Вопросы для практических занятий
ЧМАФК
Перечень вопросов к экзамену 1
- Сущность АФК. Основные положения концепции адаптивной физической культуры. Положения учения, лежащего в основе теории АФК.
- Виды профессиональной деятельности специалиста АФК.
- Цель и задачи АФК. Компоненты АФК, сформированные из потребностей человека с ограничениями в состоянии здоровья.
- Понятие адаптивного физического воспитания. Понятие адаптивного спорта в АФК. Понятие адаптивной двигательной рекреации. Понятие адаптивной физической реабилитации. Сущность креативных практик АФК. Экстремальные виды двигательной активности в АФК.
- Организация адаптивного физического воспитания как основного компонента АФК.
- Организация адаптивного спорта как компонента АФК. Организация адаптивной рекреации как компонента АФК. Организация креативных практик как компонента АФК. Организация экстремальных видов двигательной активности как компонента АФК.
- Организация физической реабилитации как компонента АФК.
- Цель и задачи курса частных методик адаптивной физической культуры. Охарактеризовать нозологические группы курса ЧМ АФК.
- Понятие сенситивного периода. Онтогенетические особенности и сенситивные периоды здорового ребенка. Характеристики естественных потребностей и особенностей сенситивных периодов детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий ЧМ АФК. Основные задачи. Сходство и различие коррекционно-развивающих и образовательных задач. Группы педагогических задач коррекционно-развивающей направленности.
- Основные педагогические принципы работы с детьми с нарушениями в развитии. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми с нарушениями в развитии. Виды образовательных коррекционных учреждений.
- Адаптивное физическое воспитание как обязательная дисциплина в коррекционных школах. Возможные формы организации занятий.
- Охарактеризовать зрительные функции человека, строение зрительного анализатора.
- Что такое центральное зрение, бинокулярное зрение, периферическое зрение, цветовое зрение светоощущение.
- Амблиопия. Катаракта. Глаукома Ретинобластома. Ретрорентальная ретроплазия. Принципы коррекции. Опухоли мозга и зрение.
- Охарактеризовать основные зрительные дисфункции у детей. Причины близорукости. Причины дальнозоркости. Косоглазие. Астигматизм. Нистагм. Макулодистрофия. .Принципы коррекции.
- Методы и средства развития физических качеств у детей с нарушением зрения. Виды физических упражнений как основное средство физической реабилитации детей с нарушением зрения. Вспомогательные средства физического воспитания детей с нарушениями зрения.
- Понятие основных физических качеств человека. Развитие физических качеств и основных локомоций у детей с нарушениями зрения.
- Методические особенности урока по АФВ для детей с нарушением зрения. Ограничения в организации занятий АФВ для детей с нарушением зрения.
- Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей с нарушением зрения.
- Примерный комплекс упражнений для зрительного тренинга. Примерный комплекс упражнений для развития мелкой моторики. Примерный комплекс упражнений для развития координационных способностей.
- Особенности психического развития детей с нарушением зрения (особенности внимания, памяти, восприятия, мышления).
- Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с нарушением зрения. Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением зрения. Сопутствующие заболевания у детей с нарушением зрения.
- Задачи и средства АФВ детей с нарушением зрения (общие, специальные). Вспомогательные средства физического воспитания детей с нарушением зрения.
- АФВ детей в школах III – IV видов. Особенности коррекционной направленности в таких школах. Методы и методические приемы обучения. коррекции и развития детей с нарушением зрения (практических упражнений, дистанционного управления, наглядности, стимулирования).
- Использование и развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения.
- Показания и противопоказания к физическим упражнениям у детей с нарушением зрения.
- Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения.
- Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
- Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения.
- Коррекция и профилактика нарушений зрения.
- Профилактика травматизма на занятиях физкультурой в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями.
- Причины нарушения слуха. Классификация нарушений слуха. Психологические особенности детей с нарушениями слуха. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха. Характеристика типичных нарушений у детей с нарушением слуха.
- Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей.
- Методика активизации познавательной деятельности глухих детей.
- Программы по физическому воспитанию лиц с нарушением слуха. Содержание урока по АФК для детей с нарушениями слуха.
- Методика коррекции координационных способностей для детей с нарушениями слуха.
- Средства коррекции функции равновесия. Средства коррекции вестибулярной функции.
- Профилактика и коррекция нарушений осанки. Профилактика и коррекция плоскостопия.
- Методика проведения артикуляционной гимнастики. Методика дыхательной гимнастики.
- Подвижные игры для детей с нарушением слуха. Содержание подвижных игр для детей с нарушением слуха.
- Организация и методика проведения подвижных игр для детей с нарушением слуха. Подготовка, оборудование для проведения подвижных игр
- Понятие умственная отсталость. Причины возникновения умственной отсталости. Формы умственной отсталости. Степени умственной отсталости.
- Особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью.
- Средства и методы работы при занятиях физкультурой с детьми с нарушениями интеллекта. Принципы и формы работы с умственно отсталыми детьми.
- Методические основы физического воспитания детей с нарушением интеллекта (врачебно-педагогический контроль, оценка физического развития и физической подготовленности, анализ уроков физической культуры).
