Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автопортрет с женой. Художник А. Матвеев



Автопортрет с женой. Художник А. Матвеев

В ли­тера­туре, как и преж­де, гос­подс­тво­вала по­весть. Од­на­ко в ней по­явил­ся но­вый ге­рой — ини­ци­атив­ный, сме­лый, ра­зум­ный, спо­соб­ный дос­ти­гать пос­тавлен­ных пе­ред со­бой це­лей. Ха­рак­терна в этом от­но­шении «Гис­то­рия о рос­сийском мат­ро­се Ва­силии Ка­ри­от­ском», ге­рой ко­торой бла­года­ря сво­им ка­чес­твам про­шел путь от ни­зов до вер­хов об­щес­тва.

В це­лом пре­об­ра­зова­ния Пет­ра I в сфе­ре культу­ры зах­ва­тыва­ли, как пра­вило, лишь при­виле­гиро­ван­ные слои. Раз­рыв меж­ду большинс­твом на­рода и ев­ро­пейски об­ра­зован­ным дво­рянс­твом впос­ледс­твии ста­новил­ся все зна­чительней.

Раз­ви­тие об­ра­зова­ния в се­реди­не и во вто­рой по­лови­не ХVIII в.При при­ем­ни­ках Пет­ра I об­ра­зова­ние в Рос­сии при­няло под­чер­кну­то сос­ловный ха­рак­тер, прев­ра­тив­шись в ос­новном в при­виле­гию дво­рянс­тва. Ан­на Ива­нов­на уч­ре­дила Су­хопут­ный шля­хет­ский кор­пус (1731). При Ели­заве­те Пет­ровне соз­да­ют­ся Мор­ской шля­хет­ский кор­пус (1751) и Па­жес­кий кор­пус (1759). Сос­ловно-дво­рян­ский ха­рак­тер но­сило и пер­вое (не только в Рос­сии, но и в Ев­ро­пе) свет­ское учеб­ное за­веде­ние для де­виц — Вос­пи­тательное об­щес­тво бла­город­ных де­виц при Вос­кре­сен­ском Смольном мо­нас­ты­ре (Смольный ин­сти­тут), ос­но­ван­ное в 1764 г.

С се­реди­ны XVIII в. на­чина­ет­ся соз­да­ние об­ще­об­ра­зова­тельной сис­те­мы. Ее стро­или свер­ху.

Важ­нейшим ша­гом, сде­лан­ным в этом нап­равле­нии, ста­ло ос­но­вание в 1755 г. Мос­ков­ско­го уни­вер­си­тета. Уч­режден­ный по ини­ци­ати­ве и про­ек­ту М.В. Ломо­носо­ва, он был мно­гим обя­зан под­дер­жке И.И. Шува­лова, фа­вори­та им­пе­рат­ри­цы Ели­заве­ты Пет­ровны. Важ­нейшим дос­ти­жени­ем соз­да­телей Мос­ков­ско­го уни­вер­си­тета бы­ла его бес­сослов­ность (не при­нима­ли только кре­пос­тных). Сна­чала в уни­вер­си­тете бы­ло три фа­культе­та: фи­лософ­ский, юри­дичес­кий и ме­дицин­ский. Обу­чение бы­ло бес­плат­ным и про­дол­жа­лось семь лет. При уни­вер­си­тете уч­ре­дили две гим­на­зии для под­го­тов­ки бу­дущих сту­ден­тов — в од­ной учи­лись дво­ряне, в дру­гой — раз­но­чин­цы. В 1758 г. гим­на­зия от­кры­ва­ет­ся в Ка­зани.

В 1782 г. в Пе­тер­бурге по­яви­лось Глав­ное на­род­ное учи­лище, го­товив­шее учи­телей для на­род­ных учи­лищ. В 1786 г. был при­нят Ус­тав на­род­ных учи­лищ. В у­ез­дных го­родах от­кры­вались ма­лые учи­лища (двух­классные): здесь учи­ли чте­нию, письму, ариф­ме­тике и грам­ма­тике. В гу­берн­ских го­родах от­кры­вались глав­ные учи­лища, ко­торые приб­ли­жались уже к сред­ней шко­ле, там изу­чали ос­но­вы ге­омет­рии, ме­хани­ки, фи­зики, ис­то­рии, ге­ог­ра­фии. Од­на­ко на прос­ве­щение ни­ког­да не хва­тало средств. В кон­це XVIII в. в учи­лищах обу­чалось чуть бо­лее 20 тыс. уча­щих­ся.

