Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культурное пространство Российской империи в ХVIII в.



§ 46.Культурное пространство Российской империи в ХVIII в.

Нов­шес­тва в культу­ре пет­ров­ских вре­мен.Мощ­ный тол­чок в раз­ви­тии рус­ской культу­ры свя­зан с име­нем Пет­ра I.

От­но­шение пер­во­го им­пе­рато­ра Рос­сии к культу­ре но­сило под­чер­кну­то праг­ма­тичес­кий ха­рак­тер. Ему нуж­ны бы­ли спе­ци­алис­ты для ар­мии и фло­та, го­сударст­вен­ных ор­га­нов, ма­нуфак­тур, стро­ек. Все это обус­ло­вило быс­трое раз­ви­тие сфе­ры об­ра­зова­ния.

С кон­ца XVII в. мо­лодых (да и не только мо­лодых) дво­рян ста­ли по­сылать в учеб­ные за­веде­ния Ев­ро­пы. В на­чале XVIII в. по­яв­ля­ют­ся свои учеб­ные за­веде­ния: На­вигац­кая (ма­тема­тичес­ких и на­вигац­ких на­ук) и Пуш­кар­ская шко­лы в 1701 г., Ме­дицин­ская — в 1707 г., Ин­же­нер­ная — в 1712 г.

В 1714 г. по ука­зу Пет­ра во все гу­бер­нии бы­ли пос­ла­ны вы­пус­кни­ки На­вигац­кой шко­лы для ор­га­низа­ции ци­фир­ных школ, да­вав­ших на­чальное об­ра­зова­ние (гра­мота, ариф­ме­тика). К 1725 г. та­ких школ бы­ло око­ло 50.

В шко­лы уче­ников при­ходи­лось рек­ру­тиро­вать на­сильно, как сол­дат в ар­мию. Большое зна­чение для раз­ви­тия прос­ве­щения име­ло вве­дение граж­дан­ской аз­бу­ки. Ре­фор­ма шриф­та 1708—1710 гг. уп­рости­ла ки­рил­ли­цу. От­кры­вались но­вые ти­пог­ра­фии, где в ос­новном пе­чата­ли кни­ги прик­ладно­го ха­рак­те­ра: сло­вари, ру­ководс­тва по ме­хани­ке, тех­ни­ке, ар­хи­тек­ту­ре, во­ен­но­му де­лу, учеб­ни­ки. Сре­ди учеб­ни­ков по сво­ему уров­ню вы­деля­лась «Ариф­ме­тика» Л.Ф. Маг­ницко­го (1703).

 Буквы азбуки, вычеркнутые рукой Петра I

Вид­ное мес­то в ис­то­рии рус­ской культу­ры за­няла пер­вая пе­чат­ная га­зета «Ве­домос­ти» (1702), в ко­торой пуб­ли­кова­лись све­дения о во­ен­ных, хо­зяйствен­ных и культур­ных со­быти­ях, инос­тран­ная хро­ника.

Петр I внес ог­ромный вклад в ста­нов­ле­ние рус­ской на­уки. В 1714 г. в Пе­тер­бурге бы­ла ос­но­вана пер­вая в Рос­сии биб­ли­оте­ка (с 1728 г. ее от­кры­ли для все­об­ще­го по­сеще­ния), в 1719 г. — пер­вый му­зей — Кунс­тка­мера. При Пет­ре ста­ли ор­га­низо­вывать на­уч­ные эк­спе­диции для изу­чения Рос­сии, сос­тавлять ге­ог­ра­фичес­кие кар­ты. Серьез­ным ус­пе­хом но­ворож­денной рус­ской кар­тогра­фии ста­ло на­несе­ние на кар­ту и опи­сание по­бережья Кас­пийско­го мо­ря, сде­лан­ное в 1720 г. Ф.И.Соймо­новым и К.Вер­де­ном.

В 1725 г. в Пе­тер­бурге по ука­зу Пет­ра, но уже пос­ле его смер­ти, сос­то­ялось от­кры­тие Ака­демии на­ук.

