|
|||
Москва, 2007 7 страница«652. Урусвати знает, что подобно ваятелям Мы высекаем основы расширения сознания. Урусвати также знает, что для усвоения этих основ требуется значительное время. Нельзя урывками нахватывать отдельные слова. Нужно держать в сознании все нарастание указаний. Неопытный последователь полагает, что отдельные вспышки внимания будут уже достаточны. Нетерпеливый последователь будет огорчен, услыша о планомерном нарастании познания. Себялюбивый не поймет, почему нужен Руководитель. Риторик не знает, какими словами можно выразить расширение сознания. Но вы уже имеете указания в течение двадцати [лет]. Вы можете сравнить вместимость вашего сознания теперь и тогда. Сознание неопределимо словами, оно руководит чувствами, но и чувство невыразимо. Если скажу о торжественности, то не поймут те, кто ее не воспринимает. Но пусть каждый памятный день будет сопровожден радостною торжественностью. Чем труднее день, тем торжественнее нужно его осознать. От первого Нашего призыва прошло еще больше лет, а знаки были уже явлены больше полувека назад – не так ли, Урусвати? И давние знаки встали как Знамя Победы. Если поспешить, сердце не выдержит, но расширение сознания вовсе не предполагает разрушения сердца. Чуткое сердце нужно охранить. Оно бьется не для себя, но для Общего Блага; это слово должно быть произнесено в Памятный День (24 Марта). Вы помните, какие намеки были даны двадцать лет назад. Каждое понятие было обследовано и оявлено с точки зрения торжественности. Мы не убоялись указать, что даже самые высшие понятия могут быть исследованы. Мы указали, что для расширения сознания нужна и наука. Мы отмечали черты психологии Нашего Братства. Надземные Миры, Наше Братство и расширение сознания будут основами в явленных Беседах. Книга о расширении сознания и будет книгою о Надземном и Братстве. Невозможно указать, где граница Неделимого. Пусть все друзья поймут, как нужно беречь камень драгий. Пусть они поставят на рабочем столе кристалл горного хрусталя в память Дня Торжественного. Так и будем хранить память о лучших сроках. Мыслитель говорил: "Отметим белым камнем день памятный"». Шлю Вам, родной Рихард Яковлевич, все лучшие мысли, все мое доверие в Вашу мудрость. Привет сердца Вашей семье. Прилагаю копию моего письма к К.О. Сердцем с Вами.
Е.И.Рерих – Э.Р.Рудзите Апрель–май 1940 г. Дорогая Элла Рейнгольдовна, спешу ответить на Ваше письмо, но не знаю, когда и как дойдет мой ответ до Вас. Очень горюю о всех недоразумениях, возникших за последнее время среди некоторых сотрудников. Конечно, если бы основы Живой Этики жили бы в сердце, то при спокойном размышлении и дружественном обсуждении все недоумения тотчас же рассеялись бы. Каждому вступавшему в Общество предлагалось читать и изучать книги Учения по мере их выхода из печати. Внимательный читатель с первых же книг мог составить себе ясное представление об этом высоконравственном и жизненном Учении. Именно жизненном, ибо, как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает все жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его. Для достижения этой великой цели необходимо приобретение мудрости, синонимом которой является ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Все величайшие Учителя человечества в своих заветах указывали на этот принцип целесообразности как на главенствующий во всей природе, во всем бытии. Каждая задача и план строятся целесообразностью и утверждаются великим законом и планом эволюции. Если мы возьмем Евангелие, то увидим, что сам Христос неоднократно указывал на выявление целесообразности в ее самом широком житейском применении. Такие Космические законы, как соизмеримость, соответствие и целесообразность, утверждаются во всех Учениях во всей их непреложности, и каждый вдумчивый человек знает, что все действия, лишенные этих качеств, осуждены на рушение. Но имеются сознания, которые в проведении целесообразности усматривают лишь аналогию иезуитской формулы – «Цель оправдывает средства». Такие сознания еще не усвоили и