Что изучается?
| Дидактические игры, упражнения, вопросы
| Содержание диагностического задания
| Критерии оценки
|
L1
|
|
|
|
Умение считать
(отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными
| Диагностическое задание игра-тест «Сосчитай зверей»
Цель: выявить умение считать в пределах 10 и использовать порядковые числительные.
Материал: картинка с изображениями зверей.
Условия проведения: с 2-мя или 3-мя детьми.
| Воспитатель: как-то утром разные лесные звери собрались на полянке. Давайте сосчитаем, сколько на полянке зверей. Который по счету медведь? Который по счету волк? Которая по счету лиса? Которая по счету белка? Кто стоит второй по счету? Кто стоит пятый по счету?
Ребенок: выполняет задание.
В результате выполнения оценивается: умение использовать порядковые числительные в пределах 10, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.
Анализ результатов диагностики уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
| 4 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более одной ошибки (исправил ее с помощью взрослого), дал развернутые ответы на вопросы.
3 балла – ребенок выполнил задания осознанно, полностью и в короткий срок, допустил не более двух ошибок (исправил их с помощью взрослого), дал развернутые ответы на вопросы.
2 балла – ребенок справился с заданием с помощью взрослого, допустил ошибки, отвечал неуверенно.
1 балл– ребенок не сумел выполнить задание.
|
Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов
| Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал:мелкий счетный материал
| Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.
- Сколько всего солдатиков?
- Сколько матрешек?
- Кого больше (меньше)?
- На сколько?
- Сделай так, чтобы их стало поровну.
- Как еще можно это сделать?
| 3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).
2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.
1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может
|
L1
|
|
|
|
Умение сравнивать предметы различной величины
| Выявить умение сравнивать 2 предмета по длине с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Материал. На листе бумаги размером А4 в верхнем левом углу нарисована полоска красного цвета размером 8 см., в правом нижнем углу – синяя полоска, размером 7,6 см., отдельная вырезанная полоска бумаги размером 10 см., простой карандаш, ножницы.
| Какая из этих полосок длиннее (короче)? Докажи. (Как можно сравнить длину этих полосок и не ошибиться).
| 3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).
2 балла - правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.
1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок
|
Знания о форме предметов
| Кому какая форма»
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Материал Оборудование. Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.
| Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия В. подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой».
| 3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.
2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1-2 ошибки при соотнесении с предметами.
1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок.
|
Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям.
| Игра «Встань там, где я скажу»
| Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо.
Вопросы:
- Что ты видишь справа (слева) от себя? -Что ты видишь впереди (сзади) от себя?
- Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа от себя и т. п.
| 3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.
2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.
1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно
|
L1
|
|
|
|
Знания о днях недели, последовательности частей суток
| Цель:Исследованиезнания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека.
Материал: картинки с изображением человека спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу; картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток: звездное небо, луна; туман, рассвет; высокое солнце, резвящиеся животные; закат, закрывающиеся цветы, первая звезда.
| «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку».
| все части суток названы правильно, по порядку – 3 балла.
Ниже нормы: части суток названы правильно, но не по порядку – 2 балла.
Низкий уровень: неправильно названы ни части суток, ни их последовательность – 1 балл.
|
Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями
| Игра «Волшебная точка». Материалы: лист бумаги в клетку, на котором на-рисована точка, простой карандаш
| Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево
| 3 балла - ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки. 2 балла - ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо). 1 балл - ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок
|