Ака­демия дол­жна бы­ла кон­цен­три­ровать все на­уч­ные си­лы стра­ны, ока­зывать под­дер­жку раз­но­об­разным на­уч­ным на­чина­ни­ям. По­мимо биб­ли­оте­ки и Кунс­тка­меры, при­писан­ных к Ака­демии, при ней соз­да­вались об­серва­тория, фи­зичес­кая и хи­мичес­кая ла­бора­тории, бо­тани­чес­кий сад, мас­тер­ские. При Ака­демии бы­ли ти­пог­ра­фия, уни­вер­си­тет — пер­вое в Рос­сии свет­ское выс­шее учеб­ное за­веде­ние (су­щес­тво­вало до 1766 г.) и гим­на­зия.

Са­мым яр­ким пред­ста­вите­лем об­щес­твен­ной мыс­ли Пет­ров­ской эпо­хи стал уче­ный мо­нах Фе­офан Про­копо­вич. В сво­их про­пове­дях и дру­гих со­чине­ни­ях он от­ра­жал идеи Пет­ра о ве­личии Рос­сийско­го го­сударс­тва, о стрем­ле­нии им­пе­рато­ра к дос­ти­жению на­род­но­го бла­га. Осо­бен­но важ­на роль Про­копо­вича в обос­но­вании пра­ва мо­нар­ха на не­ог­ра­ничен­ную власть («Ду­хов­ный рег­ла­мент», 1721; «Прав­да во­ли мо­нар­шей», 1722). Еще од­ним из­вес­тным пуб­ли­цис­ти­чес­ким про­из­ве­дени­ем то­го вре­мени бы­ла «Кни­га о ску­дос­ти и бо­гатс­тве» И.Т. Посош­ко­ва (1724). В ней ав­тор из­ла­гал свои со­об­ра­жения о сос­то­янии дел в Рос­сии, преж­де все­го в хо­зяйствен­ной сфе­ре. По­сош­ков счи­тал са­модер­жа­вие иде­альным го­сударст­вен­ным стро­ем для Рос­сии, вме­ша­тельство влас­ти в эко­номи­ку пред­став­ля­лось ему не только до­пус­ти­мым, но и весьма же­лательным — лишь бы это де­лалось ра­зум­но. В то же вре­мя ав­тор с большим по­нима­ни­ем и бес­по­койством пи­сал о тя­готах на­селе­ния. Он до­казы­вал, что бед­ность крестьян не­из­бежно под­ры­ва­ет бла­госос­то­яние всей стра­ны.

В ис­кусс­тве про­яви­лась та же тен­денция, что и во всей дея­тельнос­ти Пет­ра I, — стрем­ле­ние как мож­но ско­рее вы­вес­ти Рос­сию на ев­ро­пейский путь раз­ви­тия.

Так, Пе­тер­бург стро­ил­ся по за­ранее раз­ра­ботан­но­му пла­ну; до­ма воз­дви­гались стро­го по пря­мой ли­нии; фа­сады дол­жны бы­ли вы­ходить на ули­цу, при­давая ей на­ряд­ный и тор­жес­твен­ный вид. В строи­тельстве но­вой сто­лицы при­нима­ли учас­тие рус­ские ар­хи­тек­то­ры — Иван Ус­ти­нов, Ми­ха­ил Зем­цов и др., но на­ибо­лее зна­чительные зда­ния Пе­тер­бурга то­го вре­мени — Пет­ро­пав­лов­ский со­бор и зда­ния Две­над­ца­ти кол­ле­гий — бы­ли воз­ве­дены итальян­цем До­мени­ко Тре­зини.

Пер­вы­ми мас­те­рами но­вой для Рос­сии мас­ля­ной жи­вопи­си ста­ли Иван Ни­китин и Ан­дрей Мат­ве­ев, учив­ши­еся за ру­бежом. Ни­китин из­вестен как глу­боким ин­те­ресом к внут­ренне­му ми­ру че­лове­ка, так и уме­ни­ем вос­про­из­во­дить этот мир на сво­их по­лот­нах. На­ибо­лее ин­те­рес­ной ра­ботой Мат­ве­ева яв­ля­ет­ся его «Ав­то­пор­трет с же­ной».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.