первую аксиому Учения, именно, что единым мерилом каждого помысла и действия является Общее Благо или чистота побуждения. Лишь чистое сердце может отказаться от самости и подсказать верное направление каждого действия, так же как и понять истинное качество побуждения, стоящего за тем или иным проявлением. Как пример целесообразности действия приведу место из Евангелия от Марка, глава 12, стих 14–17. «Они же, пришедши, говорят Ему: "Учитель, мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь: позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать?" Но Он, зная лицемерие их, сказал им: "Что искушаете Меня, принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его". Они принесли. Тогда говорит им: "Чье это изображение и надпись?" Они сказали Ему: "Кесаревы". Иисус сказал им в ответ: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу"... и дивились Ему...» Также и из Евангелия от Матфея, глава 17, стих 24–27. «Когда же пришел в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: "Учитель ваш не даст ли дидрахмы?" Он говорит – да. И когда вошел в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: "Как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины ... – с сынов своих или с посторонних?" Петр говорит Ему: "С посторонних". Иисус сказал ему: "Итак сыны свободны, но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир (4 драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя"». Сколько снисхождения к условностям жизни, к малым сознаниям и сколько целесообразности в самом поступке и словах – «чтобы нам не соблазнить их»! Но, может быть, кто-то усмотрит в этих словах Христа иезуитский ответ? Все Учение, все притчи Христа полны благой целесообразности, и потому полезно перечесть их с этой точки зрения. Не Христос ли заповедал: «Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи»? Также и Будда указывал, что мудрый уподобляется змее, которая идет извиваясь, обходя все неровности пути, но голова ее устремлена в одном направлении. Также и в Учении сказано: «Если волна несет ценный предмет, то не все ли равно, каков узор этой волны[47], важно, чтобы она донесла ценный предмет». Отравленное и затемненное сомнением сознание и здесь учует все ту же иезуитскую формулу. Но спросим себя честно – кто из нас будет задаваться вопросом, чисты ли руки спасающего жизнь близкого нам человека? Самый отъявленный преступник не явится ли для нас в этот момент лишь благим спасителем? Так же точно и другое изречение – «Джинны строят храмы» будет, вероятно, отнесено к той же формуле. Но на самом деле, смотря с точки зрения целесообразности, мы увидим и поймем, что величие Высших Сил в том и проявляется, что они обращают все худое на пользу и в конечном итоге заставляют противников добра служить Общему Благу. Не есть ли это великое достижение? Итак, Учение Жизни, преподавая великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех углов и попутно расставляет вехи, иначе говоря, указует направление эволюции. Кто же может усомниться, что идти против ведущего закона эволюции – значит очутиться под пятою Гиганта? Вы пишете: «На первом плане у нас Общество и жизнь по принципам Учения». Но так ли это? Ведь если бы Учение было усвоено и в сердце жило доверие к Учителю, то никаких тягостных недоумений, никаких душевных драм и не могло бы появиться. Правильно усвоенное Учение и любовь к Учителю приносят глубокую радость осмысленному жизненному пути и духовный восторг перед открывающимися беспредельными возможностями. Эта внутренняя тихая радость и есть наше единое неотъемлемое сокровище. Но почему так мало обладающих им? Ибо сознание и сердце, обольщенные и отягощенные земными миражами и преходящими ценностями, не могут воспринять вечных истин. Без доверия невозможно никакое достижение, тем более духовное недоступно. Само бытие в основе своей имеет доверие, и ничто не может создаться и развиваться без этого связующего элемента. Доверие близко любви, и все в мире держится лишь любовью. Далее Вы вопрошаете: «Учение должно же