Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





III. Теории конвергенциидвух факторов.



III. Теории конвергенциидвух факторов.

Данная теория предложена В. Штерном, который попытался снять односторонность каждой из предшествующих теорий. Согласно этой теории, процесс психического развития определяется взаимодействием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды, т.е. развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Здесь предпочтение отдается наследственной предопределенности развития.

Сравнивая между собой, казалось бы, принципиально разные подходы к вопросу о психическом развитии ребенка, можно обнаружить сходство, т.к. представители данных теорий рассматривают ребенка как пассивный объект внешних влияний, т.е. ими отрицается или не учитывается активность самого человека.

Человек есть продукт истории и является частью природы, т.е. существо биосоциально.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Оно предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики.

Таким образом, психическое развитиеэто процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания, т.е. необратимый процесс во времени.

Развитие психики – не простое повторение пройденного, а очень сложный загзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Л.С. Выготский впервые в отечественной психологии занялся изучением соотношения биологического и социального в психическом развитии ребенка. Он создал культурно-историческую концепцию психического развития, в которой показал, что только в общении и в определенных социальных условиях жизни возможно развитие специфически человеческих свойств психики - высших психических функций: произвольной памяти, логического мышления, речи.

Ученый выдвинул мысль о том, что труд, орудийная деятельность ведут к изменению типа поведения человека, к отличию человека от животных. Это отличие состоит в опосредованном характере его деятельности, т.к. человек в своей внутренней психической деятельности пользуется знаками (словом, цифрой и т.д.), подобно тому, как во внешней, практической деятельности он использует орудие.

Развитие человека происходит в процессе овладения всеми этими средствами (как орудиями, так и знаками) путем обучения. Именно поэтому обучение занимает центральное место во всей системе организации жизни ребенка, определяя его психическое развитие. Следовательно, развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, позволяющих овладеть опытом предшествующих поколений.

С позиции культурно-исторической концепцииглавная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми и опосредованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется – опосредуется интериоризированными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность.

Понятие «развитие высших психических функций» охватывает две группы явлений, отмечает Л.С. Выготский. Это, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления – языком, письмом, счетом, рисованием; во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций – произвольное внимание, логическая память, образование понятий и т.д. Те и другие, взятые вместе, и образуют процесс развития высших форм поведения ребенка.

Поведение современного культурного взрослого человека является результатом двух различных процессов психического развития: биологическая эволюция и историческое развитие.

Суть и содержание культурного развития поведения – глубокие изменения высших психических функций, которые произошли в филогенезе человека. Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций. В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные.

Говоря о культурном развитии ребенка, Л.С. Выготский имеет в виду процесс, соответствующий психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества. Культурное развитие ребенка налагается на процессы роста, созревания и органического развития ребенка и образует с ним единое целое.

Факторы психического развития личности– это объективно существующее, что с необходимостью определяет её жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова, т.е. те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.