Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Елена Ивановна Рерих 23 страница



Также для Вашего сведения. Не преувеличивайте значение пранаямы. Ибо наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению, и к восстановлению функции Третьего Глаза, и к истинным достижениям Раджа Йоги. Это ментальное дыхание я испытала под Высшим Руководством. Темя мое дышало, нечто правильно подымалось и опускалось в нем.

Как пишет Е.П. Блаватская: «Истинно, то, что называется пранаяма, или смерть дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер, другие стали почти идиотами, третий покончил самоубийством и один развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме».

Теперь отвечу на Ваши вопросы.

1. На Ваше желание иметь оккультную историю мускуса должна ответить, что я не совсем понимаю, что подразумеваете Вы под такой историей. Ведь не историйки в стиле Ледбитера и тому подобных писателей для возбуждения интереса профанов? Нет, дорогой Сотрудник, для науки будущего гораздо важнее указать, что мускус питает все нервные центры огненной энергией, нежели знать оккультную историю. Не преувеличиваете ли Вы проницательность профанов?

2. Не думаю, что нужно было бы сократить что-либо в Вашей статье. Все сведения очень полезны.

3. Этот параграф взят из второй части «Мира Огненного», которая еще не издана.

4. В Космосе все построено по единому плану, отсюда то великое соответствие, которое наблюдается между организмами разных царств Природы. Потому, когда говорится о сердечной энергии Природы, нужно искать в каждом организме Природы ту магнетическую живительную субстанцию, которая отвечает отложениям энергии сердца. В Учении приведены именно несколько из наиболее ярких примеров выделений этой огненной субстанции. Деодар или кедр, розы, мускус, янтарь – все они принадлежат к жизнедателям.

5. Если физический огонь есть лучшее очистительное средство, то насколько же сильнее действует то вещество, которое способствует усилению в нас жизненного огня. Ведь в Учении столько раз указывалось, что психическая энергия есть панацея против всех заболеваний. Нахождение кристалла психической энергии положило бы конец многим заболеваниям. Ведь все злокачественные заболевания, такие, как рак, возможны лишь при истощении в организме запаса психической энергии. Интересно было бы исследовать и сопоставить кровь больных раком с кровью нормального, здорового человека. Много поучительного откроется при изучении крови.

6. Здесь имеется в виду самое простое фотографирование ауры. У нас есть один снимок с аурой[236]. Он был сделан совершенно случайно без всякой мысли о снятии излучений. Интересно отметить, что снимок был сделан утром и у окна. И аура субъекта, будучи пурпуровой или фиолетовой и потому трудно уловимая в силу своих тонких вибраций, тем не менее достаточно ярко запечатлелась, и именно в форме ауры, когда излучения уже исчезли из нижних конечностей и подымаются вверх от центра солнечного сплетения, намечен также и второй головной круг. Конечно, между снимающим и снимаемым существовала полная гармония, и помещение было наполнено лучшими эманациями. Кроме того, позднее было Указано, что Владыка хотел запечатлеть эту ауру, потому и помог выявить ее. Конечно, для получения лучших результатов советуется черный экран и снимание при полной темноте. В моем предыдущем письме я уже сообщала Вам о методе, применяемом для этой цели д-ром Кильнером, но он отражается на зрении, потому нужно очень осторожно приучать к этому глаза.

1.VIII. Сейчас пришло письмо Ваше от 7 июля.