освободить и радовать человека, но почему я измучилась этою жизнью?» На это отвечу – ибо в сердце Вашем угнездилось сомнение и Вы утеряли доверие. Во втором томе «Листов Сада Мории», страницы 9, 10, сказано: «Пока дисциплина духа – оковы, заперты двери и по ступеням в оковах не подняться... Понимающий дисциплину духа поймет направление огня и дойдет до кооперации Общего Блага. Конец пути может быть освещен тысячью огней Общего Блага. Эта тысяча огней зажжет радугу ауры. Дисциплина духа есть крылья»[48]. Всем тяготящимся дисциплиною духа я советовала бы не насиловать себя и временно отложить книги Учения и вести ту жизнь, которая кажется легче и привлекательнее. Насилием ничего не достигается. Еще Вы говорите: «Я люблю еще конкретную жизнь, хочу читать лучшие книги всех народов, следить за искусством всех стран, хочу встречаться с людьми, которые мне дают импульсы для более активной духовной жизни...» В этих вполне естественных и законных желаниях я не могу усмотреть никакого противоположения принципам Учения Жизни. Никакое осведомление или просвещение не только никогда не возбранялось Учением Жизни, но, наоборот, даже поощрялось, ибо культивированный ум, конечно, скорее оценит значение и красоту предлагаемого ему знания в книгах Учения. Потому не вижу, почему, живя по принципам Учения, кто-то должен отказаться от приобретения широкого осведомления? Учение прежде всего настаивает на расширении сознания и на приобретении точных знаний, само являясь неисчерпаемым кладезем истинного познавания. Сталкиваясь с разными сознаниями, зрелый дух утвердится в правильной оценке Учения, малоопытный же если соблазнится легким достижением и миражом, то пусть не страшится этого, ибо не имеет ли он перед собою беспредельность? Ошибки, отступления и страдания, порождаемые ими, часто являются лучшими учителями. Учение предлагает путь кратчайший, но если кто-то предпочтет путь долгий, то кто может запретить ему испытать его? Кто может осудить его за это? Лишь сам он себе судья! Но, следуя своим путем, пусть предоставит близким полную свободу выбора, пусть прекратит всякие настояния, упреки и насилия. Каждый свободен, и не может быть однобокой[49] свободы. И в семье этот принцип должен быть соблюден. Теперь Вы пишете: «Я думаю, что неправильно причинять человеку боль ради отвлеченной идеи, человек может развиваться постепенно». Под отвлеченной идеей, вероятно, предполагается «отвлеченность» Учения. На это должна ответить, что реальность Учения может проявиться, лишь когда люди применят его в жизни. Именно, беда в том, что во все времена большинство, не имея желания и силы духа приложить Учение в жизни, принимали его как нечто отвлеченное и недоступное для жизни каждого дня. Но все Учения без исключения являлись и являются именно самыми конкретными наставлениями для такого же конкретного приложения, и лишь духовная незрелость заставляет людей видеть в них какую-то отвлеченность. Учение Живой Этики указует устои, которыми мир держится, неужели же основы жизни могут трактоваться как нечто отвлеченное и нежизненное? Не прожить долго в доме, построенном на зыбучих песках. Итак, в Учении неоднократно подчеркивается, что нет никаких отвлеченностей, но лишь самые реальные, самые конкретные и неотложные указания для применения в жизни, чтобы тем скорее оздоровить тяжкую атмосферу, окружающую нашу планету и не пропускающую целительных лучей, идущих от Высших Миров. Что может быть конкретнее такого совета? «Учение, которое ведет к истокам действительности, люди обычно называют мечтами» (32, МО I)[50]. С Высшего Плана Бытия так называемая реальная, конкретная земная жизнь является миражом, ограниченной очевидностью, но не действительностью. Но[51], конечно, каждый мыслящий человек понимает, что все то, что сознание и ум наш не могут охватить или постичь, остается для нас в области отвлеченности. Потому можно сказать, что уровень сознания должен измеряться по степени и качеству понятий, признаваемых им как отвлеченности. Также правильно, что человек может