Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Закономерности психического развития человека



 

Название дисциплины: Психология

Номер группы: ДО191, ФК192, ДО203, ДО192

Форма и дата задания: комбинированное занятие 29.01.2021г.

ФИО преподавателя: Авозбакиева Анна Анатольевна aavozbakieva@bk.ru

Срок выполнения (сдачи) задания: 01.02.2021г.

Дата консультации: 29.01.2021г.

 

Формулировка задания:

Необходимо изучить и выполнить материал

 

Закономерности психического развития человека

ПЛАН

1. Понятие о психическом развитии.

2. Основные факторы развития психики ребенка.

3. Движущие силы психического развития.

4. Психическое развитие и обучение.

5. Общие закономерности психического развития.

Понятие о психическом развитии. Детская психология как наука генетическая, т.е. относящаяся к индивидуальному развитию, изучает закономерности психического развития ребенка. На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Рассмотрим некоторые из них.

I. Биологизаторский подход(теория преформизма).

В русле данного круга теорий рассуждают следующим образом: развитие изначально предопределено наследственными задатками, заключенными в зачатке, семени. Развитие рассматривается как постоянное развертывание этих свойств. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень которого они достигают в ходе развития, - все это наследственно предопределено, т.е. все психические особенности человека являются врожденными. Данная теория сводит все психическое развитие к росту, к количественному изменению имеющихся свойств и тем самым отрицает развитие как появление новых качеств.

К данной группе теорий относятся концепции Ст. Холла, А. Гезелла, Л. Термена. Так, американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Он находил в развитии и поведении ребенка многочисленные атавизмы: инстинкты, страхи.

А. Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (нормы и разных форм патологии) с применением кино- фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое «зеркало Гезелло»).

Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени равзития к другой, подчеркивая зависимость развития от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Таким образом, А. Гезелл представлял социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде.

Л. Термен создал вслед за А. Бине новый вариант тестов для измерения умственных способностей (1916 г.), ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни.

Примерами данного подхода могут служить концепции З. Фрейда, который отводил решающую роль в психическом развитии биологическим влечениям и инстинктам, К. Лоренц (австрийский этолог) считал, что социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами, отобранными в процессе эволюции (трусость, обман, эгоизм, агрессивность и др. пороки вечны), немецкий психолог Э. Кречмер полагал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

II. Социологизаторский подход(теории «чистой доски»).

Сторонники данного подхода утверждают, что ребенок в момент рождения является «чистой доской», как чистая восковая палочка – tabula rasa. Под влиянием внешних условий в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. Эта точка зрения на развитие ребенка была впервые высказана английским философом XVII в. Джоном Локком. Все развитие есть приобретение ребенком опыта. Воспитатель может «вылепить» ребенка по любому образцу, который он выбрал.

К этому кругу теорий относят, например, концепцию бихевиоризма, который не отрицает присутствие наследственности, но решающей роли в развитии психики ей не отводится. Основным в развитии ребенка, с позиций бихевиористов, является научение (training), или тренировка. Благодаря ей ребенок научается ходить, играть, разговаривать, трудиться, действовать в привычных обстоятельствах и переносить выбранные привычки и навыки в новые условия. Представители этого направления (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Р. Сирск, Скиннер и др.) смотрят на человека как на хорошо налаженную машину. Все его развитие сводится к приобретению навыков: чем их больше, чем они более отработаны, тем более человек приспособлен к жизни, а значит, тем более развит (теории социального научения).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.