Первая из двух присланных книжечек, «Дух неродившихся», как я уже писала, есть перевод с английского, и, насколько мне помнится, написана она была давно, может быть, даже раньше 1920 года, и в свое время Председательница Теософского Общества мадам Безант наложила на нее табу. Теперь же ее можно видеть во всех каталогах теософских книг, так же как и продолжение ее – «Дети Света». Написана она была двумя анонимными сотрудниками, как это и значится в каталоге. Теперь о происхождении ее. Владыка Указал мне, что книжечка эта была дана по Его Указу одним из учеников из Тонкого Мира. Должна сказать, что перевод ее не на высоте. О второй книжечке могу сказать, что очень хорошая и полезная. И как Владыка Сказал мне, автор ее – «дух устремленный» и потому, конечно, может улавливать многое, носящееся в пространстве. Но само собой разумеется, община его не является отделением Белого Братства. Для вашего сведения скажу, что после 1920 года никто из Белого Братства не выезжал в Европу. Ведь приготовления к великому Армагеддону чрезвычайны. Мы часто получаем сведения о разных самозванцах, появляющихся под именами Учителей. Так, недавно нам сообщили, что граф Сен-Жермен, или Учитель Белого Братства граф Раккотци, посетил наш дом в Нью-Йорке и ужинал в ресторане при нашем доме с одним далеко не безупречным и известным нам лицом!!! Но дело Петра Донова заслуживает внимания, ибо все стремящееся к чистоте и благу должно быть поощряемо и оберегаемо. Я еще не прочла его книжечку, лишь пробежала; по прочтении немедленно вышлю ее Вам обратно. Также следует понимать, что ни один из Учителей Братства, проведший многие десятки лет в главной Твердыне, не может жить среди людей во время Армагеддона. Ибо если даже ученики, находящиеся на известной ступени, не могут оставаться продолжительное время в долинах и соприкасаться с разными аурами, то как же трудно это для Учителей Белого Братства! В «Письмах Махатм» упоминается о том, как тяжко заболел Великий Учитель К.Х. после соприкасания с аурами долин и людей. Ведь Великий Учитель К.Х. был вызван обратно в Тибет по Указу предыдущего Великого Владыки Шамбалы на довольно продолжительное время для укрепления его заградительной сети. Также и Владыка М., посещая Сикким для встречи с Е.П. Блаватской, постоянно курил особый препарат из озона. Между прочим, отсюда пошла легенда среди теософов, что Владыка М. курит. Ибо Елена Петровна, описывая свое свидание с Владыкой М. и упоминая индусскую трубку, которую курил Владыка М., не подумала добавить, что это была за трубка и чем была она наполнена. Так творятся легенды.

Теперь, что есть Огонь Ариаварта? Ариаварта означает «страна Арийцев». Это древнее наименование Северной Индии, куда пришли и где основались первые выходцы из Средней Азии после гибели Атлантиды. Это наименование относится лишь к горным долинам среди Гималайского кряжа, а не ко всем низинам Индии. Так, наш Ашрам находится именно в древнейшей и наиболее священной Ариаварта. Огонь Ариаварта означает великий дух и потенциал этой нации, ибо арийцы-индусы называют себя также «Ариаварта».

Бальзам Матери Мира есть чудесное лекарство, приготовленное моим сыном на основании древнейших данных и с добавлением еще нескольких ингредиентов. Сам Владыка дал этому средству такое прекрасное наименование. Оно прежде всего излечивает ревматизм и незаменимо при застарелых злокачественных ранах.

Что есть рингсэ? Для этого нужно рассказать маленькую историйку, кажется, Вы до них охотник. В Тибете, как, может быть, Вам известно, существует два способа посмертного ритуала. Один, который применяется для всех и даже для простых монахов, состоит в том, что тело умершего разрубают на куски и затем бросают их на съедение коршунам (при этом присутствующие монахи учатся на этих трупах анатомии и узнают причину болезни), другой, для высоких лиц и лам, состоит с сожжении тела. После сожжения высокого ламы ближайшие ученики его немедленно начинают искать в куче пепла так называемое рингсэ. Рингсэ это походит на зернышко янтаря необычайной твердости, и чем больше оно, тем считается лучше, ибо по размерам его ученики судят о степени духовности своего Учителя. Теперь исключительно для Вашего сведения. Рингсэ образуется из особых отложений двух желез – шишковидной и мокротной. Вы, конечно, знаете о том светящемся веществе, как бы песке, наблюдаемом на поверхности шишковидной железы у развитого человека и который совершенно отсутствует у детей до семилетнего возраста и прирожденных идиотов, а также при глубокой дряхлости. Этот песок и есть таинственное вещество рингсэ, или отложение психической энергии. Но сведение это только для Вас. Вы можете сказать вопрошающим, что это есть отложение психической энергии, но не говорить, где и как оно находится, тем более что отложения психической энергии могут быть находимы во многих органах и нервных каналах. Также должна огорчить Вас и просить не передавать способ нахождения рингсэ, ибо об этом в Тибете не говорят.