развивать свое сознание лишь постепенно и никакое насилие в этом процессе недопустимо. Дары нового сознания приходят, когда дух готов к принятию их. Не могу представить себе, чтобы Рихард Яковлевич был против высказанных Вами желаний. Все лишь в Вас самих. Найдите возможность к осуществлению их. Никогда никто из нас не будет настаивать на Вашем посещении Общества или же на чтении книг Учения. Я даже советовала бы Вам реже видеться и с членами Общества. Вам необходимо некоторое обновление, и лучшее решение – это временно выйти из обычного окружения. Конечно, самое огорчительное из всего, что Вы пишете, это то, что временами Вы чувствуете ненависть к Рихарду Яковлевичу и к Обществу. С этим нужно бороться, ибо чувство ненависти особенно сильно растет и нет чувства страшнее по своему разрушительному действию на здоровье и на все окружающее. Ненависть ослепляет, и человек, обуянный ею, совершает безумия. Вы утверждаете, что «пока Рихард Яковлевич председатель, он не может писать. Да к тому же он, отошедший от жизни и литературы, потерял и стиль, и путь к народу. Он обошел все издательства, все журналы, но нигде его не печатают, то как рериховца, то как сектанта. Неужели он свой талант и творчество должен жертвовать Обществу?» На последний Ваш вопрос отвечу – конечно нет, ибо никакой талант не может быть заглушён приближением к светлой деятельности, связанной с Учением Жизни. Думается мне, что Ваша оценка положения грешит несправедливостью и, несомненно, сознание Рихарда Яковлевича оплодотворилось многими идеями со времени его приближения к Истокам Вдохновения. Его последний труд о Граале полон большего значения. Труд этот увековечит его имя, хотя, может быть, придется обождать некоторые сроки. Что же касается того, что какие-то издательства не печатают сейчас его труды, то и этому не приходится удивляться. Не находимся ли мы в самом разгаре Армагеддона, когда все наиболее прекрасное, наиболее необходимое попирается царящей пошлостью и извращенным мышлением? Ведь и в прочих областях искусства наблюдается то же явление, когда искаженные формы и всякие «измы» диктуют моду. Наиболее честные среди таких творцов открыто называют свои творения искусством патологическим, но зато отвечающим запросам болеющих дегенерацией законодателей мод. Также высказываемые Вами причины отказа издательств печатать труды Рихарда Яковлевича свидетельствуют о заболевании шовинизмом. Эта психическая эпидемия охватила сейчас многие страны, и с нею здоровые элементы должны бороться, ибо она приводит к опасным последствиям во всех смыслах. Я горжусь, что принадлежу к стране, вмещающей бесконечное разнообразие народностей, свободно принимавшей и впитывавшей все особенности этих народностей и добровольно учившейся от своих соседей, широко и гостеприимно открывая перед ними все возможности. На все народности, населявшие нашу страну, я смотрела как на членов единой семьи, и в позднейшие годы, когда судьба привела меня вокруг света[52] и заставила жить в разных странах, я всюду чувствовала себя не чужой и от всего сердца полюбила страну, нас приютившую. Каждый должен любить свою родину, но любовь эта должна быть мудрой. Безрассудная любовь к родине так же опасна, как и безрассудная, пристрастная любовь к своим детям. Нужно стремиться настолько расширить свой умственный горизонт, чтобы понять, где и в чем лежит благосостояние страны и куда устремлена мировая эволюция, чтобы попасть в ее непреложный ритм. Только тогда можем мы назваться истинными патриотами. В истории немало примеров гибели стран от шовинистически настроенных представителей ее[53]. Шовинизм близок к ненависти, но ненависть ослепляет, потому шовинизм самый плохой советчик. В Вашей стране учреждено Общество Сближения. Каждое сближение должно поощряться. Мир разрушается от человеконенавистничества, корень которого опять-таки в шовинизме. Пора бы, где возможно, вносить ноту доброжелательства и сближения. Вы сами хотите знакомиться с искусством всех стран и обмениваться различными мнениями, потому и