Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОДЕРЖАНИЕ 32 страница



Многоуважаемая Анна Алексеевна, спасибо за Ваш добрый отзыв о переводе «Тайной Доктрины», а также и за все пожелания.

Нам хотелось бы предоставить в Ваше распоряжение несколько экземпляров «Тайной Доктрины» для Ваших ближайших сотрудников. Но не знаем, как лучше это сделать – послать ли все книги на Ваш адрес, или же Вы сообщите нам несколько имен для непосредственной посылки им от издательства? Буду ждать Ваших указаний.

Теперь, что касается до принятой нами новой орфографии, то ведь труд этот предназначается для новой молодежи. И вряд ли можно ожидать, чтобы новые поколения вернулись к старому типу.

Кроме того, все изменения в орфографии были проведены Императорской Академией Наук задолго до революции, и лишь наступившее военное время помешало немедленному проведению этой реформы. В связи с этим вспоминается мне один прискорбный инцидент. В 1918 году, в бытность нашу в Финляндии, как-то раз зашел к нам живший там профессор А.Д.Руднев; беседуя с ним, я упомянула о присланной мне на днях книге по новой орфографии и что подобную безграмотность я не могу читать, причем крепко выразилась о тех, которые думают лишь об облегчении усвоения, вероятно, меря все мозги на свой аршин. Можете себе представить мой ужас, когда почтенный профессор весь побагровел и заявил, что мера эта вовсе не революционная, но проведена была до войны особой Комиссией при Академии Наук и что сам он состоял членом ее. После этого эпизода наши отношения значительно охладились. Но теперь новая орфография не представляет для меня трудности, хотя я и не вполне согласна с нею. Считаю, что все упрощения допустимы лишь при условии улучшения.

Я слышала от Елены Федоровны, что «Тайная Доктрина» была переведена Теософическим Обществом, но во время революции рукопись сгорела. Это, конечно, большой ущерб, ибо, несомненно, труд, исполненный под редакторством Елены Федоровны, должен был быть особенно хорош.

Между прочим, как обстоит дело с переводом «Разоблаченной Изиды» и другими трудами Е.П.Блаватской? Имеются ли переводы их?

Еще раз спасибо за все добрые слова и прошу Вас принять мой самый сердечный привет.

Уважающая Вас,

Ел. Рерих.

 

Е.И.Рерих – А.И.Янушкевичу

Март 1939 г.

Дорогой наш Антон Иосифович, получила Ваше милое письмо от 14 декабря, также и рукопись гимна. Спасибо за все Ваши добрые мысли. Не ответила Вам тотчас же, ибо временно должна была прекратить всякую корреспонденцию. Сердце мое стало давать слишком сильные и частые перебои. Но сейчас мне много лучше, и я понемногу справляюсь с запущенными ответами на письма друзей.

Конечно, я не могу отказать Вам в праве на перевод второй части «Мира Огненного», если это составляет Вашу единственную радость, как Вы пишете. Можно переводить и не торопиться слишком с изданием. Время покажет, как лучше поступить. В наше время больше, чем когда-либо, можно сказать – «Человек предполагает, а Бог располагает».

Сейчас очень буду просить Вас всеми мерами беречь свое здоровье и потому лучше избегать волнительных встреч и бесед. Окружите себя лишь единомышленниками, укрепляйте их сознание и предоставьте противников их судьбе.

Большое дело сделаете, если соберете хотя бы три преданные души. Количество никогда не было залогом удачи. Ищите прежде всего честности, чистоты и четкости мышления.

В прошлом моем письме я писала о радости и теперь продолжу о ней. Ведь это лучший доспех при всех обстоятельствах жизни.

«Даже в трудные дни вы знаете, что сила проистекает от радости. Мы давно говорили, что радость есть особая мудрость. Истинно так, ибо радость нужно замечать, нужно распознать и осознать. Унылые люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут увидать радость. Через сеть печали люди слепнут и теряют силы. Не могут они помочь себе. Не допускают Нашу помощь, ибо уныние и раздражение являются непроходимыми. Точно никто никогда не сказал людям о вреде уныния.

Унылых называют обездоленными. Вдумайтесь в последнее слово. Кто же лишил таких людей присущей им доли? Прежде всего, они сами лишили себя возможностей. Давно они начали свое разрушение. Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости. Темные помыслы лишили их источника сил. Самость помешала распознать радость. Самость шептала – радость лишь в личной выгоде. Таким образом, самая плодоносная радость скрывалась за безобразными кучами уныния. Слепцы уныния – самые жалкие двуногие.