Что значит «пройти Сантану по сердцу»? Сантана означает поток. В буддизме принято цепь жизней наших сравнивать в их непрерывном течении с потоком. Потому и говорится: пройти Сантану по сердцу или пройти все жизни в неустанном сердечном устремлении.

Большое спасибо за пересылку письма Вашей милой корреспондентки. Письмо сердечное, и прекрасно, что Вы поддерживаете с ней переписку. Со своей стороны я, конечно, не отказываюсь вступить с нею в переписку. В письме ее нет ничего искусственного и чувствуется искание, такие души мне близки. Потому можете сообщить ей мой адрес. Думаю, что «Письма Е.П. Блаватской к Синнетту» («Леттерс оф m-me Е.П. Блаватски ту А.П. Синнетт») можно достать в любом книжном магазине в Лондоне, может быть, в Париже, но книга эта, насколько мне известно, на русский язык еще не переведена. Дорогой Сотрудник, если Вы не знаете английского языка, Вам все же придется ознакомиться с ним настолько, чтобы понимать читаемое. Все лучшие труды написаны на этом ужасном, безобразном, но легком языке.

Конечно, можно включить статью Н.К. «Черта Мира» в Ваш сборник. В приведенном Вами оглавлении ее мне почудился перевод, потому посылаю ее в оригинале.

Должна огорчить Вас относительно биографических данных Франчиа Ла Дью. Только что прислали материал, состоящий из полстранички с пустым перечислением самых обыденных фактов ее личной жизни, и ни слова о самой главной деятельности, ни слова об основании и развитии центра. Не нашлось у ее ближайших сотрудников ни одного достойного слова, лишь сладкие перечисления ее кротости и улыбок и трогательных недостатков. Вы, вероятно, замечали, как люди любят находить маленькие слабости великих людей, чтобы вознести их в особую трогательную заслугу, ибо, по их мнению, именно слабости делают великого человека таким человечным. Без умаления человеческое сознание не может принять Великого Образа. Люди привыкли снижать до своего уровня все самое Великое. Мы снова запросили, прося дать нам исчерпывающий материал, биографический и исторический очерк как их центра, так и его основательницы или основателей, может быть, так скорее откликнутся. Но пройдет по крайней мере три месяца, пока мы получим просимое, и нельзя ручаться, что присланное будет на высоте. Центр в Калифорнии также забыл свою Основательницу, и наследники занялись своим личным возвеличиванием, как и в Адиаре забыта Е.П. Блаватская. Потому эти центры еще живут, но не могут развиваться. Закон Иерархии действует непреложно. Со смертью Франчиа Ла Дью, которая была той магнитной силой, тем фокусом, через которую проливались Высшие энергии, сейчас Сообщения от Великих Учителей сильно сократились, и они большей частью перепечатывают старый материал, данный еще при жизни Основательницы.

Именно, человеческая справедливость, о которой люди любят говорить, явление редчайшее на нашей планете. Мудрые ее не ищут и не ждут, зная в духе непреложность Справедливости Космической.

Теперь о Тарасове. Вы уже имеете мое суждение о нем в предыдущем письме. Потому добавлю, что уже в начале июня я написала г-ну Стурэ, прося его принять на себя объединение Прибалтийских групп, то есть быть тем фокусом, к которому новые члены могут обращаться за справками и по интересующим их вопросам, и сообщать об этом всем своим корреспондентам, а также оповестить их о самозванстве г-на Тарасова, что Карл Иванович и сделал, имею его сообщение об этом.

Я также имею письмо от Тарасова, письмо совершенно исключительное по своему наивному (будем надеяться) самообольщению. Ответила ему сильно, ибо мне Указано «прекратить деятельность этого самозванца, ибо вред может получиться большой». Ввиду его молодости я, как говорится, оставила дверь приоткрытой, письмо мое, при всей суровости своей, должно было явиться испытанием для него. Но пока что ответа на него не имею. По всем своим поступкам и тем письмам, которые имеются у меня, он является как бы перевоплощением молодого Ферна, во времена Елены Петровны, эпизод с которым приведен в «Письмах Махатм». Тот Ферн тоже выдавал себя за сына Владыки М. и действовал Его Именем. Да, много попыток делается, чтобы дискредитировать все светлые начинания. Конечно, предлагаемыеим Основные Правила (которые у меня уже во втором экземпляре – получила из Риги) худого не заключают, ибо взяты из Учения, но подпись этого «сыночка» может ввести в заблуждение многих правоверных теософов. Ведь в первые дни Теософского Движения Владыка М. подписывался буквою «М» с тремя точками. Потому помещать их не следует, чтобы не связать себя с этим молодым, но обещающим, ибо не лишен талантливости, дугпа[237]. Презабавно его письмо к одному корреспонденту, в нем он прямо устанавливает свою Иерархию! Конечно, правильно, что не вступили в его отряд. Из сообщений Г.Г. Шклявера отряд этот пока состоит (по счастью) из него самого, Г.Г. Шклявера и еще одного лица, которое почему-то они забыли мне назвать.

