|
|||
СОДЕРЖАНИЕ 15 страницаМы знаем, что именно благодаря Вам такой известный юрист, как Сибари, согласился не только стать советником в нашем деле, но даже лично выступить перед Бюро поверенных в Олбани за такое сравнительно небольшое вознаграждение. Конечно, я уверена, что его участие принесет спасение. Как справедливо заметил майор Стокс, участие такого юриста гарантирует стопроцентный успех. Но, к несчастью, из последних писем Зины мы поняли, что Плаут, настаивавший на приглашении известного адвоката для последней апелляции, снова доставляет некоторые хлопоты. Уже давно мы писали нашим сотрудникам, что не доверяем Плауту и знаем, что он проиграет дело. Каждый раз, когда Плаут хотел бросить дело, потому что ему вовремя не заплатили или же он сомневался, получит ли он все деньги, мы советовали нашим сотрудникам воспользоваться его желанием и расстаться, но, к сожалению, обычно мешали какие-то обстоятельства. Я с грустью думаю, что даже сейчас, когда мы приближаемся к последнему суду, от которого можно ожидать справедливости, блестящая возможность участия Сибари может быть потеряна. Дай Бог избежать такой неудачи! Мы так счастливы, что Вы взяли на себя обязанности председателя Комитета Музея Рериха. Ваша неиссякаемая энергия весьма поможет делам. Новый адвокат Смит, как Вы, несомненно, знаете, высказал несколько полезных предложений, и, самое главное, он соглашается, что Декларация 1929 года, подписанная всеми Попечителями и провозглашающая передачу картин в дар народу, имеет большое нравственное значение и определяет статус картин, поскольку эта резолюция никогда не отменялась. После стольких лет судебных разбирательств мы были счастливы услышать утверждение этого адвоката о значении нравственных обязательств. Именно, все дело должно быть рассмотрено с его нравственной стороны. Я всегда считала, что Хорш должен быть осужден всеми сотрудниками и вкладчиками вместе и одновременно, – тогда картина его давно задуманного грабительского плана и узурпации ясно предстанет во всей своей чудовищности. В самом деле, необходимо, чтобы все судьи были ознакомлены со всеми его преступными делами. Рассмотренные в совокупности, эти дела покажут прирожденного преступника. Вы знаете, дорогая г-жа Сутро, что Вы сами и все наши друзья жертвовали и отдавали весь свой труд только ради общественных учреждений, а не личных дел Хорша. Все мы трудились только ради роста этих общественных организаций. И как мы теперь видим, огромные возможности систематически разрушались Хоршем. Он стал бояться роста этих учреждений, понимая, что через несколько лет ему будет невозможно осуществить свой план захвата. Желая одним ударом прибрать все к своим рукам, глупец сам отсек от себя лучшие возможности. Через несколько лет он будет вынужден признать свою глупость, ибо его потери будут велики. Новый адвокат Смит считает, что дело следует затягивать, потому что Хорш сам затянет петлю на своей шее, и это действительно так. Моя дорогая г-жа Сутро, не хочу перегружать Вас таким длинным письмом, но мне хочется, чтобы Вы знали, как мы Вам благодарны за Вашу помощь и поддержку и как нам дорого Ваше праведное негодование. Великий мыслитель говорил: «Возмущение против несправедливости – это исцеление слепых». Истинно, много слепых и мало целителей, поэтому мое сердце приветствует в Вас одного из таких целителей. Пылающее сердце – наиболее драгоценное сокровище, ибо оно настоящий жизнедатель. Зина так прекрасно пишет о помощи и поддержке, которую Вы оказываете, и каждая такая строка находит отклик в наших сердцах. Мы все шлем Вам нашу признательность, лучшие мысли и пожелания.
Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу 5 июля 1938 г. Дорогой Евгений Александрович, с последней тяжелой почтой отослала Вам главу Вашей новой книги. Думаю, что изложение истории Соборов может быть полезно, но ввиду новых законов в стране следует навести очень основательные справки – будет ли допущена такая книга к распространению? Сейчас, видимо, проводится и некоторое усиление католического влияния, потому вряд ли представители церкви захотят напоминать о своих человеческих, увы, слишком человеческих заблуждениях, столько раз возводимых ими в непреложные догматы. Советую Вам изъять главу о Молитве Господней. Много натяжки в попытке дать этой молитве новое объяснение. Также совершенно неправильно предполагать, что «за порогом смерти мы оставляем наши огорчения, злобу и всяческие обиды, долги и должников, ненависть и неприязнь, и не нарождаемся ли мы вновь и вновь без этих качеств на земле чистыми и светлыми, достойными вступить в царство вечное?» (И далее Вы подкрепляете это еще речением Христа: «Если не будете как дети, не войдете в царство небесное». Но и это речение имеет совершенно иное значение.) Именно за порогом смерти мы ничего не оставляем из перечисленного Вами багажа, но еще приобретаем. Человек переходит в Тонкий Мир со всеми своими пороками и добродетелями, именно, он вполне сохраняет свой характер. «Язвы духа переносятся в Мир Тонкий, если они не изжиты на Земле»[131]. Также разве не Сказано: «Сеятель здесь и жнец там», в Тонком Мире. Более того, все наши свойства и качества утончаются или усиливаются там, потому злобные здесь становятся там еще яростнее и т.д. Также мы нарождаемся далеко не такими ангелочками, как это принято изображать. Часто самые настоящие дьяволенки скрываются под этими с виду невинными младенцами. Каждое эго при каждом своем новом нарождении сохраняет и приносит с собой весь прежний багаж. Куда же может деваться весь накопленный опыт? Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль создает вибрацию, и именно эти вибрации являются энергиями, входящими в строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно эти энергии, порожденные человеком, и являются его неотъемлемым достоянием (кармическим), которое сопутствует ему и в его новой земной жизни. Кармические следствия прошлой жизни следуют за человеком, и человек в следующей своей жизни соберет запечатленные им энергии или вибрации в астрале, ибо ничто не может произойти из ничего, и потому и существует связь между жизнями, и новая тонкая оболочка слагается из прежней. Аура новорожденного белая или бесцветная потому только, что сознание еще не окрасило ее. Но при первом же проблеске сознания аура окрашивается в соответствующий цвет. Так, истинно, мы приносим с собой свой старый багаж, но не все приобретенные способности могут быть выявлены в одной земной жизни, причина этому кармическая (карма личная и карма всего человечества), физический инструмент не приспособлен еще к выявлению разнородных накоплений нашей индивидуальности. Духовный синтез в его космическом размахе выявляется лишь при завершении земного пути. Потому так малочисленны индивиды, обладающие этим высшим даром. Речение Христа о детях, во всяком случае, имеет двоякое значение: одно – что, конечно, сознание малых детей еще не отравлено сомнением и лукавством, качествами, особенно препятствующими общению с миром невидимым, и второе – в те времена «детьми» назывались посвященные или, иначе говоря, адепты сокровенного знания, получившие духовное рождение. Между прочим, мне кажется, что в Молитве Господней имеются позднейшие поправки и добавления. Так, слова «и не введи нас в искушение» на мое ухо звучат престранно, чтобы не сказать больше. Можно ли предположить, что Бог, как его понимают христиане-церковники, стал вводить кого-то в искушение?! Не будет ли такое занятие скорее приличествовать дьяволу-искусителю? Эти соображения высказаны, если не ошибаюсь, и в «Тайной Доктрине». На странице 81, если хотите сохранить «безмятежную Гавань», то, по крайней мере, скажите о временности ее. Так, перед «завершением» можно вставить прилагательное «временное». Порадовались, что Вы побывали в любимой нами Италии. Многие сокровища искусства этой страны остались непревзойденными. Вы пишете, что Вам приходилось изумляться совмещению красоты и жестокости безобразия, но там, где высший Свет, там и высшая мера тьмы. Антитезы соприкасаются во всем проявленном мире. Далее Вы пишете, что Вы знаете, что гордость своими соотечественниками есть чувство не высокого порядка... На это отвечу – патриотизм и гордость достойными представителями своей страны есть великое чувство, лишь шовинизм достоин всякого порицания. Но кто из просвещенных людей нашего времени не разбирается уже в этих двух проявлениях? Так, истинно можно и должно гордиться достойными соотечественниками, и самые нападки на них свидетельствуют лишь о мировом значении их. Напрасно думать, что Христос, приближая Иуду, не знал, куда приведет свободная воля этого ученика. Нет, Он знал. Он знал и конец свой, ибо Иуда не впервые приближался к Нему. Христос знал, кто прятался под обликом Иуды. Иуда был давнишним предателем, и уже не раз он предал Христа. Но давно уже сказано, что именно джинны строят храмы. Распятием