Человек имеет высший дар познать радость. Высокое чело дано, чтобы увидеть Высшее. От дальних миров до малого цветка все предлагает людям радость. Новый запас сил притекает при каждой радости, ибо произойдет напряжение, которое откроет еще одни врата. Кто дал людям право воображать, что они навсегда обездолены? Эту ложь прокричало невежество. Но мудрый герой даже в час гонения знает, что путь к радости не закрыт. Люди забывают простую истину – все находится в движении. Печаль забывается, но искры радости сияют навсегда.

В Нашей долгой жизни Мы можем подтвердить, что радость незабываема и служит притоком мощи. Счастливы те, кто и в Тонком Мире могут утвердить радость. Когда Мы говорим – "радость спешит", она действительно приближается. Но часто люди не желают ее замечать, ибо связали себя преднамеренной посылкой. Так радость может оставаться позади без желанного следствия. Осмотритесь широко и соберите все пламена радости.

Мыслитель учил: "Умейте призвать радость. Кроме всех Муз, есть и Муза радости. Призвать эту Покровительницу можно лишь словами и мыслями прекрасными. Не вздумайте ей угрожать и требовать, она приходит путем прекрасным"»[271].

Пишу о радости, ибо знаю, что именно Вы сумели обрести ее в самые тяжкие дни. Ваше сердце, испытав высшую меру горя и гонения, не ожесточилось, но нашло верный путь к радости надземной, к радости неувядаемой. Только тот, кто несет эту радость в сердце, может передать ее окружающим его. Дать радость есть высший дар. Храните это Ваше огненное устремление, и оно донесет Вас до радости великой.

Еще одна полезная беседа: «Вы знаете, что действенность энергии возрастает от усиления чувства любви. Некоторые скажут – это невозможно. Неужели при выявлении негодования любовь может иметь место? Но негодование непременно происходит на основе любви. Если человек не знает любви, он не будет негодовать. Он вообще не возмутится и не создаст напряжения энергии.

Можно различать два типа людей – горящих или тлеющих. Они как два полюса. Они никогда не поймут друг друга. И в Тонком Мире можно различать два стана. Очень трудно возжечь тлеющих. Нужно особое потрясение, чтобы рубин сердца загорелся. Люди приходят от Земли, сложив характер, и в том же направлении бродят по Тонкому Миру. Очень трудимся над такими тлеющими. Мы находим сильные ощущения, чтобы вибрации разбудили дремлющие сердца. При этом теряется много энергии, но люди не понимают, какие чрезвычайные меры принимаются, чтобы сердца загорелись и научились напрягать энергию.

У Нас чтут завет Мыслителя о пробуждении сердец. Он говорил: "Сердце спящее подобно могиле. Тление его удел. Тление его распространяет зловоние. Пусть судьба сохранит вас от разложения"»[272].

Так будите сердца и радуйтесь, радуйтесь Мудрости данной.

Шлю Вам самые лучшие <...>[273]. Храните здоровье, не растрачивайте силы.

 

Е.И.Рерих – К.С.Вайчулянису

10 апреля 1939 г.

Kulu, Punjab, British India

Родной наш Клементий Станиславович, конечно, Вы чуете сердцем, как мои мысли направлены к Вам в напряженном устремлении облегчить Ваши страдания.

У нас тоже был лазарет, все были больны инфлуэнцей, и я только что встала, пролежав с лишком три недели в постели. Во время болезни так хотелось послать Вам весточку и сказать, что знаем, как Вам трудно, но знаем, что Великий Владыка печется и посылается все необходимое.

Болезни телесные утончают наше духовное тело, и в этом можно найти утешение в страданиях. При многих болезнях перемена климата и обстановки ускоряет благоприятный перелом, потому не думаете ли Вы, дорогой наш Клементий Станиславович, что и в Вашем случае можно было бы подумать о поездке в санаторию, но, конечно, прекрасно оборудованную и имеющую во главе известных врачей-специалистов? Посоветуйтесь с врачами и Вашими близкими. Возможно, что врачи найдут, что нужно еще повременить, и тогда, конечно, придется считаться с их мнением.

Также надеюсь, что Вам дают наркотики, ибо при сильных страданиях никто никогда не будет против них. Все должно быть применено для облегчения страданий.