- Программа физического воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта. Физическое воспитание и его содержание на I-III этапах дошкольного воспитания.
- Физическое воспитание и обучение детей школьного возраста с нарушением интеллекта. Структура урока физической культуры в коррекционной школе.
- Дыхательные упражнения для детей с нарушениями интеллекта.
- Общеразвивающие упражнения для детей с нарушениями интеллекта.
- Упражнения для коррекции ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелезания.
- Коррекция моторики. Коррекция расслабления. Пальцевые упражнения.
- Упражнения для профилактики нарушения зрения.
- Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
- Особенности применения различных видов физических упражнений у умственно отсталых детей (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка).
Перечень вопросов к экзамену 2
- Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП): эпидемиология, классификация, этиология.
- Форма ДЦП спастическая диплегия. Форма ДЦП двойная гемиплегия. Гиперкинетическая форма ДЦП. Гемипаретическая форма ДЦП. Атонически-астатическая форма ДЦП.
- Перечень повреждающих факторов на ЦНС, ведущих к возникновению ДЦП. Вторичные нарушения и сопутствующие заболевания при ДЦП.
- Речевые и психические отклонения при ДЦП. Контрактуры и деформации при ДЦП. Гипертензионно-гидроцефальный синдром при ДЦП. Судорожный синдром при ДЦП.
- Нарушение деятельности вегетативной нервной системы при ДЦП. Нарушение слуха при ДЦП. Нарушение эмоционально-волевой сферы при ДЦП.
- Особенности личности ребенка с ДЦП.
- Двигательные нарушения при ДЦП. Нарушение функции мышц. Типы нарушений регуляции мышечного тонуса при ДЦП.
- Типичные отклонения функций основных мышц тела от нормы при ДЦП. Патологические синергии мышц тела при ДЦП. Формирование порочных поз.
- Гиперкинезы при ДЦП, различные формы гиперкинезов. Нарушение проприоцептивной регуляции при ДЦП.
- Этапы формирования движений ребенка при ДЦП. Позотонические рефлексы, их влияние на позы и установки при ДЦП.
- Двигательная реабилитация детей с ДЦП.
- Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка удержания головы детей с ДЦП. Тренировка поворотов туловища детей с ДЦП. Тренировка ползания на четвереньках детей с ДЦП.
- Тренировка сидения детей с ДЦП. Тренировка стояния детей с ДЦП. Тренировка ходьбы детей с ДЦП.
- Нормализация произвольных движений в суставах верхних конечностей у детей с ДЦП. Нормализация произвольных движений в суставах нижних конечностей у детей с ДЦП. Формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп у детей с ДЦП.
- Коррекция сенсорных расстройств у детей с ДЦП. Коррекция координационных нарушений у детей с ДЦП.
- Нормализация дыхательной функции у детей с ДЦП. Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук. Профилактика и коррекция контрактур.
- Активизация психических процессов и познавательной деятельности у детей с ДЦП.
- АФВ детей с ДЦП в доречевом и раннем возрасте. Задачи и реализация.
- АФВ детей с ДЦП в дошкольном возрасте. Задачи и реализация.
- АФВ детей с ДЦП в школьном возрасте. Задачи и реализация.
- Упражнения начального этапа физической подготовки для детей с ДЦП.
- Упражнения развивающего этапа физической подготовки для детей с ДЦП.
- Упражнения тренирующего этапа физической подготовки для детей с ДЦП.
- Нетрадиционные формы занятий для детей с ДЦП.
- Оценка эффективности занятий АФК при ДЦП.
- Упражнения, стимулирующие психику при ДЦП. Упражнения, стимулирующие речь при ДЦП.
- Упражнения для тренировки равновесия при ДЦП.
- Понятие о вертеброгенных миелопатиях. Сочетанная травма позвоночника и спинного мозга. Варианты «больших» повреждений позвонков.
- Травматическая болезнь спинного мозга. Основные проявления миелопатии.
- Утрата двигательных функций: а) мышечные группы; б) физиологические рефлексы; в) шкала оценки мышечной силы.
- Расстройства чувствительности: а) поверхностной; б) проприоцептивной; в) шкала оценки тяжести поражения при параплегиях; г) индексы моторики и чувствительности при травме спинного мозга.
- Расстройства при миелопатиях функции тазовых органов. Урологические расстройства. Дефекация. Половая функция. Вторичные нарушения при миелопатиях.
- Спастичность при миелопатиях мышц, контрактуры, пролежни, профилактика пролежней, остеопороз.
- Оценка неврологического и адаптационного статуса при миелопатиях .
- Характеристика мышечного тонуса, оценка мышечной силы, рефлексов при миелопатиях.
- Поддержание вертикальной позы. Описание походки. Координационные пробы. Обучение ходьбе в зависимости от уровня поражения и функционального состояния пациента.
- Метод искусственной коррекции патологической ходьбы. Метод динамической проприоцептивной коррекции. Метод тренировки ходьбы в подвесной парашютной системе. Тредмил-терапия.