Теперь совершенно конфиденциально, для Вашего осведомления сообщаю Вам действительное положение вещей в так называемом Европейском Центре. Центр этот прежде всего Центр культурных выступлений, и никаких групп, связанных с Учением, там не имеется. Секретарь его Георгий Гаврилович Шклявер очень ценный сотрудник для внешних и дипломатических сношений и всего, что касается до дела Знамени и Пакта в Европе, а также и для устройства разных культурных выступлений при Центре. Он имеет книги Учения, но духовно никогда не подходил и по натуре не знает, что есть духовный подход. Нужно брать людей такими, как они есть, и при больших построениях не звуча на одно, они прекрасно сотрудничают в другом. Потому он посвящен только во внешние и, конечно, тоже не во все действия. Но есть характеры, которые любят дать иногда понять, что они обладают особыми полномочиями, и вот эта особенность его по сродству привлекла к нему и г-на Тарасова. Едва зная этого молодого человека, Шклявер рекомендовал его Н.К. в самых высоких тонах, Н.К., конечно, не мог запретить ему собирать молодежь, но никаких полномочий ему не давал. После отъезда Н.К. по настоятельной просьбе этого молодого человека Шклявер легкомысленно поставил его в контакт со всеми группами. Конечно, Георгий Гаврилович после моего письма очень тревожится и пишет, что он принял все меры, чтобы прекратить эту ярую деятельность, но мне кажется, что изобретенный им «духовный советник» много талантливее его самого и ему не так-то будет легко справиться с находчивостью и изобретательностью самозваного ученика и «сыночка»... Поживем и увидим, но темные всюду расставляют свои тенета. Да и может ли бы быть иначе, когда так близка решительная Битва между Силами Света и тьмы!

Теперь, за исключением истории о рингсэ и определения его, можете взять из приведенного материала то, что Вам ближе, и поместить в свою статью.

Читая такие книги, как «Путь и Учителя», не забывайте, что писала я о видениях и снах в моем предыдущем письме. И тогда вся описываемая бутафория выродившегося масонства в сценах описываемого Посвящения Вам станет ясна. Великие Учителя не могут тратить свое драгоценное время на такие детские спектакли. Истинное Посвящение не нуждается ни в каких ритуалах, оно приходит, когда внутренний человек готов, и лишь Великий Учитель его присутствует при этом, ибо Он направляет тот трансмутирующий Луч, который может быть воспринят учеником. Помните, что сказано во второй книге «Листов Сада Мории» на странице 141 о высшем и последнем акте всех Мистерий?[238] Всегда помните, дорогой Сотрудник, там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия. Не забудьте также, что все Мистерии были основаны на Земле и для Земли, именно для земного сознания, но все Высшие Мистерии хранились в тайне и отличались отсутствием обрядности.

Шлю Вам мое искреннее желание, чтобы Вы мужественно, в подвиге самоотвержения прошли великий Путь, ведущий к Твердыне Света. Именно мужество есть первый доспех.

Всего радостного.

Е.И.Рерих

 

Н.К. и Ю.Н. Рерихам

2 августа 1934 г.