Друзья так трогательно заботятся о Вас и шлют нам бюллетени о Вашем самочувствии. Храните сердечное устремление и полное доверие к Великому Владыке. Он знает, когда и как послать все нужное. Также помните, родной Клементий Станиславович, что мы неотступно держим Вас в мыслях и посылаем Вам сердечную энергию.

Мы любим и так дорожим Вами. Каждая весть об облегчении страданий будет нам огромною радостью. В день светлого Праздника шлю Вам Благословение Великого Владыки. Да хранит Вас Превышний. Всем сердцем с Вами.

 

Е.И.Рерих – Е.Я.Драудзинь

10 апреля 1939 г.

Kulu, Punjab, British India

Родная наша Екатерина Яковлевна, получила Ваше письмо о желании родных перевести Клементия Станиславовича в специальную санаторию и тотчас же написала ему о возможности такой поездки с согласия врачей.

Очень, очень большое горе для нас тяжкое положение этого редкого человека и чудесного друга. Мы именно и опасались злокачественной опухоли, ибо Великий Владыка говорил о крайней серьезности его положения и о необходимости операции при условии очень искусного хирурга, потому в своих письмах я упомянула и соседние страны, где, конечно, имеются лучшие специалисты.

Но неужели же местные врачи не применяют наркотических средств для утоления ужасных мучений? В таких тяжких случаях дают даже очень сильные дозы. Так нашему знакомому художнику Григорьеву, у которого был рак печени и желудка одновременно, целый месяц перед смертью врачи давали наркотики, и он находился все время в легком забытьи. Врачи считали бесчеловечным, чтобы человек подвергался таким страданиям при полной безнадежности положения.

Очень, очень горюю о нашем друге и все время думаю о нем. От всего сердца жаль и его семью, и милую дочь, г-жу Аншвиц, портрет которой имеется у меня в альбоме.

Неужели у Клементия Станиславовича не является мысли о возможности перехода в Тонкий Мир? Конечно, хотелось бы, чтобы у него не было страха перед переходом, тем более что такому чудесному человеку и переход легок и радостен. Чистым душам Мир Тонкий являет лучшие возможности. Но все мы всегда должны быть готовы к переходу в свой истинный дом.

Спасибо, родная Екатерина Яковлевна, и за милый веночек, сплетенный чистыми мыслями. Вы, вероятно, знаете, что у нас был полный лазарет и я пролежала больше трех недель, и сейчас, как последствие воспаления среднего уха, все еще плохо слышу. Болезни близких и друзей и мировые события усилили болезнь. И сейчас токи очень тяжкие, потому снова совет всем – храните всеми мерами здоровье.

Родная Екатерина Яковлевна, передайте Клементию Станиславовичу своими самыми сердечными словами мою заботу и любовь к его чистой душе. Посылаю ему Благословение Великого Владыки. Пусть хранит насколько возможно при его трудном состоянии Образ Светлый в своем сердце. Пусть надежда на выздоровление не покидает его, ибо если мысль о переходе не является у него, то не следует его удручать возможностью такой смены существования, как бы прекрасна она ни была.

За болезнь накопилось много писем, ждущих ответа. Но через недели две справлюсь и буду рада ответить на Ваши вопросы, которых очень жду.

Всем сердцем.

Е.Рерих

 

Е.И.Рерих – Г.Ф.Лукину

12 апреля 1939 г.

Родной наш Гаральд Феликсович, пришла монография, была большая, большая радость. И новая внешность ее мне нравится больше, нежели ранее предположенная синего тона. Спасибо от всей глубины сердца всем друзьям, положившим средства и труд на осуществление этой прекрасной книги. Об одном приходится сожалеть – это что книга вышла в такое тяжкое, такое смятенное время, когда внимание всего мира озабочено неизвестностью завтрашнего дня и отвлечено решением тяжкой проблемы, насколько возможно доверять всяким договорам, понимая, что без доверия и само существование становится невозможным.

В наше время особенно много народилось больших и малых Пилатов. Примеры изумительного легкомыслия и нравственного бессилия увеличиваются и свидетельствуют о перезрелости некоторых национальностей. Такое бессилие и можно объяснить именно вполне сложившейся кармою некоторых народов. Отсутствие солидарности среди угрожаемых способствует росту сил противных.