- Лечебная гимнастика (задачи лечебной гимнастики, классификация гимнастических упражнений, направленность физических упражнений). Организация, продолжительность и формы проведения занятий.
- Упражнения в остром периоде травматической болезни: а) упражнения при травме шейного отдела позвоночника; б) нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника.
- Упражнения при спастических нижних параплегиях (поражение верхнегрудного отдела позвоночника) ранний и промежуточный периоды. Использование тренажеров.
- Классификация ампутаций. Показания к ампутации (абсолютные, относительные).
- Подготовка детей к протезированию конечностей средствами адаптивной физической культуры.
- Изменение в скелете усеченной и сохранившейся верхней конечности у детей. Изменение в скелете усеченной и сохранившейся верхней конечности у взрослых лиц.
- Изменение в скелете усеченной и сохранившейся нижней конечности у детей. Изменение в скелете усеченной и сохранившейся нижней конечности у взрослых.
- Игры, применяемые в работе с детьми с ампутациями и дефектами нижних конечностей. Игры, применяемые в работе с детьми с ампутациями и дефектами верхних конечностей. Содержание и направленность подвижных и спортивных игр.
- Методические особенности занятий на тренажерах. Положительное воздействие на организм. Особенности работы на тренажерах при ампутациях и дефектах нижних конечностей.
- Особенности работы на тренажерах при ампутациях и дефектах верхних конечностей. Организация занятий. Режимы нагрузок. Перечень упражнений. Методические требования к проведению занятий на тренажерах. Противопоказания.
Вопросы для практических занятий
Занятие № 1 Частные методики адаптивной физической культуры для лиц с нарушением зрения.
1. Методы и средства развития физических качеств у детей с нарушением зрения.
2. Виды физических упражнений как основное средство физической реабилитации детей с нарушением зрения.
3. Вспомогательные средства физического воспитания детей с нарушениями зрения.
4. Развитие физических качеств и основных локомоций у детей с нарушениями зрения.
5. Понятие мышечной силы. Ее развитие у детей с нарушениями зрения.
6. Понятие быстроты. Ее развитие у детей с нарушениями зрения.
7. Понятие гибкости. Ее развитие у детей с нарушениями зрения.
8. Понятие ловкости. Ее развитие у детей с нарушениями зрения.
9. Методические особенности урока по АФВ для детей с нарушением зрения.
10. Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей с нарушением зрения.
11. Ограничения в организации занятий АФВ для детей с нарушением зрения.
12. Примерный комплекс упражнений для зрительного тренинга.
13. Примерный комплекс упражнений для развития мелкой моторики.
14. Примерный комплекс упражнений для развития координационных способностей.
15. Методы и методические приемы обучения. коррекции и развития детей с нарушением зрения (практических упражнений, дистанционного управления, наглядности, стимулирования.
16. Показания и противопоказания к физическим упражнениям у детей с нарушением зрения.
17. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения.
18. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
19. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения.
20. Профилактика травматизма на занятиях физкультурой в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями.
Занятие № 2. Частные методики адаптивной физической культуры для лиц с нарушением слуха
- Психологические особенности детей с нарушениями слуха.
- Особенности физического развития детей с нарушениями слуха.
- Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов.
- Программы по физическому воспитанию лиц с нарушением слуха.
- Содержание урока по АФК для детей с нарушениями слуха.
- Методика активизации познавательной деятельности глухих детей.
7. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей.
8. Методика коррекции координационных способностей.
9. Средства коррекции функции равновесия.
10. Средства коррекции вестибулярной функции.
11. Профилактика и коррекция нарушений осанки.
12. Профилактика и коррекция плоскостопия.
13. Методика проведения артикуляционной гимнастики.
14. Методика дыхательной гимнастики.
15. Подвижные игры для детей с нарушением слуха. Содержание подвижных игр для детей с нарушением слуха. Организация и методика проведения подвижных игр. Подготовка, оборудование для проведения подвижных игр
Занятие 3. Частные методики адаптивной физической культуры для лиц с церебральными нарушениями
1. Упражнения начального этапа физической подготовки для детей с ДЦП.
2. Упражнения развивающего этапа физической подготовки для детей с ДЦП.
3. Упражнения тренирующего этапа физической подготовки для детей с ДЦП.
4. Нетрадиционные формы занятий для детей с ДЦП.
5. Оценка эффективности занятий АФК при ДЦП.
6. Упражнения, стимулирующие психику при ДЦП.
7. Упражнения, стимулирующие речь при ДЦП.
8. Упражнения для тренировки равновесия при ДЦП.
9. Двигательная реабилитация детей с ДЦП.
10. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка удержания головы детей с ДЦП.
11. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка поворотов туловища детей с ДЦП.
12. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка ползания на четвереньках детей с ДЦП.
13. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка сидения детей с ДЦП.
14. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка стояния детей с ДЦП.
15. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка ходьбы детей с ДЦП.
16. Нормализация произвольных движений в суставах верхних конечностей у детей с ДЦП.
17. Нормализация произвольных движений в суставах нижних конечностей у детей с ДЦП.
18. Формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп у детей с ДЦП.
|