|
|||
Игра «Шарики»Игра «Шарики» Разделить участников на пары, раздать каждой паре по воздушному шару. Предложить двум участникам поделить воздушный шарик. На этом примере обсуждение возможных способов решения конфликта.Выводы о необходимости совместного решения проблемы. Варианты решения конфликта: 1. Оба проиграли ("ни тебе, ни мне"); 2. Один выиграл, второй проиграл (но часто при этом испорченные отношения или плохое настроение проигравшего могут испортить победителю радость победы); 3. Оба выиграли, если будут вместе играть этим шариком
Учитель:Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки есть пять стратегий поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество, компромисс. Их характеристики: 1.Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки – «Плюшевый мишка», которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. Основной принцип поведения: «Все, что вы хотите – только давайте жить дружно» 2.Избегание – уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свой панцирь. Основной принцип поведения: «Оставьте мне немножко и не трогайте меня» 3. Сотрудничество – поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю… А вы?» 4. Соперничество – стремление добиться своего в ущерб другому. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные. Для этой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Основной принцип данной стратегии – идет напролом) 5. Компромисс – поиск решений за счет взаимных уступок. Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить» ) Учитель:Цель решения конфликта – нахождение решения, при котором выигрывают обе стороны или, по крайней мере, которое обе стороны могут принять. Участникам конфликта необходимо: выслушать друг друга, понять, как выглядит ситуация с точки зрения другого, понять интересы друг друга, найти общие интересы. Попытаться отказаться от борьбы друг с другом, постараться заняться совместным поиском решения стоящей перед ними проблемы. Упражнение «Как вы поступите?» Предложить участникам разделиться на 3 команды. Каждая команда получает карточку с ситуацией, которая напрашивается на конфликт. Затем всем дается время на обсуждение и принятие решений. Командам необходимо продемонстрировать полученную ситуацию и несколько вариантов решения этой проблемы. Затем все команды включаются в обсуждение и определяют, какое решение является наиболее эффективным. Конфликтные ситуации: 1. Как вы поступите, если друг взял у вас sim-карту и обещал вернуть через час. С тех пор прошло две недели, а sim-карту он так и не вернул. А она очень срочно вам нужна. Вы ему напомнили про нее, он обещал принести. Сегодня сказал вам: «Извини, я ее потерял». 2. Как вы поступите, если вам нравится девушка, а в ваши отношения вмешивается другой, незнакомый тебе парень? 3. Как вы поступите, если одноклассник попросил у вас телефон, чтобы срочно позвонить и проговорил все ваши деньги.
Учитель: В чём вред конфликтов между подростком и группой? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. К каким последствиям может привести такой конфликт? • унижение; • напряжение; • озлобленность; • разочарование; • невозможность достичь цели; • безысходность; • тревога; • беспомощность; • ненужность; • ответная агрессия; • суициды; • уголовная ответственность
|
|||
|