Газеты и журналы переполнены всякими карикатурами. Но карикатура опасная вещь: обращая все в смешную сторону, она тем самым как бы разряжает нагнетенную атмосферу, и здоровое спасительное возмущение духа понижается в своем напряжении и даже может совсем раствориться. Многие современные лидеры, особенно среди англосаксонцев, учли полезность карикатур для себя. Это как бы своего рода громоотвод.

Радуюсь от всего сердца, что, несмотря на трудные дни, чувство торжественности не покидает Вас. Именно торжественность помогает правильно оценить значение происходящего переустройства мира. Мелкие житейские невзгоды отходят на задний план и уступают место великой сосредоточенности и настороженности. Щит Иерархии Света как единый Якорь должен особо остро осознаваться в такие суровые дни. Полное единение среди сотрудников многое облегчит.

Очень горюем о состоянии Клементия Станиславовича. Так хотелось хотя бы облегчить его мучения. Неужели же нельзя давать ему средства посильнее? Ведь пантапон действует слабо. Жестоко оставлять человека страдать, когда состояние его всеми врачами признано безнадежным. Родные хотят перевести его в санаторию в Г. Согласно их желанию я написала и предложила Клементию Станиславовичу подумать о такой поездке. Но не знаю, насколько такое предположение осуществимо при его тяжком положении. Конечно, это должно быть решено врачами. Возможно ли подвергать его рискам поездки при таких страшных мучениях? Постоянно держу его в мыслях, но понимаю, что положение его безнадежно. Великий Владыка говорил, что состояние его заболевания более чем серьезно и что только операция при условии искусного хирурга может несколько облегчить. Потому в письме я указывала и на соседние страны, будучи неуверенной, что такие хирурги имеются на месте. С его уходом мы теряем еще одного редкого друга.

Большое счастье – спасение Наталочки. Можно сказать, что свершилось чудо. Много энергии было потрачено, чтобы ее спасти. Бесконечно благодарна Великому Владыке за это новое проявление заботы и любви. Токи пространственные продолжают быть тяжкими, потому всем дан Совет – хранить здоровье всеми мерами. Раздражение слизистых оболочек, так же как и увеличение злокачественных опухолей, будет особенно ярко уявлено.

Очень тронуты были всеми знаками внимания, оказанными близкими друзьями и сотрудниками ко всем памятным дням и, в частности, к моему дню рождения. Спасибо, родные! Все памятные дни я провела в постели, и сейчас после воспаления среднего уха, как одного из последствий инфлуэнцы, мой слух еще не вполне вернулся, но с каждым днем улучшается. Впервые была у меня инфлуэнца, вообще я не подвержена простудам, и бронхиальные хрипы и насморк для меня явления исключительные. Конечно, болезненное состояние усилилось от мировых событий, которые все сгущаются, и от тревоги за наших милых больных. Поздравляем Рихарда Яковлевича и Эллу Рейнгольдовну с прибытием нового члена семьи. Радуюсь, что у таких родителей появилась на свет еще одна воительница во имя Матери Мира. Что Ваши детки? Вероятно, скоро пришлете мне их новые карточки. Ведь эти малыши так быстро растут и меняются. Интересно наблюдать, насколько они разны характером. Вероятно, у двух старших уже можно заметить проявления основных черт и проблески особого влечения к определенным занятиям. Все касающееся до ближайших друзей и сотрудников очень близко нам. Что Ваши больные? Есть ли интересные случаи? Какие новые затруднения приходится преодолевать? Думая о Вас, по-прежнему шлю Вам мужество, торжественность и мудрую настороженность. Стальная Рука держит руль Мира. Иерархия Света стоит на дозоре. Всеми силами духа охраняйте единение. Пусть члены группы соберут особенно все сказанное о <...>[274].

 

Е.И.Рерих – Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису

15 апреля 1939 г.

Дорогие наши Элла Рейнгольдовна и Рихард Яковлевич, от всего сердца приветствую появление новой воительницы во имя Матери Мира и Общего Блага. Все, что касается Вашей семьи, так близко нам. И Ваши слова, родной Рихард Яковлевич, о маленькой Гунте зазвучали радостью в моем сердце. Все заложенное в первое семилетие дает направление всему последующему развитию, потому так ценны эти Ваши беседы с маленькой слушательницей. И я храню, как лучшее воспоминание моего раннего детства, мудрые изречения моего отца, которые позднее охранили меня от легкомыслии и соблазнов той среды, в которой я росла.