Из­да­ние книг. В до­пет­ров­ские вре­мена кни­га бы­ла пред­ме­том рос­ко­ши, при Пет­ре I она ста­ла учеб­ным по­соби­ем. Поз­же кни­га все больше вос­при­нима­лась как ис­точник зна­ния и удо­вольствия, об­ра­щение к ко­торо­му сре­ди дво­рян ста­новит­ся об­щепри­нятым.

Важ­нейшую роль в при­витии рус­ско­му об­щес­тву при­выч­ки к чте­нию книг сыг­рал Н.И.Но­виков.

С кон­ца 60-х гг. XVIII в. Н.И.Но­виков на­чал из­да­вать са­тири­чес­кие жур­на­лы — «Тру­тень», «Жи­вопи­сец» и др. Они сра­зу ста­ли по­пуляр­ны­ми, лю­ди охот­но их чи­тали. В 1779 г. Но­виков воз­гла­вил ти­пог­ра­фию Мос­ков­ско­го уни­вер­си­тета и в те­чение де­сяти лет с ог­ромным раз­ма­хом пуб­ли­ковал са­мую раз­но­об­разную ли­тера­туру: со­чине­ния рус­ских и за­рубеж­ных пи­сате­лей, сбор­ни­ки ис­то­ричес­ких до­кумен­тов, учеб­ни­ки, спра­воч­ни­ки. При­мер­но треть всех книг, из­да­вав­шихся в эти го­ды в Рос­сии, вы­ходит из ти­пог­ра­фии Но­вико­ва. От­кры­вая книж­ные лав­ки не только в Мос­кве и Пе­тер­бурге, но и в про­вин­ции, прос­ве­титель спо­собс­тво­вал все бо­лее ши­роко­му рас­простра­нению кни­ги.

Раз­ви­тию кни­гопе­чата­ния спо­собс­тво­вал указ Ека­тери­ны II 1783 г. «О вольных ти­пог­ра­фи­ях», поз­во­ляв­ший от­кры­вать их всем же­ла­ющим.

Раз­ви­тие на­уки в се­реди­не и во вто­рой по­лови­не ХVIII в.Круп­нейшим рус­ским уче­ным XVIII в. был М.В. Ломо­носов. Он ос­та­вил свой след в фи­зике, хи­мии, ас­тро­номии, ге­оло­гии, ми­нера­логии. Од­ним из важ­нейших его дос­ти­жений ста­ло от­кры­тие и обос­но­вание за­кона сох­ра­нения ма­терии и дви­жения. Ло­моно­сов до­казал су­щес­тво­вание ат­мосфе­ры на пла­нете Ве­нера. Он яр­ко про­явил се­бя и как уче­ный-прак­тик, был но­вато­ром во мно­гих об­ластях тех­ни­ки и тех­но­логии. Ло­моно­сов соз­дал пер­вую в Рос­сии хи­мичес­кую ла­бора­торию. Он раз­ра­ботал тех­но­логию из­го­тов­ле­ния смальты из стек­ла и соб­рал нес­колько кар­тин, преж­де все­го «Пол­тав­скую ба­талию». Сра­зу же по вступ­ле­нии в Ака­демию на­ук уче­ный на­чал об­ра­бот­ку кол­лекции ми­нера­лов, куп­ленных Пет­ром Ве­ликим за гра­ницей и соб­ранных в Си­бири, и поз­днее опуб­ли­ковал ка­талог этой кол­лекции. Ло­моно­сов из­вестен и как ре­фор­ма­тор рус­ско­го ли­тера­тур­но­го язы­ка, и как та­лан­тли­вый по­эт.

Став пер­вым рус­ским ака­деми­ком, Ло­моно­сов мно­го сде­лал для усо­вер­шенс­тво­вания де­ятельнос­ти Ака­демии на­ук, из­бавле­ния ее от за­силья чи­нов­ни­ков и уче­ных-нем­цев, не­ред­ко рав­но­душ­ных к судьбам на­уки.