Вот уже две недели, как не имеем от Вас писем, родные мои. Писать много не буду, ибо не следует письмам залеживаться; итак, уже многие из ранее посланных придут в Ваше отсутствие. За эти две недели новостей не прибавилось. Об американских делах Вы уже знаете. Немного тревожит еще вопрос лоана, труден из-за больших процентов, потому окончательного решения еще не знаем. Вчера пришла телеграмма, что одна картина продана за шесть с половиной тысяч долларов, это неплохо; причем пять с половиной тысяч уже выплачены. Ответила, чтобы перевели пять тысяч в рупиях, ибо не уверена в долларе. Также пятьсот долларов употребили бы на немедленные нужды Европейского Центра. Ведь там подошли платеж за помещение и др. В свое время получила очень обеспокоенное письмо от Ле Пети. Думаю, что ты ничего не будешь иметь против такого распоряжения. Деньги лежат в Нью-Йорке. Мирон Тарасов на мое письмо к нему не ответил. Но я не убеждена, что он так легко отступит. Стурэ переслал мне еще одно письмо этого самозванца. Все-таки наглость его потрясающа! Он прямо устанавливает свою иерархию над ним. И тот попался на удочку и признал его авторитет, не запросив меня, ибо по письму видно, что он пересылал ему на просмотр свои ответы ученикам!! Поучения «сыночка» невежественны, но иногда не без талантливости. Конечно, после моего письма Стурэ оповестил всех своих корреспондентов о самозванстве Тарасова и, видимо, с особым удовольствием, о своем назначении как объединяющего звена всех Прибалтийских групп. Одно водительство я предоставила бы Тарасову с величайшим удовольствием – это твоим другом Бодянским. Между прочим, Тарасов раскусил, что за тип Бодянский, и написал ему «великолепно», уговаривая его принять и не противиться потоку кармы, ибо только так он очистит себя и облегчит дальнейшее – «полезай, кумэ, на дно!» Асеев тоже вдруг начал писать о своем недоверии к этому духовному советнику, но, конечно, по получении письма от Стурэ, хотя хочет дать мне понять, что сам явил распознание, но, имея все даты и числа писем, мне ясно, когда это распознание снизошло. Стурэ тоже, видно, умолчал, что он получил директивы от меня, а может быть, это мне лишь кажется. Ну да Бог с ними, отнесемся снисходительно к этим маленьким человеческим слабостям. На этой неделе получены письма от Асеева и его статья о мускусе и его значении на просмотр, что я уже сделала, а также письма от Стурэ, Клизовского и Иогансон. Там все еще не могут после мягкого водительства Феликса Денисовича освоиться с педантизмом Карла Ивановича. Беда в том, что все обуяны желанием водительства. Иогансон взывает о помощи. Но я хорошо помню отзывы о ней Феликса Денисовича, да и сами мы можем уже судить, что за все эти годы она ничем себя не проявила. Совершенно очевидно ее желание провести своего супруга во главу Общества, что, конечно, недопустимо, ибо это равнялось бы провалу. Общество это должно быть, прежде всего, латышским, и особенно сейчас, при сложившихся обстоятельствах в стране. Далее она, видимо, понимает, что она не может вести Единение Женщин, и предлагает себе заместительницу в лице Зенты Маурин, она, кажется, прекрасная лекторша, и, как пишет Иогансон, когда она читает, помещение всегда переполнено. Она, видимо, известная писательница. Если та примет, считаю, это будет удачно. Сама же Иогансон предлагает себя в секретари, и, как она пишет, она будет «Deus ex mashina»[239], то есть получать от меня Указания, и тем создаст себе привилегированное и менее ответственное положение, – это уже мое соображение. Сердце мое не очень лежит к чете Иогансон. Буду отвечать ей очень осторожно. Письмо ее полно инсинуаций на Карла Ивановича. К сожалению, симпатичный Рудзитис, видимо, из пугливых и не решается осветить мне истинное положение вещей и, как пишет Иогансон, поручает ей как женщине написать мне об этом. Но нужно очень тактично расследовать истину такого доверия Рудзитиса к Иогансон. Нет ли тут подтасовки? Конечно, я понимаю, что Карл Иванович не на высоте, но беда в том, что лучших нет. Клизовский тоже не доволен сложившимся положением вещей, но сам, умея компилировать книжечки, все же истинных основ Учения не понимает, это вижу из писем его, да и из писаний, присылаемых мне на просмотр. Не разбирается в доброкачественности материалов, которыми пользуется для книг. Владыка все время указывает на необходимость очищения сознания и заложения правильных Основ Учения. К сожалению, теософы постарались перевести книгу Ледбитера, между прочим, «Путь и Учителя». И вот теперь все наши группы зачитываются этим безвкусием, и даже наш милый Асеев, видимо, не может допустить, что личные описания Ледбитера и встречи с Махатмами – отъявленная ложь. Приходится раскрывать им эту ложь и вред подобных книг. По Указанию я дала программу Стурэ для организации групп, изучающих науки и искусства при Обществе, но он пока на это не зазвучал. Может быть, из-за летнего сезона и из-за временного военного положения в стране, затрудняющего всякие собрания, но, кажется, там уже полегчало. Буду настаивать на проведении этой программы. Не могу еще нащупать там группировки, к какой группе примыкает Рудзитис. Письма Рудзитиса довольно бесцветны.