Христа Иуда дал Миру нового Бога. (Перечтите внимательно «Криптограммы».) Также и другие высокие Духи знали, когда к ним приближался тот или иной предатель. Законы кармы сложны, и часто предатель приближается не по нашей личной карме, но по карме групповой или даже народа. Каждое предательство для предаваемого есть светлое возношение, но ужас бездны для предателя и попустительствующим ему. И в нашем деле с самого начала подхода апостатов был дан ряд предупреждений, но настолько, чтобы, не нарушая кармы, мы могли строить с ними. Затем, в начале 25 года уже было Сказано, что основа гниет, а в 27-м году, что в течение грядущих десяти-одиннадцати лет можно ожидать самых утонченных предательств. Тогда же было Указано о предстоящих нам двух длительных процессах. Содержание моих писем к апостатам за все эти годы есть сплошной вопль о сохранении между сотрудниками единения, принципа иерархии, терпимости, великодушия и честности и т.д. и т.д. В этих письмах отражено все внутреннее духовное состояние апостатов, раздираемых самыми недостойными чувствами. Конечно, люди, никогда не слыхавшие о законе кармы, или же люди, знающие о ней, но никогда не вникавшие в сложнейшие переплетения этого закона, захватывающего в свое плетение множества участников и даже целые народы, никогда не поймут, как действует этот непреложный закон. Точно так же не поймут они и утверждения, что джинны строят храмы. Не поймут, что именно в силу несовершенства человечества происходит подобный парадокс. Только обыватель, привыкший верить во Всеблагостного и Всемилосердного Отца Небесного, в наивности своей думает, что лишь друзья помогают возносить человека и что там, где Свет, там ничто злое не может приблизиться. Никогда такой обыватель не поднимется до осознания, что лишь антиподы возносят друг друга. Теплые последователи, как аморфная масса, остаются не при чем, и именно они, по апокалипсическому речению, извергаются из уст... времен. Трудно обывателю дорасти и до понимания, что лишь препятствиями мы растем. Конечно, никто не может утверждать о всеведении Христа во время его земного прохождения. Но что Он знал главные этапы своего Пути и знал сущность подходивших к Нему людей – это несомненно. Ибо гораздо меньшие личности знают это безошибочно своим накопленным чувствознанием. Карма приводит на их путь определенных лиц, с которыми им суждено строить. Моральное состояние человечества делает этот выбор тяжким, трудным. Но сроки некоторых событий подходят, и приходится избирать из малого числа. Кроме того, часто выбор обусловлен и участием других сотрудников. Мало кто задумывается над ужасным моральным состоянием человечества, и сколько имеется людей, добрых и милых, но которые совершенно не в состоянии принять на себя ношу действенного подвига или даже хотя бы помочь такому подвигу. Страх, боязнь показаться смешными парализуют лучшие намерения их. Ярых во зле много, но ярых в добре очень мало. И такие добрые, но трусливые по природе люди увеличивают собою кадры непротивленцев злу, предоставляя джиннам лучшие возможности, они усиливают бедствия и страдания человечества. Но для достижений мужество необходимо, но мужество при совмещении разумной бережности и осторожности. Также не бывает туманных пророчеств, идущих из Высшего Источника. Перечтите в книге «Община» параграфы 24 и 25. Сужденные исполнители пророчеств знают смысл и значение их. Потому не будем думать, что Христос, этот Великий Дух, не знал Ему сужденного. Каждому носителю подвига предлагается чаша, и он сам избирает, хочет ли он принять ее всю или только часть ее. По закону антитез – самое худшее приносит самое лучшее. Кто же из мужественных подвижников не примет всю чашу? И в Учении советуется принять всю чашу – и мы не отступим от этого Совета. Всем поносителям мы скажем словами одного великого Мыслителя: «Тот, кто считается со мнением множеств, тот никогда не поднимется над толпою». Не знаю худшей доли, как остаться среди толп! Потому мы спокойно относимся ко всем злотолкованиям. Есть люди, которые стремятся к золотым венцам, но другие все устремление свое полагают на достижение венца нерукотворного и потому вечного. Привожу выдержку из одной беседы: «Именно толпы своими криками вели великого Учителя под особые страдания. Толпы, те же самые толпы, кричали о царстве, и они же торопили на казнь. Так они своеобразно способствовали исполнению пророчеств. Невозможно представить, какая карма ложилась на множества безумцев! Могут теперь многие помнить события, которые легли на плечи многих поколений. Когда советую воздерживаться от неразумных слов и мыслей, тем самым прошу подумать о будущем. Учитель мог пройти Путь подвига и без рычаний толп, но именно исцеленные Им наполняли пространство угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли можно назвать многими именами, но все же оно останется свободной волей. Правильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным сокровищем!»[132] Неосторожное слово, даже само по себе благое, но сказанное не к месту и не по сознанию слушателей, увеличивает ряды врагов. Потому так важно воздержание от выдачи сокровенного. Истинно знающий понимает все значение слов и умеет хранить доверенное. Шлю Вам пожелание лучшего успеха в Ваших работах. Духом с Вами.
Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко 5 июля 1938 г. Многоуважаемый Виктор Михайлович, С последней почтой пришел посланный Вами адрес с открыткой следующего содержания: «Многоуважаемая Елена Ивановна. Посылаю Вам адрес нашему другу, брату, д-ру А.М.Асееву для подписи сейчас же под адресом, где оставлено для Вас место. С уважением (Ваша подпись)». Очень сожалела, что Вы раньше не оповестили меня о Вашем намерении поднести адрес А.М., ибо я отсоветовала бы Вам это делать теперь. Ярые противники усмотрят в этом лишь саморекламу. Пятилетний срок слишком краток для такого чествования[133], и, конечно, они будут правы. Также я не согласна с некоторой фразеологией этого адреса. Уважая А.М. за его жертвенный труд, я не могу участвовать в начинании, которое лишь усилит кадры его врагов, ведь они сейчас особенно активны. Не подождать ли хотя бы семилетия. Семь – хорошее число. Вероятно, Вы не согласитесь с моей точкой зрения, тем не менее я придержусь ее. Буду очень Вас просить на будущее время раньше запрашивать меня о таких выступлениях, где требуется моя подпись, чтобы Вам не тратить напрасно времени и денег. Всего светлого.
Е.И.Рерих – Д.Л.Гартнеру 12 июля 1938 г. Dear Mr. Gartner, с последней почтой получила второй том «Беспредельности» и Вашу краткую записочку. Спасибо большое. Мне очень грустно, что не могу еще уделить времени на прочтение Ваших переводов. Столько неотложной работы, а зрение мое так ослабло, что мне трудно заниматься корректурой по вечерам, помощников же у меня нет. Все еще не получила перевода книги «Аум» из Америки, чтобы сопоставить его с Вашим и посоветоваться с Вами относительно лучших оборотов некоторых фраз. Вообще, создалось самое уродливое положение с переводом и изданием книг Учения в Америке. И подумать только, что все тормозится из-за одного человека! Сердце мое полно слез, когда я думаю о печальной судьбе английских переводов Учения. Сколько прекрасных душ могли бы найти ответы на многие проблемы жизни и обрести равновесие и радость духа! Г-жа Алиса Бейли, руководительница «Аркэн Скул» в Нью-Йорке, предложила нам издать новые книги из серии «Агни Йоги», ибо она всегда пользовалась этими книгами и разбирала их со своими учениками. Как видите, спрос на книги имеется. Но какую карму принимает на себя человек, тормозящий выход этих книг! Даже трудно представить себе, чтобы человек, прикасавшийся хотя бы к частичному познанию высших законов, мог так легкомысленно все затруднять. Истинно, можно сказать – смотрят, не видя, и слушают, не слыша! Но не теряем надежды, что по истечении некоторого времени нам все же удастся распутать этот гордиев узел. Но просто разрубить его сейчас нет возможности из-за многих чрезвычайно запутанных обстоятельств. В жизни столько сложного! Сейчас еще собираю новую книгу «Надземное». Когда закончу, конечно, перешлю рукопись и Вам. Знаю, что Вы цените эти книги вне зависимости от того, будет или нет использован целиком Ваш перевод. Во всяком случае, еще раз приношу Вам сердечную благодарность за Вашу помощь. Очень грустно было прочесть в Вашей заметочке, что Вы впервые остались без дома, без семьи. Хочу думать, что решение это не окончательное. Многое может измениться. Мы давно не имеем известий от Клайд. Дорис не так давно сообщала о предстоящей ей операции. Бедняжка, мне так жаль ее! Вероятно, Вы уже слышали о новом вандализме, совершенном тремя апостатами. Тысяча картин захвачена и увезена из Музея! А не так еще давно директор чикагского Музея Харше говорил в связи с ресивершипом[134] дома, что «damages for the Roerich Museum would be a national calamity»[135]. Особенно больно нам, что в печати открыто не появилось ни одного слова возмущения таким неслыханным ограблением! Газеты не поместили ни одного посланного протеста! Много получено прекрасных писем и сочувствующих телефонных звонков, как пишут нам сотрудники, но общественное мнение не отважилось сорганизовать активный протест. Неужели придется