Вид­ную роль Ло­моно­сов сыг­рал так­же в раз­ви­тии ис­то­ричес­кой на­уки. Большой вклад в эту на­уку внес­ли тру­ды В.Н.Та­ти­ще­ва. Его «Ис­то­рия Рос­сийская с са­мых древ­нейших вре­мен» ста­ла пер­вым сис­те­мати­чес­ким на­уч­ным из­ло­жени­ем рус­ской ис­то­рии. Свои кон­цепции ис­то­ричес­ко­го раз­ви­тия Рос­сии раз­ра­бота­ли М.М. Щер­ба­тов и И.Н.Бол­тин.

Важ­ную роль в раз­ви­тии зо­оло­гии, бо­тани­ки, эт­ногра­фии сыг­ра­ли эк­спе­диции Ака­демии на­ук в раз­ные ре­ги­оны Рос­сии под ру­ководс­твом П.С.Пал­ла­са, С.Г.Гме­лина, И.И. Ле­пехи­на.

В XVIII в. ра­бота­ли мно­гие изоб­ре­тате­ли. И.И. Пол­зу­нов пос­тро­ил в 1763 г. па­ровую ма­шину, И.П. Кули­бин соз­дал ряд ори­гинальных при­боров и инс­тру­мен­тов, во мно­гом опе­режав­ших свое вре­мя. Од­на­ко эти сме­лые изоб­ре­те­ния не по­лучи­ли сколько-ни­будь серьез­но­го рас­простра­нения.

Об­щес­твен­ная мысль. Ог­ромное вли­яние на об­щес­твен­ную мысль ока­зыва­ли идеи прос­ве­щен­но­го аб­со­лютиз­ма. Про­паган­ди­рова­ла эти идеи са­ма Ека­тери­на II.

Од­на­ко не­кото­рые прос­ве­тите­ли на­ходи­лись в оп­по­зиции к им­пе­рат­ри­це. Са­мым яр­ким из них был Н.И.Но­виков. В сво­их жур­на­лах он го­ворил о не­помер­ной влас­ти по­мещи­ков над кре­пос­тны­ми, об их жес­то­кос­ти и на­сили­ях, об­ли­чал и выс­ме­ивал прид­ворных за вы­соко­мерие, не­вежес­тво, пре­неб­ре­жительное от­но­шение к сво­ему на­роду.

Осо­бое мес­то в ис­то­рии об­щес­твен­ной мыс­ли за­нима­ет А.Н. Ра­дищев. В сво­ем со­чине­нии «Пу­тешес­твие из Пе­тер­бурга в Мос­кву» (1790) он пер­вым оп­ре­делил кре­пос­тное пра­во как страш­ное и бе­зус­ловное зло для Рос­сии. Со­чувс­твие ав­то­ра к ре­волю­ции бы­ло оче­вид­ным. По­мещи­ки изоб­ра­жались как жес­то­кие, бес­по­щад­ные на­сильни­ки, с яв­ным одоб­ре­ни­ем го­вори­лось о рас­пра­вах над ни­ми. Ра­дищев, ко­торо­го Ека­тери­на II наз­ва­ла «бун­товщи­ком, ху­же Пу­гаче­ва», был при­гово­рен к смер­тной каз­ни, за­менен­ной ссыл­кой в Си­бирь. В 1792 г. в Шлис­сельбург­скую кре­пость был зак­лю­чен Но­виков.

Раз­ви­тие ис­кусс­тва в се­реди­не и во вто­рой по­лови­не ХVIII в. Культур­ное раз­ви­тие Рос­сии в ХVIII в. шло в рус­ле за­пад­но­ев­ро­пейской культу­ры, но сох­ра­няло яр­кие на­ци­ональные чер­ты.

Ос­но­вопо­лож­ни­ком рус­ской дра­матур­гии стал А.П.Су­маро­ков, ко­торый был ис­крен­не уве­рен в ос­но­вопо­лага­ющем зна­чении дво­рянс­тва и не­об­хо­димос­ти кре­пос­тно­го пра­ва в Рос­сии. В сво­их дра­мах Су­маро­ков вос­пе­вал бла­городс­тво, чувс­тво чес­ти, спо­соб­ность к са­мопо­жер­тво­ва­нию.

Д.И.Фон­ви­зин в ко­меди­ях «Бри­гадир», «Не­доросль» об­ли­чал в сво­их пер­со­нажах та­кие по­роки дво­рянс­тва, как не­вежес­тво, ле­ность, вы­соко­мерие и про­из­вол по от­но­шению к сво­им «ра­бам».