Асеев переслал мне письмо Серафининой к нему, письмо милое, и я не откажусь переписываться с нею, о чем и написала ему. С Рудниковой, баронессой Икскуль по мужу, духовного контакта не произошло. Не жена ли она того Икскуля, о котором неодобрительно отзывался в свое время Феликс Денисович, а теперь пишет о его вредности в Америку и Ле Пети, не извещая о том меня? Если будешь писать этому Зверю, пожалуйста, укажи ему, чтобы он держал меня в курсе всего происходящего. Владыка так настаивает на этом. Теперь Асеев очень хорошо принял мою критику его статьи и просил разрешения поместить эти замечания, как «письмо с Гималаев» под моим именем в своем сборнике. Владыка указал поместить под полным именем. Также поместим твою статью «Черта Мира». Также исправила и добавила и его вторую статью. Очень странно, что на мое такое сердечное письмо к Дукшинской все еще не имею ответа. Также послала ей пять книг «Знамя Преподобного Сергия» и по одной книге «Сердце» и «Мир Огненный» и тоже не имею подтверждения о получении. В следующем письме к Асееву придется осторожно запросить, что случилось с ними. Такое молчание тем более странно после всех их восторженных писем в ответ на мое первое незначительное письмо.

Мои письма к Модре, надеюсь, подвинут понимание. Ведь время идет великое, и кармический поток приближается. Истинно, чудо у дверей. Чудо спасения. Ле Пети писал в Америку <...>[240] На этой неделе не имела от него писем и не знаю, как двигает он дело Пакта. Боюсь, что финансовая задержка привела его в полное расстройство и рамолисмент[241]. Также с книгой о Сибири[242] он не сумел придержаться условий. Ты, конечно, все это знаешь от Зины, со своей стороны я тоже написала ему о необходимости придерживаться первоначального условия и сметы, ибо иначе издатель может отказать субсидировать книгу, настолько превысившую смету.

Теперь о наших здесь делах. Все идет, как всегда, все завалены работой. Светуня занят своими плантациями и собиранием и приготовлением все новых и новых лекарств. Также написал очень неплохую вещицу. Горный водопад с отраженной в нем радугой. Маналы его все околели, не выдержали давления монсуна. Надо сказать, что монсун в этом году очень тяжел. На днях я тоже чувствовала себя еле живой. Но сейчас лучше, токи изменились. Живем очень, очень дружно; только наш управляющий все больше и больше опускается. Сезон фруктов в этом году будет еще хуже, ибо в Индии и Юнайтед Пр. сильная холера, уже пять тысяч смертей за короткое время. Надеются, что ее удастся локализовать. Лама работает с большим прохладцем. Если не ошибаюсь, лишь две трети всего диксионари[243] сделано. Очень ему здесь нравится. О мушкетерах ничего не слышим. Ман ничего не спрашивает. Недавно приезжала Асбо, говорила, что через года два они должны будут уехать из Лахуля.

3.VIII. Сегодня пришли книги, посланные Вами, но писем при них не было. Уже две недели не имеем вестей от Вас. Ну, надо садиться за другие письма. Я только и делаю, что пишу письма, и моя работа по «Тайной Доктрине» делается урывками, что меня очень огорчает, ибо все боюсь, что не успею выполнить все задания. Яруя посылает минутсы. На этом заседании я чувствовала себя очень плохо, но сейчас много лучше. Мускус и строфант опять подкрепили, так и дотяну. Берегите себя, мои родные, здоровье – самое главное. Достаточно ли у Вас мускуса и можно ли его достать на месте? Если нет, мы Вам вышлем. Сообщите. Обнимаю Вас, любимые мои.