убедиться в справедливости слов, сказанных недавно умершим известным адвокатом Кларенсом Дэрроу, что «в Америке общественного мнения не существует»! Видимо, лишь доллар может подогреть огонь возмущения, но он же делает и черное белым, и неправое правым. Конечно, мы полны бодрости и спокойствия, ибо знаем о конечной победе. Конечно, если бы имелось единение среди сотрудников, то и победа пришла бы гораздо раньше. Но так как этого единственного условия для успеха нельзя было достичь, то приходится наблюдать за действием тактики адверза, которая, конечно, не легка. Но и это переживем. В первой книге «Листы Сада Мории» сказано: «Ядовитые времена пройдут, и вы, спасенные, войдете в Новый Мир»[136]. Да, Новый Мир идет, и ничто не может остановить его шагов. Вероятно, Вы читали, что астрономы отметили нарушение в движении Земли. Земля замедлила свой бег, и Луна стала отходить. Но никто не знает причины такого нарушения. Перечтите в книге «On Eastern Crossroads»[137] две легенды – «Золото» и «Тьма». Привожу также и страничку из новой книги «Надземное». «Вы знаете, насколько велика связь между Макрокосмом и микрокосмом. Наука усмотрела нарушение движения Земли. Никто не думает о причине такого нарушения. Но если Мы скажем, что причина в нарастании газа, о котором Мы уже давно говорили, то никто не поверит. Также если повторим, что человечество повинно в разрастании такого вредного газа, то еще больше никто не поверит. Также не допустят, что появляются уклонения и между иными небесными телами. Но если происходит заболевание планеты, то это своеобразно отзывается на многих частях Вселенной. Люди знают о земных эпидемиях, но такие же явления возможны и в пределах Макрокосма. Мы называем эту часть записей "Надземное", ибо Мы постоянно напоминаем об опасности, происходящей от несоизмеримости и нецелесообразности человеческого поведения. Некто хотел бы слышать, в каких одеяниях живут обитатели других планет, но если во время пожара начнем расспрашивать хозяина о количестве его одежд, каждый сочтет такой разговор неуместным и даже безумным. Как же втолковать людям, что теперь происходит Армагеддон, иначе говоря, пожар, который может разрушить многое. Мы хотим создать такое внимание, чтобы люди поняли, что от них зависит очень многое. Не убоимся повторять это "многое". Пусть в таком слове станет ясно, что каждый микрокосм ответственен и за Макрокосм. Не думайте, что такое противоположение невозможно. Связь микрокосма с Макрокосмом есть основа мира»[138]. И еще: «Вы знаете, насколько многоподобны бывают космические явления. Следует очень подчеркнуть утонченность проявлений основных энергий. Люди ожидают лишь самых грубых знамений. Им, по крайней мере, нужно, чтобы посреди дня наступила непроницаемая тьма или Земля пылала бы огнем. Но таких скоропостижных явлений не бывает, ибо гармония законов космических не позволяет таких потрясений. Но зато Природа полна тончайших знамений, и человек может читать эту великую Книгу. Только слепые не увидят огненных знаков. И мертвые врачи не различат огненных болезней. Люди скажут: "Солнце всходит и луна светит, значит, все благополучно. И нас пугают для каких-то таинственных целей". Но зрячие могут отметить множество необычных явлений, которые отражаются на человеческой природе. Много происходит незапамятного, также многое проявлено в необычных местах. Возьмите дневник, прочтите, где недавно было землетрясение, где началось наводнение, где вспыхнули эпидемии, где нашли необычайные атмосферические давления и необычные напряжения, – получится целая книга о болезни планеты. Мы очень ценим, когда без предрассудков люди различают знамения природы. Нужно при всякой болезни изучать симптомы ее. Не может врач отрешиться от наблюдений, иначе он не будет врачом. Так мы обращаем внимание на многие космические знаки. Очень больна планета! Человек не может оставаться безучастным, когда все существо его полно воздействий тончайших энергий. Мыслитель говорил: "Кто может определить меру сил Природы?!"»