Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технология ознакомления со скульптурой



Технология ознакомления со скульптурой

Общие положения ознакомительной работы

Определение значения архитектуры в эстетическом воспитании   и художественно-творческом развитии мы находим в работах В.В. Алексеевой, Анатолий Васильевич Бакушинского, Асей Андреевной Грибовской, Галиной Григорьевной Григорьевой,     Н.В. Гросул, Р.Г. Казаковой,  Тамарой Гавриловной Казаковой, Тама́рой Семёновной Комаровой, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, Нина Павловна Сакулиной, Евгения Александровна Флериной и др.

 

Произведения скульптуры    дают     широкие возможности для эстетического воспитания     и  творческого   становления дошкольников. В    них через объем    и  пластику передаются разнообразные образы    окружающего мира.    Сегодня в скульптуре находят отражение такие жанры, которые в   предшествующие    эпохи использовались    в общем    пластическом образе   эпизодически. Например, натюрморт    ранее    был составной частью скульптурного произведения. Сейчас  он стал    активным объектом изображения многих скульпторов, которые через натюрморт пытаются донести свое    видение проблем общества и искусства.

Ознакомление дошкольника с   произведениями скульптуры способствует    развитию его познавательно-эстетической сферы. Пластические образы    воспринимаются детьми  как реальные, изучая    их, они узнают    свойства и  признаки предметов, объектов окружающей    действительности,   их эстетические качества.

Многие скульпторы    отмечают, что пластический образ    в искусстве обладает огромной воздействующей силой.   Скульптура как объект изучения различных наук (философии,   эстетики, искусствоведения, истории,    археологии,   психологии,   педагогики, математики) широко используется    в   целях    эстетического, нравственного   воспитания, диагностики,    коррекции и реабилитации детей.

В ознакомлении дошкольников с произведениями скульптуры можно выделить ряд положений:

- необходимо отобрать произведения скульптуры    в соответствии с темами, рассматриваемые в той или иной группе;

- необходимо на примере произведений скульптуры показать важные пластические характеристики образа с целью расширения их собственного опыта в лепке;

- знакомить целесообразно    поэтапно от общего к частному, ставя акцент на видовом или жанровом многообразии произведений скульптуры;

- сначала лучше знакомить со скульптурой малой формы, наиболее доступной и понятной дошкольникам.

Формы ознакомительной работы

Ознакомление с   произведениями скульптуры    и приобщения к ним имеют   свою специфику, которая связана с   рядом   факторов. Во-первых, с  содержательной ограниченностью произведений скульптуры,    доступных детям    дошкольного возраста. Во-вторых, со сложностью    демонстрации. Доступными оказываются только   скульптуры малой    формы, все остальные можно   продемонстрировать только   в ходе экскурсий (в   большинстве  –  виртуальных).

Одной   из основных форм здесь также    является:

Экскурсия. В ходе экскурсии дети имеют   возможность непосредственно    воспринимать те или иные произведения пластики, о которых можно    рассказывать, активизируя   основное внимание на самой скульптуре.    Экскурсии условно можно разделить    на следующие виды.

Экскурсия к мемориальному комплексу. Дошкольников можно познакомить сразу с целыми скульптурными группами, подчиненными одной общей идее. Детям важно показать особенности художественно-эстетического взаимодействия нескольких скульптур, их индивидуальность и общность одновременно.

Экскурсия к культурно-историческому памятнику. Предполагается изучение    одного  произведения скульптуры,   что упрощает и

одновременно усложняет ход экскурсии. Когда    исследуется один

памятник, это позволяет более     тщательно рассмотреть   все его черты, детальнее изучить отдельные характеристики. Однако удерживать внимание    детей на одном   скульптурном произведении длительное время  очень     сложно. Поэтому нужно продумать эту экскурсию так, чтобы детям    было    познавательно, интересно и не утомительно.

В  программу     экскурсии целесообразно включать анализ не только самого  скульптурного произведения, но и  среды,   в которой находится    памятник, поскольку она оказывает влияние на восприятие      памятника.

Экскурсия в музей.  Она позволяет разработать тематическую выставку,    охватив разные  виды и  формы  скульптуры. Там одновременно    можно   увидеть круглую скульптуру    и рельеф, бюст и    скульптуру в полный рост, станковую и  малую формы. Это делает    экскурсию привлекательной и  интересной для детей.    Сложность    заключается   в том,    чтобы    дети за многообразием    и    эмоционально-эстетической насыщенностью не упустили   основной темы,    которой посвящена экскурсия.

Музейная экспозиция позволяет не только   сравнивать разные по характеру,    технике, форме   пластические  образы, но и сопоставить их с    произведениями различных видов изобразительного  искусства (живописи,    графики). Это помогает детям про чувствовать   специфику скульптуры,    своеобразие ее выразительных средств.

Виртуальная экскурсия. Это вид экскурсии не связан   с непосредственным  созерцанием  произведений скульптуры. С ее помощью можно   не только   познакомить  дошкольников с самыми редкими пластическими образами мирового искусства, но и  сделать возможным    глубокий детальный анализ выразительных    средств отдельных произведений и  целых скульптурных групп.   Виртуальные экскурсии благодаря высокому уровню развития компьютерных технологий позволяют    продемонстрировать этапы    создания скульптуры,   наглядно показать    зависимость   выразительности    пластического образа от выбранного    материала. Разнообразие тем, которые можно раскрыть,    используя    виртуальные  экскурсии, делает   процесс ознакомления еще насыщеннее    с   точки зрения познавательного развития детей.

