Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для практических занятий



ЧМАФК

Перечень вопросов к экзамену 1

 

  1. Сущность АФК. Основные положения концепции адаптивной физической культуры. Положения учения, лежащего в основе теории АФК.
  2. Виды профессиональной деятельности специалиста АФК.
  3. Цель и задачи АФК. Компоненты АФК, сформированные из потребностей человека с ограничениями в состоянии здоровья.
  4. Понятие адаптивного физического воспитания. Понятие адаптивного спорта в АФК. Понятие адаптивной двигательной рекреации. Понятие адаптивной физической реабилитации. Сущность креативных практик АФК. Экстремальные виды двигательной активности в АФК.
  5. Организация адаптивного физического воспитания как основного компонента АФК.
  6. Организация адаптивного спорта как компонента АФК. Организация адаптивной рекреации как компонента АФК. Организация креативных практик как компонента АФК. Организация экстремальных видов двигательной активности как компонента АФК.
  7. Организация физической реабилитации как компонента АФК.
  8. Цель и задачи курса частных методик адаптивной физической культуры. Охарактеризовать нозологические группы курса ЧМ АФК.
  9. Понятие сенситивного периода. Онтогенетические особенности и сенситивные периоды здорового ребенка. Характеристики естественных потребностей и особенностей сенситивных периодов детей с ограниченными возможностями здоровья.
  10. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий ЧМ АФК. Основные задачи. Сходство и различие коррекционно-развивающих и образовательных задач. Группы педагогических задач коррекционно-развивающей направленности.
  11. Основные педагогические принципы работы с детьми с нарушениями в развитии. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми с нарушениями в развитии. Виды образовательных коррекционных учреждений.
  12. Адаптивное физическое воспитание как обязательная дисциплина в коррекционных школах. Возможные формы организации занятий.
  13. Охарактеризовать зрительные функции человека, строение зрительного анализатора.
  14. Что такое центральное зрение, бинокулярное зрение, периферическое зрение, цветовое зрение светоощущение.
  15. Амблиопия. Катаракта. Глаукома Ретинобластома. Ретрорентальная ретроплазия. Принципы коррекции. Опухоли мозга и зрение.
  16. Охарактеризовать основные зрительные дисфункции у детей. Причины близорукости. Причины дальнозоркости. Косоглазие. Астигматизм. Нистагм. Макулодистрофия. .Принципы коррекции.
  17. Методы и средства развития физических качеств у детей с нарушением зрения. Виды физических упражнений как основное средство физической реабилитации детей с нарушением зрения. Вспомогательные средства физического воспитания детей с нарушениями зрения.
  18. Понятие основных физических качеств человека. Развитие физических качеств и основных локомоций у детей с нарушениями зрения.
  19. Методические особенности урока по АФВ для детей с нарушением зрения. Ограничения в организации занятий АФВ для детей с нарушением зрения.
  20. Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей с нарушением зрения.
  21. Примерный комплекс упражнений для зрительного тренинга. Примерный комплекс упражнений для развития мелкой моторики. Примерный комплекс упражнений для развития координационных способностей.
  22. Особенности психического развития детей с нарушением зрения (особенности внимания, памяти, восприятия, мышления).
  23. Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с нарушением зрения. Вторичные отклонения в физическом развитии детей, обусловленные нарушением зрения. Сопутствующие заболевания у детей с нарушением зрения.
