|
|||
Автопортрет с женой. Художник А. МатвеевАвтопортрет с женой. Художник А. Матвеев В литературе, как и прежде, господствовала повесть. Однако в ней появился новый герой — инициативный, смелый, разумный, способный достигать поставленных перед собой целей. Характерна в этом отношении «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», герой которой благодаря своим качествам прошел путь от низов до верхов общества. В целом преобразования Петра I в сфере культуры захватывали, как правило, лишь привилегированные слои. Разрыв между большинством народа и европейски образованным дворянством впоследствии становился все значительней. Развитие образования в середине и во второй половине ХVIII в.При приемниках Петра I образование в России приняло подчеркнуто сословный характер, превратившись в основном в привилегию дворянства. Анна Ивановна учредила Сухопутный шляхетский корпус (1731). При Елизавете Петровне создаются Морской шляхетский корпус (1751) и Пажеский корпус (1759). Сословно-дворянский характер носило и первое (не только в России, но и в Европе) светское учебное заведение для девиц — Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре (Смольный институт), основанное в 1764 г. С середины XVIII в. начинается создание общеобразовательной системы. Ее строили сверху. Важнейшим шагом, сделанным в этом направлении, стало основание в 1755 г. Московского университета. Учрежденный по инициативе и проекту М.В. Ломоносова, он был многим обязан поддержке И.И. Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Важнейшим достижением создателей Московского университета была его бессословность (не принимали только крепостных). Сначала в университете было три факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение было бесплатным и продолжалось семь лет. При университете учредили две гимназии для подготовки будущих студентов — в одной учились дворяне, в другой — разночинцы. В 1758 г. гимназия открывается в Казани. В 1782 г. в Петербурге появилось Главное народное училище, готовившее учителей для народных училищ. В 1786 г. был принят Устав народных училищ. В уездных городах открывались малые училища (двухклассные): здесь учили чтению, письму, арифметике и грамматике. В губернских городах открывались главные училища, которые приближались уже к средней школе, там изучали основы геометрии, механики, физики, истории, географии. Однако на просвещение никогда не хватало средств. В конце XVIII в. в училищах обучалось чуть более 20 тыс. учащихся. Издание книг. В допетровские времена книга была предметом роскоши, при Петре I она стала учебным пособием. Позже книга все больше воспринималась как источник знания и удовольствия, обращение к которому среди дворян становится общепринятым. Важнейшую роль в привитии русскому обществу привычки к чтению книг сыграл Н.И.Новиков. С конца 60-х гг. XVIII в. Н.И.Новиков начал издавать сатирические журналы — «Трутень», «Живописец» и др. Они сразу стали популярными, люди охотно их читали. В 1779 г. Новиков возглавил типографию Московского университета и в течение десяти лет с огромным размахом публиковал самую разнообразную литературу: сочинения русских и зарубежных писателей, сборники исторических документов, учебники, справочники. Примерно треть всех книг, издававшихся в эти годы в России, выходит из типографии Новикова. Открывая книжные лавки не только в Москве и Петербурге, но и в провинции, просветитель способствовал все более широкому распространению книги. Развитию книгопечатания способствовал указ Екатерины II 1783 г. «О вольных типографиях», позволявший открывать их всем желающим. Развитие науки в середине и во второй половине ХVIII в.Крупнейшим русским ученым XVIII в. был М.В. Ломоносов. Он оставил свой след в физике, химии, астрономии, геологии, минералогии. Одним из важнейших его достижений стало открытие и обоснование закона сохранения материи и движения. Ломоносов доказал существование атмосферы на планете Венера. Он ярко проявил себя и как ученый-практик, был новатором во многих областях техники и технологии. Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию. Он разработал технологию изготовления смальты из стекла и собрал несколько картин, прежде всего «Полтавскую баталию». Сразу же по вступлении в Академию наук ученый начал обработку коллекции минералов, купленных Петром Великим за границей и собранных в Сибири, и позднее опубликовал каталог этой коллекции. Ломоносов известен и как реформатор русского литературного языка, и как талантливый поэт. Став первым русским академиком, Ломоносов много сделал для усовершенствования деятельности Академии наук, избавления ее от засилья чиновников и ученых-немцев, нередко равнодушных к судьбам науки. Видную роль Ломоносов сыграл также в развитии исторической науки. Большой вклад в эту науку внесли труды В.