[139] Так нельзя безнаказанно попирать высшие законы. «Сеятель ветра пожнет бурю, но когда эта буря разразится и кто ею смятен будет, о том люди не думают. Они твердят о карме и ограничивают ее своими мерами, но карма действует прогрессивно. Указанная буря захватит многих, и такое следствие обрушится на сеятеля ветра. Когда же долетит ярое следствие бури? Правильно говорят, что понятие времени относительно. Так, не земными часами измеряется накопление бури. Одно остается несомненным, что сеятель и пожнет. Можно наблюдать за прогрессом кармы на многих исторических деяниях. Мы советуем читать жизнеописания и летописи. Там можно наблюдать, как росла карма и как она обрушивалась, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Люди иногда готовы считать карму наказанием, но великий закон не может быть так ограничен. Закон действует во имя равновесия. Размер нарушения равновесия не может быть определен земными мерами, только с высших планов можно усмотреть, как разрастается содеянное»[140]. «Вы знаете о движении закона кармы. Можно наблюдать, как карма постигает не только прямого преступника, но и всех косвенных соучастников. Не лишено справедливости речение, что за некоторое злодеяние одного человека страдает целый народ. Не учение о мести, но свойство духа связывает много сообщников. Кто может сказать – где кончается сродство крови? Кто может определить, где заключалась главная причина? Кто может судить, кто словесно и кто мысленно больше способствовал преступлению? Никто не хочет помыслить, как широко двигается карма, и никто не поищет в "чаше" накоплений, как он явился соучастником преступления. Мы можем лишь напомнить о законе, но свободная воля должна избрать свой путь...»[141] Привела Вам выдержки из нескольких параграфов Учения. От всего сердца радуюсь, что в трудное время Вы находите поддержу и успокоение в Учении. Расширенное сознание есть основа спокойствия душевного. В заключение скажу: храните бодрость, ибо если сегодня – горе, то завтра – радость. Всего самого светлого. Духом с Вами. Е.Р.
Е.И.Рерих – А.Паскевичу и А.Кавка 12 июля 1938 г. Уважаемые друзья, получили Ваши пространные доклады и объемистое письмо с поставленными мне вопросами. Конечно, теперь Вы должны признать, насколько я была права, советуя Вам не разбирать Учения среди явно враждебного элемента. Также Вы можете убедиться, что мое первое письмо к Вам остается в полной силе, ибо содержит ответы почти на все вновь поставленные вопросы. Вы пишете, что кто-то[142] спрашивает, кем и каким образом дается Учение? Ответ на первый вопрос дан в Учении, Автор которого называет себя в нескольких книгах. Ответ на второй также дан на многих страницах тех же книг. Все подобные вопросы показывают, как мало вникают вопрошающие в читаемое ими. Вам отвечу, что Учение передается обычно яснослышанием или голосом Безмолвия, но не путем вдохновения, которое имеют в виду большинство вопрошателей. Самое сокровенное, конечно, передается на сензаре. Но вообще не могут быть ограничены способы передачи, ибо область духа беспредельна. Аптека неприложима там, где мы прикасаемся к тончайшим энергиям. Тех же, кто заботится, не вкрались ли искажения в Учение, можно спросить – неужели же у них не являлась мысль, что Учителю так же легко указать на ту или иную вкравшуюся ошибку, как и дать следующую страницу?! Ведь ритм Учения продолжает нарастать. К сожалению, ошибки печатника и переписчика неизбежны. Но, как Вы знаете, они были исправляемы[143]. Я не знаю ни одной книги, которая не имела бы опечаток, особенно в наше время утраты качества во всем. Также я достаточно ознакомлена с бездною человеческой природы или сознания и знаю, что никакие уверения никогда никого не убеждали. Лишь личное внутреннее убеждение, имеющее основание в накоплениях прошлых существований, может помочь распознать истину. Потому, конечно, и мои утверждения никогда не будут приняты сомневающимися. Очень прошу