 1 кг, 2 кг, 5 кг и сыпучие продукты. Воспитатель спрашивает детей, что и как они покупали в продовольственном магазине, какие видели весы, какие продукты взвешивают на весах. Дети рассматривают весы и гири, сравнивают их, определяют, какая из них тяжелее, какая легче. Воспитатель обращает внимание детей на цифру на гире, поясняя, что цифра обозначает массу гири («Эта гиря 1 кг, видите, на ней написана цифра 1, а эта - 2 кг, на ней цифра 2»). Выполняется упражнение в отвешивании 1 кг, например, манной крупы: на одну чашку ставится гиря, на другую насыпается крупа, пока стрелки весов полностью не уравновесятся. Детей спрашивают, сколько килограммов крупы взвешено, и как они об этом узнали. Можно сравнить результаты при взвешивании «на руке» и на весах, в этом случае дети имеют возможность убедиться в преимуществе инструментального взвешивания. Таким образом, мы исследовали развитие представлений детей о массе и способах ее измерения. Формирование представлений о массе, развитие навыков «взвешивания» предметов осуществлялось как в процессе обучения на мини-занятиях по подгруппам, так и в повседневной жизни.
|
|||
|