|
|||
Идеальные параметрыИдеальные параметры Сам проект состоял из двух частей: сбор и проверка информации по двум большим группам рынков (сырья и переработки) и ее анализ (обобщение и моделирование). При этом основной акцент был сделан на прогнозах: «Инвесторов не интересует, что с рынком было. В первую очередь их интересует то, каким он станет»,– поясняет Игорь Бут. В качестве базы для сравнения рынков был выбран так называемый NPV– показатель чистой приведенной стоимости, который показывает, сколько сегодня стоят будущие доходы. В отличие от показателя прибыльности (прибыль по отношению к вложениям), NPV различных рынков можно суммировать. Это особенно актуально в целях управления портфелем «разнокалиберных» активов. Правда, при расчете затрат модель учитывала только вложения в маркетинг и логистику и не включала капитальные вложения при входе на рынок. Учет капвложений, по словам специалистов V-Ratio, потребовал бы отдельного исследования. Поскольку расчет NPV в основном построен на прогнозах, в модели применялся вероятностный анализ: учитывались различные возможности изменения ключевых показателей, и на основе этих сценариев и вероятности их реализации выводился единый результат. Полученные данные позволили составить рейтинги рынков внутри двух категорий – сельскохозяйственного сырья и продуктов питания – по нескольким параметрам: емкость рынка, темпы его роста, уровень отраслевых рисков и др. А главным итогом проекта стала матрица BCG,модифицированная V-Ratio под агрорынки. Суть этого инструмента, разработанного компанией BCG в начале 1970-х годов, сводится к анализу портфеля продуктов в зависимости от темпов роста рынка и текущей доли продукта на нем. Если отложить по осям матрицы эти показатели, все продукты окажутся разнесенными по четырем зонам: «звезды», «собаки», «дойные коровы» и «знаки вопроса». В V-Ratio сохранили логику BCG и приспособили матрицу к анализу рынков в портфеле управляющей компании, изменив показатель доли рынка, занимаемой продуктом, на NPV.
Критерии привлекательности рынков «Росхлебопродукт» определил для себя довольно четко. Главное – невысокие отраслевые риски. Далее: объем рынка не ниже $300 млн, а доля, которую компания потенциально может занять на нем, не ниже 10%. Кроме того, «Росхлебопродукт» не интересовали рынки, на которых уже присутствовали сильные международные игроки. «Собственно, нам не нужны были рекомендации типа „на этот рынок выходите, а с того бегите”. Нам нужна была информационная база для принятия решений. Ведь проект был приурочен к окончательному оформлению стратегии компании»,– уточняет Юлия Склар. И наконец, судьбу активов в портфеле компании определил стратегический выбор в пользу потребительских, а не сырьевых рынков. В результате ранжирования наиболее перспективными были признаны два направления: переработка зерна, прежде всего производство макарон, и быстрозамороженные продукты. Внедрение нового курса началось уже через несколько месяцев. Самый решительный шаг – постепенный отказ от зернотрейдинга. «Это направление бизнеса не способно повысить капитализацию компании, если ты не глобальный трейдер»,– говорит Маслов. Склар добавляет: «Уход с рынка, который был основой бизнеса, потребовал от нас большой смелости. Но он логичен: это рискованный спекулятивный рынок, интересный лишь тем, кто любит играть». В FMCG, в частности, исследование показало неожиданно высокий рейтинг рынка бутилированной воды. Это подвигло компанию на эксперимент с нетипичным для нее потребительским сектором. Эксперимент идет уже порядка полутора лет. «Пока вопрос о судьбе этого продукта в нашем портфеле под вопросом. Но буквально в прошлом месяце он вышел на безубыточность и показал малюсенькую прибыль»,– говорит Юлия Склар. И обобщает: «В целом мы увидели, что активы, которыми владеем, довольно неплохие. Возможно, не звездные, но стабильные и доходные. А сделать их более перспективными, улучшив коммуникацию с потребителями, уже в наших силах. В частности, такой вывод мы сделали по рынку макарон и быстрозамороженных продуктов, занявшись развитием там наших брэндов». Правда, другие игроки рынка оценивают игру «Агроса» на рынке макарон более резко: при покупке макаронных активов, как нередко бывает, «Росхлебопродукт» серьезно переплатил. А практически сразу после покупки этот бизнес стал убыточным по не зависящим от компании причинам – в силу конъюнктурных изменений. Так что даже когда исследование показало, что макароны – сложный рынок и выход на него, возможно, был ошибкой, продать его, не понеся при этом значительных убытков, оказалось невозможным. Вторым переломом в мышлении «Росхлебопродукта» стало изменение структуры инвестиций. «Раньше по традиции мы вкладывали в основном в производственные активы. Но поскольку назрела трансформация „Росхлебопродукта” из инвестиционно-управляющей компании в маркетингово-продающую, решено было сосредоточить усилия на маркетинге и логистике, создании нематериальных активов. На наших рынках станки и заводы долгосрочного преимущества не дают. Любой может скупить их пачками. А вот сильные брэнды и развитые сети дистрибуции – это весомо»,– говорит Дмитрий Маслов.
|
|||
|