Вас утвердиться в том, что мы никого не собираемся обращать[144] и всеми силами души восстаем против всякого навязывания книг Живой Этики. Пусть каждый идет своим путем[145]. Прочувствовать истину Учения и возгореться сердцем навстречу Зову Учителя могут лишь те[146], кто в прежних своих жизнях приближался к Учению и к Великим Учителям. Среди подходящих впервые всегда много шатаний и сомнений. Но там, где сомнение[147], там не возжечь огней сердца. Сомнение есть самый страшный яд. Ничто и ни в какой области не может быть совершено при наличии сомнения. Ни одно открытие не могло бы быть сделано, если бы исследователь[148] сомневался в правильности своей теории[149]. Те, кто хотят следовать исключительно Христу, и должны следовать Ему. Но пусть отдадут себе ясный отчет, какому Христу хотят они служить? Христу евангельскому или же Христу позднейших церковников? В этом осознании уже будет сдвиг сознания. Никто из Великих Учителей никогда не будет умалять ни одного Основоположника древних или позднейших религий, ибо, истинно, Одно и то же Эго неоднократно воплощалось в некоторых из Них. Оповещать же широко Иерархическую последовательность Великих Учителей никогда не разрешалось. Вдумчивый ученик вполне отдает себе отчет во вреде таких оповещений раньше срока в руках сомневающихся и враждебных. Только новички, не понимая, что на конце каждого неосторожного слова может висеть жизнь[150] многих людей, задают вопросы, ответы на которые в древнейшие времена давались при высших посвящениях. Людское сознание с тех пор мало изменилось и во многом стало, увы, даже грубее. Если г-н Ливский утверждает, что в письме к нему я писала, что Учение получено через вдохновение, то, пожалуйста, попросите его прочесть Вам мое письмо к нему. Также если я скажу, что мы встречали Учителей в Их физическом и тонком теле, то не сомневаюсь, что и это мое утверждение вызывает бурю негодования и протестов в известном лагере. Но тем не менее это истина. Но поговорка, что нет хуже слепых и глухих, нежели те, кто не желают видеть и слышать, уже давно стала труизмом. Вы пишете, что есть люди, которые возмущаются встречающимся в первой книге утверждением – «любите Меня» и считают это каким-то навязыванием. На это отвечу – вероятно, сердца таких людей окостенели и они не знают, что есть горение сердца, что есть пламенная любовь ученика к Учителю и какую радость дают эти слова Учителя пылающему сердцу ученика. Ибо этим своим утверждением Учитель не только принимает любовь ученика, но и приближает его, поощряет его следовать этим кратчайшим, царственным путем. Тонки струны сердца, и, только закаленные на огнях его, могут они передать нам тайнозвучные мистерии бытия человеческого. Ничто грубое, ничто требующее, сомневающееся, отрицающее и издевающееся не найдет ключа ни к одной тайне бытия высшего. Отсюда такая ненависть иссохших сердец ко всему светлому, радостному, напоенному высшей красотой преданности и любви к Иерархии. Сожалею, если мое суждение о некоторых книгах Ледбитера больно огорчило хорошего человека, но взять их обратно не могу. Было бы нечестно с моей стороны хвалить то, что я знаю как искажение истины. Так же напрасно кто-то утверждает о нашем якобы недружелюбии к теософам, ибо это неверно. Отношение наше к теософам было всегда самым дружественным, и среди них мы имеем немало друзей. Многие теософы читают книги Учения[151]. Вероятно, Вам неизвестно, что существуют многочисленные теософические группы, которые часто совершенно[152] исключают друг друга. Но, конечно, прискорбно, что имеются такие теософы[153], которые, говоря отрицательно о книгах Учения, в то же время не прочли ни одной из них. Кто же из уважающих и считающих себя образованными людьми будет отрицать и отзываться недружелюбно о том, чего он вообще не знает или с чем только поверхностно ознакомился? Будет ли такая критика основана на истине? Не имеют ли читатели права требовать хотя бы примитивную честность от критиков?
|
|||
|