Друзья, Гаральд Феликсович и Иван Георгиевич, писали нам о том возвышенном впечатлении, которое произвел на слушателей Ваш реферат о Граале. Конечно, для меня будет огромною радостью иметь русский перевод этого Вашего труда. Тем более что я надеюсь, что в самом недалеком будущем эта книга будет напечатана и широко разойдется именно на этом языке. Вот уже и Пантеизм начинает признаваться, и такие поэты, как Гёте, так же как и философии Спинозы, Джордано Бруно и еще другие, находят одобрение в правительственных кругах. Храмина Духа утвердится.

Прежде чем ответить на Ваши вопросы в письме от 14 февраля, хочу еще раз выразить Вам и всем друзьям сердечную признательность за все высказанные добрые чувства и мысли ко дню моего рождения. Очень тронута была посвящением мне поэмы, написанной с таким сердечным огнем, и прошу Эллу Рейнгольдовну передать мой сердечный привет и сестринский поцелуй чудесной поэтессе и талантливой художнице, ваза которой украшает мою комнату.

Итак, Вас называют самым субъективным писателем в латвийской литературе, причем, как Вы пишете, все мысли о духовном и трансцендентном тоже относятся этою категорией людей к области чистой субъективности. Но пора бы все эти деления на идеалистическое и материальное, на субъективное и объективное пересмотреть и осознать, что эти понятия являются понятиями мнимыми, ибо в сущности они нераздельны. Без субъекта не может быть и объекта, и наоборот. В связи с этим вопросом приложу в конце письма одну беседу.

Теперь ответы на вопросы. Именно, в «Криптограммах» допущена опечатка и следует читать – «когда имя Храма произнесено будет...».

Конечно, версия об уходе Аполлония Тианского, приведенная в «Криптограммах», самая достоверная, ибо дана из Высокого Источника. Много еще неожиданных открытий ждут очереди. Ведь и в древности было немало клеветы и лжи и еще больше всяких сокрытий. «Беспредельность», § 201 – правильно понять как лучи трех Владык (Будды, Христа и Майтрейи). Да, Чингизхан при сильной воле обладал и качествами, которые позволили ему принимать советы Мудреца Гор. Чингизхан далеко не был тем жестоким дикарем, которым еще недавно старалась представить его малосведущая и пристрастная история. «Сердце», § 105. Опасность пользования электричеством заключается в возможности перегружения пространства. Нечто подобное произошло и в Атлантиде. Приложу об этом беседу, хотя она и входит в «Надземное», но еще не скоро дойдет до Вас.

«Сердце», § 128. Корень представления следует понять как основу сознания, которое может расти с утончением чувств.

«Сердце», § 500. Десять заповедей в сжатой и удобопонятной и жизненной форме дали массам высокую мораль. Кодекс морали в Египте не был достоянием масс, и к тому времени страна эта находилась уже в полном упадке. <...>[275]

«Сердце», § 578. [В прошлом] столетии, во времена Е.П.Блаватской Иерархия Света меньше прикасалась непосредственно к ближайшим земным действиям и событиям, но теперь, когда карма многих стран уже сложилась (самостоятельными действиями их обитателей) и наступило страшное время Армагеддона, грозящее рушением всей планеты, Иерархия Света должна была принять на себя более прямое руководство некоторыми деятелями для удержания равновесия мира. Именно в наше время немало деятелей, которые, часто сами того не ведая, действуют во благо общее под влиянием Иерархии Света. Также в наше время особенно ярко проявление строительства Храма Духа руками и ногами всяких джиннов. Именно они помогают творить Новые Небеса и Новую Землю. Все шумящее и кричащее помогает убрать то, что подлежит устранению, причем эти скорпионы в конце концов пожрут друг друга.

«Мир Огненный, § 369. Слово «ур» означает огонь. Помните составное слово Культ-ура. Урукая – частица огненной энергии. Огненное наполнение пространства.

«Мир Огненный», § 442. По имеющимся историческим данным мы знаем, что Эсхил в своих драмах и трагедиях не раз в слишком откровенных намеках выдавал тайны, принадлежавшие самым сокровенным мистериям, и толпа, не будучи в состоянии понять сокровенного смысла выдаваемого, принимала это за кощунство и в ярости набрасывалась на него, но будто бы каждый раз ему удавалось спастись. По эзотерическим же данным он был побит камнями разъяренной толпой.