придерживайтесь этого доброго намерения всюду и во всем и предоставьте каждому иметь свои воззрения и мнения. Разность в мировоззрении не есть преступление, тем более что все мировоззрения изменяются по мере роста нашего сознания и вчерашний отрицатель завтра может стать ярым апологетом и обратно. Все это лишь волны одного Океана Жизни. Лишь лицемерие, нечестность, жестокость, самость, корыстолюбие, похоть и грубость должны быть порицаемы. И сейчас, может быть, особенно нужно посоветовать людям не искать сучка в глазу брата, пока не вытащат бревна из своего. Страшное лицемерие вползает во всю жизнь и разлагает мышление. Вы пишете, что в обществе вводится какая-то партийность. Не есть ли эта «партийность» просто следствие большой разности в сознании? Скажем, если в какой-то группе людей имеются зараженные шовинизмом, то, конечно, всякое более широкое строительство будет встречать противодействие и терпеть ущерб. Если трудно вложить малый меч в большие ножны, то еще труднее в малые ножны вложить большой меч. Также Вы пишете – «В своих письмах Вы говорили только о культуре и этике». Конечно, и сейчас буду говорить только о культуре и этике, ибо купол Культуры покрывает собою все строительство жизни. Без культуры наша цивилизация являет собою зрелище дикарей, достаточно цивилизованных, чтобы уничтожать друг друга всеми новейшими техническими приспособлениями. Благословение и помощь Учителей будут всегда с теми, кто в широком сознании и в любви к своей родине будет строить мосты ее будущего роста и расцвета. В самых первых книгах Учения Вы имеете указания о направлении и задачах эволюции, и потому нельзя сказать, чтобы нечто было сокрыто. Советуйте всем выйти скорее из своего скворешника! Всем предлагается испытать Океан Жизни. Также и о происходящем Армагеддоне имеются обильные предупреждения, потому все должны были бы быть на дозоре. Вместившие Учение поймут и смысл происходящего. Нужно явить некоторое терпение, и сами обстоятельства заставят многих взять обратно их суровые осуждения. Надземная оценка глубоко разнится от земной. Перечтите историю народов, и Вы убедитесь, как обманчивы были суждения современников, слагавшиеся лишь на очевидностях и на местных условиях. Местные условия при мировых переустройствах имеют мало значения. Эволюция протекает потоком, захороненным глубоко под поверхностным течением. Если было бы иначе, то никакая эволюция не была бы возможна. Эволюцию строит не уходящее поколение, но нарождающееся. Потому мудр тот правитель, который предвидит, куда устремлены взоры и силы молодой силы. Итак, любите вашу страну всеми силами души, но любите ее мудро, не отсекайте ее возможностей, но радуйтесь расширению их. Грядущий Век есть Век Сотрудничества. Неужели начнете его с разъединения? Думающие о всяких разграничениях и разъединениях закладывают причины для новых войн. В заключение хочу сказать: не тревожьтесь, имейте терпение еще некоторое время, все сложится прекрасно, если изгоним раздражение, нетерпимость и злобу. Сознание многих просветится. Каждый принесший камень на постройку Общего Блага благословен будет. Армагеддон силен, и не удивительно, если нервы людей содрогаются. Но все же нужно хранить спокойствие, чтобы не утерять нить ведущую. Вы заканчиваете Ваше письмо фразою: «Может быть, я нечто видела в преувеличенном виде, как это вообще в моем характере...» Это Ваше честное признание мне очень по душе. Именно, когда мы чего-то опасаемся, оно начинает принимать самые фантастические размеры и может совершенно лишить нас возможности [правильной оценки и] спокойного рассуждения. Хаос мышления может породить и хаос последствий. Потому, зная за собою это свойство, мужественно боритесь с ним. Рихард Яковлевич, следуя Учению Жизни, останется одним из самых достойных и прекрасных сынов своей страны. Истинно, имя его будет почитаться. Пусть временно завистники и малые сознания не могут оценить его, но он и его труды будут жить в будущем. Потому не печалуйтесь, но бодро несите ношу дней сих. Армагеддон не вечен.