Н.Татищева. Его «История Российская с самых древнейших времен» стала первым систематическим научным изложением русской истории. Свои концепции исторического развития России разработали М.М. Щербатов и И.Н.Болтин. Важную роль в развитии зоологии, ботаники, этнографии сыграли экспедиции Академии наук в разные регионы России под руководством П.С.Палласа, С.Г.Гмелина, И.И. Лепехина. В XVIII в. работали многие изобретатели. И.И. Ползунов построил в 1763 г. паровую машину, И.П. Кулибин создал ряд оригинальных приборов и инструментов, во многом опережавших свое время. Однако эти смелые изобретения не получили сколько-нибудь серьезного распространения. Общественная мысль. Огромное влияние на общественную мысль оказывали идеи просвещенного абсолютизма. Пропагандировала эти идеи сама Екатерина II. Однако некоторые просветители находились в оппозиции к императрице. Самым ярким из них был Н.И.Новиков. В своих журналах он говорил о непомерной власти помещиков над крепостными, об их жестокости и насилиях, обличал и высмеивал придворных за высокомерие, невежество, пренебрежительное отношение к своему народу. Особое место в истории общественной мысли занимает А.Н. Радищев. В своем сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он первым определил крепостное право как страшное и безусловное зло для России. Сочувствие автора к революции было очевидным. Помещики изображались как жестокие, беспощадные насильники, с явным одобрением говорилось о расправах над ними. Радищев, которого Екатерина II назвала «бунтовщиком, хуже Пугачева», был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В 1792 г. в Шлиссельбургскую крепость был заключен Новиков. Развитие искусства в середине и во второй половине ХVIII в. Культурное развитие России в ХVIII в. шло в русле западноевропейской культуры, но сохраняло яркие национальные черты. Основоположником русской драматургии стал А.П.Сумароков, который был искренне уверен в основополагающем значении дворянства и необходимости крепостного права в России. В своих драмах Сумароков воспевал благородство, чувство чести, способность к самопожертвованию. Д.И.Фонвизин в комедиях «Бригадир», «Недоросль» обличал в своих персонажах такие пороки дворянства, как невежество, леность, высокомерие и произвол по отношению к своим «рабам». Самый выдающийся поэт ХVIII в. Г.Р. Державин не считался с устоявшимися канонами, язык его стихов приближался к живой разговорной речи. На рубеже XVIII—XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм. Сентименталистов волновали переживания обычного человека. Н.М. Карамзин, самый яркий писатель этого направления, произвел сильное впечатление на читателей своей повестью «Бедная Лиза» о любви дворянина и девушки-крестьянки. В 1756 г. на основе ярославской театральной труппы создается первый в России государственный театр во главе с замечательным актером Ф.Г. Волковым. Происходит становление и быстрое развитие живописи, скульптуры, архитектуры. Огромное значение в этом процессе сыграла Академия художеств, созданная в 1757 г. Особое развитие получила портретная живопись. Произведения Д.Г. Левицкого (портреты Н.И.Новикова, Д.Дидро, серия портретов воспитанниц Смольного института) поражают как художественным мастерством, так и своей простотой, предельной ясностью характеристик изображаемых персонажей. Для работ Ф.С. Рокотова, напротив, характерна некоторая недосказанность, таинственность, подчеркивающая душевную глубину изображаемых им людей. Таков знаменитый потрет А.П.Струйской. В.Л.Боровиковский исходил из идей сентиментализма, заставляя зрителя проникнуться чувствами, переживаемыми его героями. Лучшей его работой считается портрет М.И. Лопухиной. Величайшим мастером скульптуры был Ф.И. Шубин, способный выражать в своих произведениях духовную сущность своих героев. Бюсты его земляка М.В.Ломоносова, императора Павла I не только передают внешний облик, но и раскрывают их внутренний мир. Самым известным архитектором, творившим в стиле барокко, был В.В. Растрелли, создатель Зимнего дворца, дворцовых ансамблей в Петергофе, Царском Селе. Во второй половине XVIII в. барокко сменяется классицизмом. Сооружения В.И. Баженова (дом Пашкова), М.Ф.Казакова (Московское дворянское собрание, Московский университет, здание Сената в Кремле), И.Е.Старова (Таврический дворец) и многие другие по праву считаются великолепными памятниками мировой архитектуры.
|
|||
|