Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методическая помощь ученику при составлении плана



Методическая помощь ученику при составлении плана

I. На первом этапе необходимо проверить насколько у ученика сформированы техника чтения, умеет ли он воспринимать прочитанный текст и осмыслять содержание текста.

II. Далее познакомить ученика с алгоритмом составления плана и его структурой.  Учитель должен  показать на примере, каким должен быть план. Для этого школьникам вначале дают готовый план. Как правило, это бывает план к изложению. Написав несколько изложений по готовому плану, дети должны начать составлять такой план сами.

Структура плана

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Заголовки: (виды: вопросные /Кто слепил Колобка?/; тезисные /Бабка лепит Колобка/; назывные /Лепка Колобка/; опорные / Состряпала Колобок/ ДАВАТЬ НАУЧНУЮ ФОРМУЛИРОВКУ ЗАГОЛОВКА НЕ СЛЕДУЕТ

На примере учащимся показывают и как формулируются заголовки. Они тоже даются в готовом виде. Работая с такими заголовками, дети должны не только видеть в них образец, но и определять, к какой части текста относится каждый из них. Например, задание, предполагающее данный прием, такое:

Прочитай текст, расположи пункты плана по порядку.

Другим распространенным приёмом обучения являетсяметодика восстановления текста.При таком обучении школьникам даётся текст, разрезанный на части (чаще всего это бывают абзацы), из которых они должны составить рассказ.

Задание: «Напечатанные ниже смысловые части текста расположены не по порядку. «Собери их» – в этом тебе поможет план» (Даны части текста и план, нужно расставить части в соответствии с планом))

Алгоритм составления плана:

1. Раздели текст на законченные по смыслу части.

2. Определи основную мысль каждой части.

3. Озаглавь каждую часть текста.

И может быть таким (более развернутый вариант):

Алгоритм составления плана:

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5. Проверьте, можно ли руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.

6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

 

III. Включать в работу с учащимися упражнения:

Приемы выделения главной мысли текста:

1. Краткая формулировка сути текста.

a. Какую самую главную мысль ты «прочитал между строк» в сказке В. Берестова «Честное гусеничное». Отметь, с чем ты согласен.

  • Нужно обязательно держать свое честное слово.
  • Человек не сразу может разглядеть красоту природы.
  • Природа способна творить чудеса.

b. Попробуй самостоятельно дать краткую формулировку (в одном предложении) главной мысли в предложенном тексте.

2. Анализ текста с целью понять, где основная мысль, а где – поясняющие её примеры.

Задание: Определи, где в тексте основная мысль, а где – поясняющие примеры

 

3. Прочитай текст и план к нему. Расставь пункты плана согласно прочитанному тексту.

Задерихвост

Большой медведь бесшумно крался по лесу, осторожно переступая голыми подошвами сухие сучки. Впереди, на лугу, паслись кони. Они часто поднимали головы, нюхали ветер. Но ветер дул от них. Кони поворачивали головы против ветра и ни чуять, ни видеть хищника не могли.

Вдруг из кучи хвороста выскочил крошечный задерихвост – птичка ростом с сосновую шишку; носик востренький, тельце орешком, хвостик торчком. И шныряет везде понизу.

Медведь пал на брюхо, вжался в мох. Да уж поздно: уже заметил его задерихвост. Да как затрещит! И откуда у крохи такой голос: за тысячу шагов вздрогнешь.

Кони заржали, умчались.

В ярости вскочил медведь, кинулся ловить нахального малыша. Вмиг раскидал всю кучу.

А задерихвост мышонком проскользнул у него между ног и вспорхнул на дерево. Поди и поймай его там! Всю охоту испортил медведю. С головой его выдал.

(По В. Бианки)

План:

1. Медведь подбирается к коням.

2. Кони не чуют хищника.

3. Всю охоту испортил!

4. Задерихвост криком спугивает коней.

5. Напрасная ярость медведя.


4. Напечатанные смысловые части текста расположены не по порядку. «Собери их» - в этом тебе поможет план.

Вот видит собака колбасу, а достать ее не может, потому что комод высокий, а она совсем маленькая, вроде кошки. Маленькая-то она маленькая, но довольно хитрая. Она немножко подумала, как профессор, и вот что придумала.

Потом пришли хозяева. Они рассердились, что исчезла колбаса, и хотели побить собаку. Но когда узнали, каким образом собака достала колбасу, не стали ее бить. Только засмеялись и сказали: « Ох, до чего умная у нас собака! Нам даже не жалко, что она колбасу съела».

Одна собака увидела на комоде колбасу. А дома никого не было. Наша собачища расхрабрилась и решила эту колбасу стянуть. И до того она захотела полакомиться этой колбаской, что у нее даже слюнки потекли.

Сначала зубами выдвинула нижний ящик комода. Затем взобралась на этот ящик и немного выдвинула второй ящик. Взобравшись на второй ящик, она совсем немного выдвинула и третий ящик. И наша собачонка спокойно и без тревог поднялась по этой лестнице, достала колбасу и слопала ее без остатка.

(По М. Зощенко)

План:

1. Собака видит вкусную колбасу.

2. Как добраться до колбасы?

3. Хитрый план.

4. «Ох, до чего умная у нас собака!»

5. Определи, где в тексте основная мысль, а где – поясняющие ее примеры.

Культурное превосходство той или иной страны часто приводит к тому, что ее письмо заимствуется соседями, менее развитыми в культурном отношении.

В древние времена вавилонский язык был языком общения всего Ближнего Востока, и его распространение было сравнимо с распространением латыни в Средние века.

В более поздние времена греческий, латинский, русский и арабский алфавиты широко использовались (и используются поныне) для многих различных языков.

6. Озаглавь текст и составь план прочитанного.

С утра до вечера без устали перепархивают синицы с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый куст. Назвали их так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции».

Синицы – красивые птички, ростом с воробья. У них белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.

Ранней весной синица начинает вить гнездо. Еще холодно, поэтому гнездо она делает из пуха перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка сидит, как на перине.

Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или синицы сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнездышке лежит по 10-12 яиц. Пока синица сидит на яйцах, будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый час приносит еду.

К концу лета в одной синичьей стайке – семейке будет 20-25 птичек. Такими небольшими стайками они и будут летать по лесу.

Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

В длинные морозные ночи стайки птиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.

 

Вышеизложенная работа способствует формированию умения составлять план прочитанного текста.

 

 

1.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.