  24. Задачи и средства АФВ детей с нарушением зрения (общие, специальные). Вспомогательные средства физического воспитания детей с нарушением зрения.
  25. АФВ детей в школах III – IV видов. Особенности коррекционной направленности в таких школах. Методы и методические приемы обучения. коррекции и развития детей с нарушением зрения (практических упражнений, дистанционного управления, наглядности, стимулирования).
  26. Использование и развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения.
  27. Показания и противопоказания к физическим упражнениям у детей с нарушением зрения.
  28. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения.
  29. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
  30. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения.
  31. Коррекция и профилактика нарушений зрения.
  32. Профилактика травматизма на занятиях физкультурой в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями.
  33. Причины нарушения слуха. Классификация нарушений слуха. Психологические особенности детей с нарушениями слуха. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха. Характеристика типичных нарушений у детей с нарушением слуха.
  34. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей.
  35. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей.
  36. Программы по физическому воспитанию лиц с нарушением слуха. Содержание урока по АФК для детей с нарушениями слуха.
  37. Методика коррекции координационных способностей для детей с нарушениями слуха.
  38. Средства коррекции функции равновесия. Средства коррекции вестибулярной функции.
  39. Профилактика и коррекция нарушений осанки. Профилактика и коррекция плоскостопия.
  40. Методика проведения артикуляционной гимнастики. Методика дыхательной гимнастики.
  41. Подвижные игры для детей с нарушением слуха. Содержание подвижных игр для детей с нарушением слуха.
  42.  Организация и методика проведения подвижных игр для детей с нарушением слуха. Подготовка, оборудование для проведения подвижных игр
  43. Понятие умственная отсталость. Причины возникновения умственной отсталости. Формы умственной отсталости. Степени умственной отсталости.
  44. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью.
  45. Средства и методы работы при занятиях физкультурой с детьми с нарушениями интеллекта. Принципы и формы работы с умственно отсталыми детьми.
  46. Методические основы физического воспитания детей с нарушением интеллекта (врачебно-педагогический контроль, оценка физического развития и физической подготовленности, анализ уроков физической культуры).
  47. Программа физического воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта. Физическое воспитание и его содержание на I-III этапах дошкольного воспитания.
  48. Физическое воспитание и обучение детей школьного возраста с нарушением интеллекта. Структура урока физической культуры в коррекционной школе.
  49. Дыхательные упражнения для детей с нарушениями интеллекта.
  50. Общеразвивающие упражнения для детей с нарушениями интеллекта.
  51. Упражнения для коррекции ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелезания.
  52. Коррекция моторики. Коррекция расслабления. Пальцевые упражнения.
  53. Упражнения для профилактики нарушения зрения.
  54. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
  55. Особенности применения различных видов физических упражнений у умственно отсталых детей (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка).