Е.И.Рерих – Г.Ф.Лукину 6 мая 1940 г. Дорогой Гаральд Феликсович, Получили Ваши добрые письма, но не можем Вам ответить, ибо почта к Вам не действует. Имеем от Вас вести № 21 и № 22 от 15 апреля и 13 апреля. Послали телеграммы от 18 апреля и 4 мая, о здоровье Ивана, о приглашении и о необходимости невролога для Эллы. От нас письма были к Вам троим 27 марта; к И.Г. 4 апреля от Е.И.; к Вам от 4 апреля, к И.Г. от 8 апреля. Также от Е.И. к К.О. от 5 апреля и к Р.Я. от 6 апреля. Статьи для И.Г. вернулись обратно. По-видимому, временно при необходимости придется сообщаться телеграммами. Верим, что у Вас все идет ладно. Конечно, лекарства временно тоже нельзя посылать. Попытаемся послать из Америки. Все наши лучшие мысли со всеми Вами. Сердечно с Вами, Ел. Рерих
Е.И.Рерих – [Р.Я.Рудзитису] 24 мая 1940 г. Остро чую тяготу Вашу. Понимаю, как трудно примирить разные сознания в дни испытаний, когда в силу необычных обстоятельств все наши дремавшие чувства, о которых мы даже не подозревали, проснулись и с неожиданною силою и пытаются уничтожить ростки нового сознания, с таким трудом взращенные. Много сил духа потребуется, чтобы устоять в этой борьбе противоположных чувств. Но накопившие «чашу», так же как и твердо усвоившие основы Учения, выйдут победителями из этой труднейшей из битв. Вы были утверждены Великим Владыкой на Вашем посту, ибо качество Вашей ауры способствует единению членов, и потому Ваш уход из председательства сейчас означал бы развал благого дела. Потому прошу Вас во имя общего блага проявить еще немного терпения. Не оставьте поля битвы в самый трудный час. Вы видите, как развивается Армагеддон. И каждый имеющий в себе хотя бы искру признательности должен был бы сейчас послать горячую благодарность Силам Света, укрывшим его от ужасов разрушения. Всем возмущающимся и оскорбленным в своих «лучших» чувствах следовало бы очень проверить истинную основу этих чувств. Человеконенавистничество дошло до своего апогея, и всем людям, особенно же подошедшим или прочитавшим книги Живой Этики, предстоит проверить свои чувства над огнем испытания действиями жизни. Именно огонь жизни испытывает все наши чувства, все побуждения, и многие ли выдержат это огненное испытание? Часто так называемые «лучшие чувства» бывают окрашены самостью, а, как мы знаем, огонь самости особенно жгуч и разрушителен. Кому же можем мы доверить водительство, как не Вам? Указанное качество Вашей ауры не часто встречается. Верю, что Вы останетесь на своем посту и поможете провести доверенный Вам корабль до мирной гавани. При единении и доверии ближайших сотрудников все подводные рифы будут легко обойдены. Ведь самые страшные подводные скалы – это всякие страхи и сомнения. Но, конечно, расширенное сознание не может уже подпасть под воздействие таких разрушителей. Под Щитом Света нет места страху. Также не следует огорчаться невысоким качеством некоторых статей. Многие ли сборники сейчас могут вообще похвалиться безупречным подбором литературного и художественного материала? Автор, столь неприемлемый для некоторых сотрудников, имеет сейчас особый успех в Америке и вообще за границей. Он переведен на английский и другие языки. Но легко могу себе представить, что он может быть очень груб, ибо за границей восторгаются всем отрицательным как наиболее отвечающим характеристике страны. Приходится отдавать дань времени, и лишь постепенно можно будет утончать сознание и выправлять всякие уклоны и «измы». Вспоминается мне, как один очень большой Мыслитель в беседе о перевоспитании сознания народа сказал: «Сумейте вложить Ваше ядро в предложенную скорлупу; славные получатся орехи». Многие ли оценят эту мудрость и целесообразность и не усмотрят ли и здесь иезуитскую формулу – «Цель оправдывает средства»? Формула эта сейчас очень тревожит некоторые сознания. Явленное испытание жизнью показало, как незначительно число вникающих в смысл прочтенного ими в книгах Живой Этики и задумывающихся над сложностью жизни. В таких сознаниях все просто и ясно делится на право и на лево[54], на черное и белое, на доброе и злое, и притом все деления, конечно, производятся исключительно с их точки зрения и оценки. Все тончайшие переплетения в пряже жизни и все разнообразие оттенков совершенно ускользает из поля зрения такого примитивного понимания. Они готовы топором рубить тончайшие узоры резьбы, рассекая при этом