«Мир Огненный», часть 2-я, § 233. Здесь опечатка и следует читать: «Не советую считать знаки тьмы, они лишь заведут во мрак». Есть люди, которые обращают внимание и пересчитывают только все знаки тьмы, только неудачи и совершенно упускают из виду все успешные достижения и, таким образом, постепенно начинают следовать и приноравливать свою жизнь по горестным знакам неудачи. Ведь внимание есть своего рода мощный магнит, который не только сам привлекает все соответственное его качеству, но и влечет нас туда, куда это внимание направлено. Человек, пересчитывающий знаки неудачи, теряет правильное суждение, ибо утрачивает знание, что «лишь Свет может быть мерилом и опорою». Следует замечать знаки тьмы, но принимая их лишь как предупреждения и уроки.

«Мир Огненный», часть 2-я, § 448. В данном случае опечатки нет и следует читать – «планеты говорят», ибо, истинно, лучи планет открывают тайну грядущих сочетаний и событий. И кровавые лучи несут грозную весть о самоуничтожении человечества. Теперь об ученичестве. Существуют бесконечные степени или ступени ученичества. И Вы правы, что во времена Е.П.Блаватской, как и теперь, понятие ученика прилагалось и прилагается многими очень широко. Можно встретить в старых письмах и в теософической литературе и такое обозначение, как принятый ученик. Так обозначался ученик, находящийся под особым наблюдением Учителя. Между прочим, в сборнике есть мое письмо о принятых или сужденных учениках. Также было еще одно обозначение уже много продвинувшегося ученика на пути, когда он именовался сыном того или иного Учителя. Но, как было Сказано, «пальцев на одной руке слишком много для числа таких сыновей». Также избрание нами Одного из Махатм своим Гуру еще не означает, что избранный Гуру признает нас тотчас же своими учениками. Если мы будем постоянны в своем устремлении к совершенствованию и сумеем достаточно расширить свое сознание, то, конечно, наступит день, когда такое принятие в ученики и произойдет. Но многие ли постоянны в своем устремлении? В одной восточной притче на вопрос ученика – какую силу устремления нужно иметь, чтобы достичь видения Брамы? – Гуру повел его на реку и погрузил его с головою под воду и держал его так, пока он не стал отчаянно биться в жажде глотка воздуха. Тогда Гуру освободил его и сказал: «Когда ты будешь жаждать увидеть Браму так же, как ты жаждал сейчас глотка воздуха, тогда ты увидишь Его». Ведь многие полагают, что быть принятым в ученики Великими Учителями так же просто и легко, как поступить в любую школу, а достижение озарения и приближение к Башням не труднее получения аттестата об окончании средней школы. Причем такие люди даже не желают положить на это достижение то число лет, которое они затрачивают на свое школьное образование. Потому так приветствую Ваш предположенный реферат об ученичестве, в котором необходимо подчеркнуть трудность духовного пути и какая длительная подготовка нужна для расширения сознания. Можно знать много предметов и все же иметь узкое сознание. Но малое сознание не может вместить вести Учителя. Расширение сознания предусматривает и очищение, и дисциплину мышления. Именно, малое сознание начинает искажать Учение, потому главная задача каждого учителя и ученика заключается в РАСШИРЕНИИ СОЗНАНИЯ.

Теперь о перечисленных Вами сотрудниках Е.П.Блаватской. Олькотт был ее ближайшим сотрудником. Он был приближен по кармическим причинам, однажды он спас жизнь Е.П.Блаватской в [одном] из ее прежних воплощений. Но он не мог считаться учеником в полном смысле этого слова. Иначе он не предавал бы ее так, как он неоднократно это делал, не оставил бы писаний, умаляющих ту, которая столько ему открыла! Но, конечно, не обладая широким умом, он не мог оценить широту сознания Е.П.Блаватской, житейские мелочи закрывали для него внутренний великий облик. Чтобы оценить правильно великого человека, нужно самому быть не менее великим.

Также из Рамасвамира ничего значительного не вышло, среда засосала его. Да он и скоро умер. Явление ему Махатмы М. могло быть кармическою платою, а также и для рекорда посещения Е.П.Блаватской Махатмою М. в Его физическом теле.