 

 

Перечень вопросов к экзамену 2

 

  1. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП): эпидемиология, классификация, этиология.
  2. Форма ДЦП спастическая диплегия. Форма ДЦП двойная гемиплегия. Гиперкинетическая форма ДЦП. Гемипаретическая форма ДЦП. Атонически-астатическая форма ДЦП.
  3. Перечень повреждающих факторов на ЦНС, ведущих к возникновению ДЦП. Вторичные нарушения и сопутствующие заболевания при ДЦП.
  4. Речевые и психические отклонения при ДЦП. Контрактуры и деформации при ДЦП. Гипертензионно-гидроцефальный синдром при ДЦП. Судорожный синдром при ДЦП.
  5. Нарушение деятельности вегетативной нервной системы при ДЦП. Нарушение слуха при ДЦП. Нарушение эмоционально-волевой сферы при ДЦП.
  6. Особенности личности ребенка с ДЦП.
  7. Двигательные нарушения при ДЦП. Нарушение функции мышц. Типы нарушений регуляции мышечного тонуса при ДЦП.
  8. Типичные отклонения функций основных мышц тела от нормы при ДЦП. Патологические синергии мышц тела при ДЦП. Формирование порочных поз.
  9. Гиперкинезы при ДЦП, различные формы гиперкинезов. Нарушение проприоцептивной регуляции при ДЦП.
  10. Этапы формирования движений ребенка при ДЦП. Позотонические рефлексы, их влияние на позы и установки при ДЦП.
  11. Двигательная реабилитация детей с ДЦП.
  12. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка удержания головы детей с ДЦП. Тренировка поворотов туловища детей с ДЦП. Тренировка ползания на четвереньках детей с ДЦП.
  13. Тренировка сидения детей с ДЦП. Тренировка стояния детей с ДЦП. Тренировка ходьбы детей с ДЦП.
  14. Нормализация произвольных движений в суставах верхних конечностей у детей с ДЦП. Нормализация произвольных движений в суставах нижних конечностей у детей с ДЦП. Формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп у детей с ДЦП.
  15. Коррекция сенсорных расстройств у детей с ДЦП. Коррекция координационных нарушений у детей с ДЦП.
  16. Нормализация дыхательной функции у детей с ДЦП. Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук. Профилактика и коррекция контрактур.
  17. Активизация психических процессов и познавательной деятельности у детей с ДЦП.
  18. АФВ детей с ДЦП в доречевом и раннем возрасте. Задачи и реализация.
  19. АФВ детей с ДЦП в дошкольном возрасте. Задачи и реализация.
  20. АФВ детей с ДЦП в школьном возрасте. Задачи и реализация.
  21. Упражнения начального этапа физической подготовки для детей с ДЦП.
  22. Упражнения развивающего этапа физической подготовки для детей с ДЦП.
  23. Упражнения тренирующего этапа физической подготовки для детей с ДЦП.
  24. Нетрадиционные формы занятий для детей с ДЦП.
  25. Оценка эффективности занятий АФК при ДЦП.
  26. Упражнения, стимулирующие психику при ДЦП. Упражнения, стимулирующие речь при ДЦП.
  27. Упражнения для тренировки равновесия при ДЦП.
  28. Понятие о вертеброгенных миелопатиях. Сочетанная травма позвоночника и спинного мозга. Варианты «больших» повреждений позвонков.
  29. Травматическая болезнь спинного мозга. Основные проявления миелопатии.
  30. Утрата двигательных функций: а) мышечные группы; б) физиологические рефлексы; в) шкала оценки мышечной силы.
  31. Расстройства чувствительности: а) поверхностной; б) проприоцептивной; в) шкала оценки тяжести поражения при параплегиях; г) индексы моторики и чувствительности при травме спинного мозга.
  32. Расстройства при миелопатиях функции тазовых органов. Урологические расстройства. Дефекация. Половая функция. Вторичные нарушения при миелопатиях.
  33. Спастичность при миелопатиях мышц, контрактуры, пролежни, профилактика пролежней, остеопороз.
  34. Оценка неврологического и адаптационного статуса при миелопатиях .
  35. Характеристика мышечного тонуса, оценка мышечной силы, рефлексов при миелопатиях.
  36. Поддержание вертикальной позы. Описание походки. Координационные пробы. Обучение ходьбе в зависимости от уровня поражения и функционального состояния пациента.
  37. Метод искусственной коррекции патологической ходьбы. Метод динамической проприоцептивной коррекции. Метод тренировки ходьбы в подвесной парашютной системе. Тредмил-терапия.
  38. Лечебная гимнастика (задачи лечебной гимнастики, классификация гимнастических упражнений, направленность физических упражнений). Организация, продолжительность и формы проведения занятий.
  39.  Упражнения в остром периоде травматической болезни: а) упражнения при травме шейного отдела позвоночника; б) нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника.
  40. Упражнения при спастических нижних параплегиях (поражение верхнегрудного отдела позвоночника) ранний и промежуточный периоды. Использование тренажеров.
  41. Классификация ампутаций. Показания к ампутации (абсолютные, относительные).
  42. Подготовка детей к протезированию конечностей средствами адаптивной физической культуры.
  43. Изменение в скелете усеченной и сохранившейся верхней конечности у детей. Изменение в скелете усеченной и сохранившейся верхней конечности у взрослых лиц.
  44. Изменение в скелете усеченной и сохранившейся нижней конечности у детей. Изменение в скелете усеченной и сохранившейся нижней конечности у взрослых.
  45. Игры, применяемые в работе с детьми с ампутациями и дефектами нижних конечностей. Игры, применяемые в работе с детьми с ампутациями и дефектами верхних конечностей. Содержание и направленность подвижных и спортивных игр.
  46. Методические особенности занятий на тренажерах. Положительное воздействие на организм. Особенности работы на тренажерах при ампутациях и дефектах нижних конечностей.
  47. Особенности работы на тренажерах при ампутациях и дефектах верхних конечностей. Организация занятий. Режимы нагрузок. Перечень упражнений. Методические требования к проведению занятий на тренажерах. Противопоказания.