Са­мый вы­да­ющийся по­эт ХVIII в. Г.Р. Дер­жа­вин не счи­тал­ся с ус­то­яв­ши­мися ка­нона­ми, язык его сти­хов приб­ли­жал­ся к жи­вой раз­го­вор­ной ре­чи.

На ру­беже XVIII—XIX вв. в рус­ской ли­тера­туре фор­ми­ру­ет­ся сен­ти­мен­та­лизм. Сен­ти­мен­та­лис­тов вол­но­вали пе­режи­вания обыч­но­го че­лове­ка. Н.М. Ка­рам­зин, са­мый яр­кий пи­сатель это­го нап­равле­ния, про­из­вел сильное впе­чат­ле­ние на чи­тате­лей сво­ей по­вестью «Бед­ная Ли­за» о люб­ви дво­ряни­на и де­вуш­ки-крестьян­ки.

В 1756 г. на ос­но­ве ярос­лав­ской те­ат­ральной труп­пы соз­да­ет­ся пер­вый в Рос­сии го­сударст­вен­ный те­атр во гла­ве с за­меча­тельным ак­те­ром Ф.Г. Вол­ко­вым.

Про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние и быс­трое раз­ви­тие жи­вопи­си, скульпту­ры, ар­хи­тек­ту­ры. Ог­ромное зна­чение в этом про­цес­се сыг­ра­ла Ака­демия ху­дожеств, соз­данная в 1757 г.

Осо­бое раз­ви­тие по­лучи­ла пор­трет­ная жи­вопись. Про­из­ве­дения Д.Г. Ле­виц­ко­го (пор­тре­ты Н.И.Но­вико­ва, Д.Дид­ро, се­рия пор­тре­тов вос­пи­тан­ниц Смольно­го ин­сти­тута) по­ража­ют как ху­дожес­твен­ным мас­терс­твом, так и сво­ей прос­то­той, пре­дельной яс­ностью ха­рак­те­рис­тик изоб­ра­жа­емых пер­со­нажей. Для ра­бот Ф.С. Ро­кото­ва, нап­ро­тив, ха­рак­терна не­кото­рая не­дос­ка­зан­ность, та­инс­твен­ность, под­черки­ва­ющая ду­шев­ную глу­бину изоб­ра­жа­емых им лю­дей. Та­ков зна­мени­тый пот­рет А.П.Струйской. В.Л.Бо­рови­ков­ский ис­хо­дил из идей сен­ти­мен­та­лиз­ма, зас­тавляя зри­теля про­ник­нуться чувс­тва­ми, пе­режи­ва­емы­ми его ге­ро­ями. Луч­шей его ра­ботой счи­та­ет­ся пор­трет М.И. Ло­пу­хиной.

Ве­личайшим мас­те­ром скульпту­ры был Ф.И. Шу­бин, спо­соб­ный вы­ражать в сво­их про­из­ве­дени­ях ду­хов­ную сущ­ность сво­их ге­ро­ев. Бюс­ты его зем­ля­ка М.В.Ло­моно­сова, им­пе­рато­ра Пав­ла I не только пе­реда­ют внеш­ний об­лик, но и рас­кры­ва­ют их внут­ренний мир.

Са­мым из­вес­тным ар­хи­тек­то­ром, тво­рив­шим в сти­ле ба­рок­ко, был В.В. Рас­трел­ли, соз­да­тель Зим­не­го двор­ца, двор­цо­вых ан­сам­блей в Пе­тер­го­фе, Цар­ском Се­ле. Во вто­рой по­лови­не XVIII в. ба­рок­ко сме­ня­ет­ся клас­си­циз­мом. Со­ору­жения В.И. Ба­жено­ва (дом Паш­ко­ва), М.Ф.Ка­зако­ва (Мос­ков­ское дво­рян­ское соб­ра­ние, Мос­ков­ский уни­вер­си­тет, зда­ние Се­ната в Крем­ле), И.Е.Ста­рова (Тав­ри­чес­кий дво­рец) и мно­гие дру­гие по пра­ву счи­та­ют­ся ве­лико­леп­ны­ми па­мят­ни­ками ми­ровой ар­хи­тек­ту­ры.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.