Был еще один весьма талантливый ученик Субба Роу который был направлен Махатмой М. к Блаватской, чтобы помочь ей при работе над «Тайной Доктриной» с санскритскими терминами и в толковании некоторых положений в браманических учениях. Но этот «достойный» ученик не смог совладать с исключительностью и фанатизмом, присущим его касте, при виде, как сокровенные знания Востока выдаются людям Запада, да еще через европейку, и преисполнился такой ненависти и зависти к Е.П.Блаватской, что решил дискредитировать ее и ее труд. С этой целью он разослал многочисленные письма к влиятельным лицам, сообщая в них, что Е.П.Блаватская сейчас представляет из себя лишь пустую оболочку, ибо Махатма М. покинул ее и предоставил ее своей судьбе. Конечно, письма эти имели обратный результат, а сам он, будучи совершенно молодым человеком, заболел странною болезнью. Он весь покрылся нарывами и, как говорят, заживо сгнил. А между тем он был из самых многообещающих учеников. Так человеческая природа таит в себе бездны, и никогда не знаешь, когда и какое притаившееся и забытое чудовище подымется с ее дна. Но возможности даются всем. Никто не отстранен, но редко, очень редко кто может удержаться на пути следования Учению Света. Именно высокая красота в том, что дается с трудом. Великий труд дает и великое достижение.

Синнетт был из теплых, и вспышка его была не длительна. Человек он был порядочный, но врожденное англосаксонское самомнение закрыло ему приближение к Свету. Ввиду того что он помог Е.П.Блаватской и искренно, хотя и с прохладцем, интересовался Учением и кроме того был образованным человеком, Махатмы приняли его как своего корреспондента, чтобы через него протолкнуть новые мысли и понятия в интеллигентную среду западного мира. Жизнь свою он кончил печально, почти забытый.

Дамодар, прекрасной души индус, очень преданный Великим Учителям и Е.П.Блаватской, и все же не выдержал последнего испытания. Когда он узнал, что Е.П.Блаватская не вернется в Индию, он бросил доверенное ему ею дело и ушел в Тибет в поисках Махатм. Конечно, до Махатм он не дошел и умер в одном из тибетских монастырей. Махатмы очень скорбели о его проступке, ибо именно он должен был остаться на посту и явиться самым верным свидетелем и защитником Е.П.Блаватской и, следовательно, всего теософического движения. Но он предпочел более легкое для себя решение вопроса, и оно привело его к падению. История теософического движения, как и вообще всех движений, имеет немало грустных и некрасивых страниц.

Джадж был лучше многих. Много клеветали на него. Но, конечно, и у него были слабости, которые недопустимы в признанных учениках. Так, Махатмы не нашли ни одного истинного ученика среди европейцев. Но все эти сведения о перечисленных лицах очень прошу Вас оставить для себя только. Если они дойдут до теософов, то много неприятностей и осложнений произойдет. Не следует дразнить их.

Во время Блаватской один лишь индус по имени Джуал Кул, или, как она называла его иногда, «лишенный наследства», был принят в ученики Махатмой К.Х. и даже находился при Махатме К.Х. и часто сопутствовал Ему в Его разъездах. Итак, никто из европейцев не дошел до Башен.

Теперь о Маркове и Либерт. Происшествие это крайне печальное, но, увы, весьма частое. Потрясающе наблюдать, с каким легкомыслием люди подходят к Учению, требующему от них самого серьезного, самого углубленного отношения ко всем жизненным вопросам при осознании своей полной ответственности не только за каждое действие, но и за каждую мысль. Следовало бы спросить упомянутых лиц, как представляется им и в чем выражается их работа на Общее Благо? Неужели в питании нечистых чувств? Пусть они не грязнят понятие любви, относя к ней вспышки разнузданных чувств. Г-н Марков, вероятно, может припомнить немало таких увлечений, неужели всех их он будет покрывать великим понятием любви? Пусть не лицемерят. Неужели они не понимают, что строить свое эфемерное счастье на несчастье близких есть преступление? Все Учения одинаково порицают рушение семьи из-за разнузданности чувств.

Вы правы, что письмо г-жи Либерт свидетельствует о совершенно искаженном толковании Учения. Подобные типы ищут в Учении оправдание своим двусмысленным поступкам и чувствам. Служение своим чувствам есть признак принадлежности к последователям тьмы. Не учение ли тьмы гласит – пей, веселися и наслаждайся всеми благами жизни. Но Учение Света сурово говорит – распни свою самость и в самоотверженной любви к Иерархии Света, в познании и в труде на Общее Благо найдешь и высшую радость.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.