Пришло письмо от Шклявера, прилагаю копию, неполную. Мое письмо к нему ушло до получения этого последнего известия о положении Пакта. Он пишет так неясно, и нельзя понять, кто сообщил ему о поездке Барту и отрицательных результатах. Не хочет ли он, как всегда, найти причину неуспеха исключительно в других... и успокоиться. Будем тревожить его.

Е.Р.

Е.И.Рерих – Г.Г.Шкляверу

2 августа 1934 г.

Дорогой Георгий Гаврилович, отвечаю на Ваше последнее письмо от 9 июля. Все сообщаемые Вами сведения о движении Пакта неплохи, но все же хотелось бы видеть больше конкретных действий со стороны нашей милой Франции. Вы уже знаете из писем Святослава и наших ближайших сотрудников, что осенью мы ожидаем движений в Америке в пользу Пакта, ибо сам Глава выказывает интерес. Но, как я уже писала, мне так хотелось, чтобы именно Франция первая из великих держав поднялась на защиту Культуры. Удивительно наблюдать, как мало понимается значение Знамени Мира людьми, стоящими во главе Правительств. Но история будущего отметит Знамя Мира наравне с величайшими идеями, преобразившими сознание человечества.

Из Америки мне пишут, что Вы пишете сильное письму Гущику, убеждая его не отказываться от мысли собрать Общество имени Рериха. Напрасно, ибо наша тактика – никого не уговаривать, тем более таких людей, как Гущик, ничем не проявивший себя и желающий уже строить на всем готовом. Потому прошу Вас по возможности сократить с ним переписку. В начале июня я написала ему разъяснительное письмо, и, если он на мое письмо не ответит, мы можем прекратить с ним дальнейшие сношения. Мы должны держать имя Рериха выше высшего.

Также очень сожалею, что несмотря на то, что я уже сообщила Вам, что по Высшему Указу я должна находиться в курсе всего происходящего, я получаю подробности и копии Ваших писем и корреспондентов не из Европейского Центра, но из Америки. Потому еще раз прошу Вас присылать мне копии писем и сообщать о ходе дел, Иерархия у нас соблюдается во всех делах. Также прошу Вас сообщить мне, чем вреден барон Икскуль? Огорчает меня вся история с книгой о Сибири. Вы, к сожалению, ничего об этом мне не писали, но из Америки я имею сведения о большом там недовольстве. И должна сказать, что я всецело присоединяюсь к нашим сотрудникам в этом вопросе. От Н.К. я знала, что одна из наших знакомых дала в долг под эту книгу 450 долларов и, следовательно, нужно было строить всю книгу так, чтобы ни на один доллар не превысить имеющуюся сумму. Но, как пишут мне, кто-то, по-видимому, не принимает это важнейшее обстоятельство во внимание. И статьи присылаются с картами и репродукциями, что сильно удорожит книгу. Притом книга не должна превысить 150 страниц. Кроме того, правильное недовольство вызывает то обстоятельство, что статьи присылаются непереведенными. Вы понимаете, что перевод стоит денег, потому, чтобы не уменьшить одолженную сумму, Зинаида Григорьевна Лихтман и мисс Франсис Грант были так любезны, что перевели одну статью, но она была им очень трудна из-за специальной технической терминологии, потому боюсь, что перевод не будет на высоте. Следует принять во внимание, что наши сотрудники буквально перегружены, работая даже в ночное время, и неделикатно заваливать их еще этой работой, которую должен был бы исполнить сам автор, тем более что Н.К. писал, что Головин владеет английским языком. Большое одолжение со стороны наших сотрудников было бы уже в том, что они просмотрели бы этот перевод с его литературной стороны без всяких комплиментов. Ваше знание английского языка так прекрасно, что Вы могли бы сами совместно с автором статей просмотреть их. Нельзя слишком требовать от людей!

Так и не получила обещанных Вами копий писем. Продолжаю получать сведения об изобретенном Вами «духовном советнике при Европейском Центре». Поступают запросы о нем. Приходится отвечать и разъяснять. Характерно, что на мое письмо он не ответил. Это тоже испытание ему. Потому очень следите за ним и не полагайтесь на его временное молчание.

Какой журнал задумал Кириллов и откуда надеется он достать деньги? Также прошу, насколько возможно, пояснить мне об «учебных» собраниях в «Утверждении».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.