Следующая    форма  ознакомительной    работы  со скульптурой – непосредственная образовательная деятельность (для ДОШ)/художественно-творческая деятельность (для НАЧ). Ее специфика обусловлена  этапом ознакомления, поскольку именно от того, на какой стадии   находятся дети в    процессе изучения скульптуры, зависят  ход занятия и  его задачи.    Можно  назвать следующие     виды непосредственной образовательной    деятельности.

Первичная. Задача ее – дать     первоначальное представление о скульптуре как виде искусства, ее разновидностях. На таких занятиях целесообразно рассказать о материалах,   инструментах, используемых скульптором, о выразительных    возможностях скульптуры.   Вводные занятия нужны для того, чтобы обеспечить преемственность между разными видами  искусства и  собственно произведениями искусства, активизировать прежний изобразительный    опыт и расширить новый.  Общий  характер вводных занятий является основополагающим в   организации последующих занятий.

Основная. Здесь происходит    освоение основного содержания рассматриваемой    темы.     В  ходе этих занятий дошкольники изучают специфику произведений скульптуры.   Чтобы   это овладение проходило эффективно,   предлагается  следующая схема анализа:

Для детей 3 —5 лет  •

1. Что вы чувствуете,     когда     смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Для чего нужна   эта скульптура?   Где ее можно поставить?

4. Можно  ли обойти  эту скульптуру    вокруг  и рассмотреть    ее с различных  сторон  или у  нее только одна   сторона?

5. Кого (что) изображает    скульптура?

6. Какими вам кажутся герои    этого произведения: большими или маленькими?

7. Что является самым   заметным и  главным в произведении?    Какой    образ?

8. Какие    геометрические формы  «спрятались» в произведении?

9. В  этом произведении есть герои,   которые кажутся    движущимися?

10. А  как можно   было бы назвать произведение?

11. Понравилось ли вам произведение? Чем?

12. А  хотели   бы сами слепить что-нибудь     похожее?

 

Для детей 5 –7 лет  

1. Что вы чувствуете,     когда     смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Как вы думаете, какой    характер у  этой скульптуры?

4. Какие    выразительные средства являются важными для этой скульптуры?

5. Можно  ли обойти  эту скульптуру    вокруг  и рассмотреть    ее с различных  сторон  или она располагается на плоскости?

6. Эта скульптура    относится к   круглой скульптуре     или рельефу?

7. Как сильно  выступает рельеф  над плоскостью?

8. Кого (что) изображает    скульптура?  Сколько персонажей в скульптуре?

9. Для чего создано это произведение? Почему вы так решили?

Где можно   встретить такую    скульптуру?

10. Из какого   материала выполнена скульптура?

11. Какой    величины это произведение?

12. Это произведение является самостоятельным    или частью чего-нибудь?

13. Используются ли другие  виды искусства в скульптуре? Каково их    значение?

14. Что является главным в   скульптуре?

15. В  какую    геометрическую форму   можно заключить   это    произведение?

16. Какие    геометрические формы  можно   выделить в этой    скульптуре?

17. Пропорциональны ли части произведения? Гармонично ли само    произведение?

18. Если добавить (убрать) какой-либо     элемент в скульптуре, что это изменит?

19. Повторяются ли какие-либо элементы в   скульптуре?

20. Динамично    или статично произведение? С  помощью каких средств скульптор достиг   этого?

21. Использованы ли в   произведении контрасты?    Где? Какие?

22. Реалистично  или декоративно  это произведение?

23. Используются ли декоративные элементы в скульптуре? Какие? Где?

24. К  какому  виду скульптуры    относится это произведение?

25. К  какому  жанру   относится это произведение?

26. Какую(ие) технику(ки)    использовал   скульптор?

27. Что является характерным для этого произведения?

28. Как вы думаете, а   как называется это произведение?

29. А  знаете,   кто выполнил его?

30. Понравилось ли вам произведение? Чем?

 

В  данной  схеме     нельзя   учесть   всех нюансов ознакомления    с каждым скульптурным произведением, однако  в   ней представлены основные    аспекты, на которые следует обращать внимание детей.

Главное – не  упрощать материал, когда этого не требуется. Если ведется    планомерная  работа, все затрагиваемые здесь понятия будут доступны    и  интересны детям.   У  всех детей уровень подготовленности восприятия    разный, но, чтобы рассматриваемые  знания  стали частью их    личного опыта, необходимо подкреплять  схему    дополнительными вопросами, уточнениями, пояснениями. Это позволит активизировать открытие    детьми  отдельных характеристик пластического образа. В    ознакомительной    работе   важно    сотворчество педагога и детей, детей    и  мастера, детей друг с   другом.

Повторная.    Здесь имеется в виду обобщение изученного материала с целью его закрепления   и  определения степени его усвоения.

В  ходе таких     занятий у  педагога появляется возможность еще    раз напомнить, пояснить, разъяснить отдельные моменты в изучении скульптуры, а у  детей уточнить, скорректировать, справить, дополнить недостающие звенья   в   общей системе знаний.     Закрепление может    проходить в   форме   игр, игровых проблемных ситуаций, бесед, которые    организуются как в ходе самого занятия, так и  в    самостоятельной деятельности детей. С  этой целью    применяются    слайды, фильмы,    а также различные игры.

Такая форма ознакомительной работы, как игра используется в рамках непосредственной образовательной деятельности и в  качестве самостоятельной формы ознакомления.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.