 

Вопросы для практических занятий

Занятие № 1 Частные методики адаптивной физической культуры для лиц с нарушением зрения.

1. Методы и средства развития физических качеств у детей с нарушением зрения.

2. Виды физических упражнений как основное средство физической реабилитации детей с нарушением зрения.

3. Вспомогательные средства физического воспитания детей с нарушениями зрения.

4. Развитие физических качеств и основных локомоций у детей с нарушениями зрения.

5. Понятие мышечной силы. Ее развитие у детей с нарушениями зрения.

6. Понятие быстроты. Ее развитие у детей с нарушениями зрения.

7. Понятие гибкости. Ее развитие у детей с нарушениями зрения.

8. Понятие ловкости. Ее развитие у детей с нарушениями зрения.

9. Методические особенности урока по АФВ для детей с нарушением зрения.

10. Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей с нарушением зрения.

11. Ограничения в организации занятий АФВ для детей с нарушением зрения.

12. Примерный комплекс упражнений для зрительного тренинга.

13. Примерный комплекс упражнений для развития мелкой моторики.

14. Примерный комплекс упражнений для развития координационных способностей.

15. Методы и методические приемы обучения. коррекции и развития детей с нарушением зрения (практических упражнений, дистанционного управления, наглядности, стимулирования.

16. Показания и противопоказания к физическим упражнениям у детей с нарушением зрения.

17. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния детей с нарушением зрения.

18. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения.

19. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения.

20. Профилактика травматизма на занятиях физкультурой в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями.

 

Занятие № 2. Частные методики адаптивной физической культуры для лиц с нарушением слуха

  1. Психологические особенности детей с нарушениями слуха.
  2. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха.
  3. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов.
  4.  Программы по физическому воспитанию лиц с нарушением слуха.
  5. Содержание урока по АФК для детей с нарушениями слуха.
  6. Методика активизации познавательной деятельности глухих детей.

7. Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей.

8. Методика коррекции координационных способностей.

9. Средства коррекции функции равновесия.

10. Средства коррекции вестибулярной функции.

11. Профилактика и коррекция нарушений осанки.

12. Профилактика и коррекция плоскостопия.

13. Методика проведения артикуляционной гимнастики.

14. Методика дыхательной гимнастики.

15. Подвижные игры для детей с нарушением слуха. Содержание подвижных игр для детей с нарушением слуха. Организация и методика проведения подвижных игр. Подготовка, оборудование для проведения подвижных игр

 

Занятие 3. Частные методики адаптивной физической культуры для лиц с церебральными нарушениями

1. Упражнения начального этапа физической подготовки для детей с ДЦП.

2. Упражнения развивающего этапа физической подготовки для детей с ДЦП.

3. Упражнения тренирующего этапа физической подготовки для детей с ДЦП.

4. Нетрадиционные формы занятий для детей с ДЦП.

5. Оценка эффективности занятий АФК при ДЦП.

6. Упражнения, стимулирующие психику при ДЦП.

7. Упражнения, стимулирующие речь при ДЦП.

8. Упражнения для тренировки равновесия при ДЦП.

9. Двигательная реабилитация детей с ДЦП.

10. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка удержания головы детей с ДЦП.

11. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка поворотов туловища детей с ДЦП.

12. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка ползания на четвереньках детей с ДЦП.

13. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка сидения детей с ДЦП.

14. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка стояния детей с ДЦП.

15. Формирование основных двигательных навыков и умений. Тренировка ходьбы детей с ДЦП.

16. Нормализация произвольных движений в суставах верхних конечностей у детей с ДЦП.

17. Нормализация произвольных движений в суставах нижних конечностей у детей с ДЦП.

18. Формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп у детей с ДЦП.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.