и самую основу. Такие сознания бывают особо разрушительны там, где приходится прикасаться к тончайшим энергиям. Истинно, они те, которых Владыка Будда не допускал до великого познавания. Они те, кто никогда не могут вместить пару противоположений. Широкое сострадательное вмещение не их удел. В одном из моих писем я просила Вас чаще беседовать на темы о вмещении пар противоположений и о целесообразности. Вот и теперь подошло время еще углубить эти беседы. Необходимо усвоить, что Учение Живой Этики, как и моральные Учения всех веков и народов, есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает все жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его. Для достижения этой великой цели необходимо приобретение мудрости, синонимом которой является ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Все величайшие Учителя человечества в своих заветах указывали на этот принцип целесообразности как на главенствующий во всей природе, во всем бытии. Каждая задача и план строятся целесообразностью и утверждаются великим законом и планом эволюции. Если мы возьмем Евангелие, то увидим, что Сам Христос неоднократно указывал на выявление целесообразности в ее самом широком житейском применении. Такие Космические законы, как соизмеримость, соответствие и целесообразность, утверждаются во всех Учениях во всей их непреложности, и каждый вдумчивый человек знает, что все действия, лишенные этих качеств, осуждены на рушение. Но имеются сознания, которые в проведении целесообразности усматривают лишь аналогию иезуитской формулы – «Цель оправдывает средства». Такие сознания еще не усвоили первую аксиому Учения, именно, что единым мерилом каждого действия является общее благо или чистота побуждения. Лишь чистое сердце может отказаться от самости и подсказать правильное отправление каждого действия, так же как и понять истинное качество побуждения, стоящего за тем или иным проявлением. Как пример целесообразного действия приведу место из Евангелия от Матфея, глава 17, стих 24–27. «Когда же пришел в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: "Учитель ваш не даст ли дидрахмы?" Он говорит – да. И когда вошел в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: "Как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины, с сынов своих или с посторонних?" Петр говорит Ему: "С посторонних". Иисус сказал ему: «Итак, сыны свободны, но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и открыв у нее рот, найдешь статир (4 драхмы); возьми его и отдай им за Меня и за себя"». Также и от Марка, глава 12, стих 14–17. «Они же пришедши говорят Ему: "Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать?" Но Он, зная лицемерие их, сказал им: "Что искушаете Меня? Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его". Они принесли. Тогда говорит им: "Чье это изображение и надпись?" Они сказали Ему: "Кесаревы". Иисус сказал им в ответ: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". И дивились Ему». Сколько снисхождения к условностям жизни, к малым сознаниям, и сколько целесообразности в самом поступке и словах – «чтобы нам не соблазнить их». Но, может быть, кто-то усмотрит и в этих словах Христа иезуитский ответ? Все Учение, все притчи Христа полны благой целесообразности, и потому полезно перечесть их с этой точки зрения. Не Христос ли заповедал – «Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи»? Также и Будда указывал, что мудрый уподобляется змее, которая идет извиваясь, обходя все неровности пути, но голова ее всегда устремлена в одном направлении. Также и в Учении сказано: «Если волна несет ценный предмет, то не безразлично [ли], каково построение этой волны, важно, чтобы она донесла ценный предмет». Но отравленное сомнением сознание и здесь учует все ту же иезуитскую формулу. Но спросим себя честно – кто из нас будет задаваться вопросом, чисты ли руки спасающего жизнь близкого нам человека? Самый отъявленный преступник не явится ли для нас в этот момент лишь благим спасителем? Так же точно и другое изречение – «Джинны строят храмы» будет, вероятно, отнесено к той же формуле. Но на самом деле, смотря с точки зрения целесообразности, мы увидим, что величие Высших Сил в том и проявляется, что они обращают все худое на пользу и в конечном итоге заставляют противников добра служить Общему Благу. Не есть ли это великое достижение?!
|
|||
|